Материалистические и идеалистические концепции в философии 19 в.
В 50-х гг. 19 в. видным представителем грузинской философии являлся Кикодзе – автор книги «Основы опытной психологии» (на русском языке), из-за которой русская церковь объявила его еретиком. Кикодзе пытался сочетать идеалистические и материалистические взгляды. Отрицая отвлеченный спекулятивный путь исследования (априоризм Канта, абс. идеализм Шеллинга, теорию врожденных идей и т.п.) и стремясь к обоснованию знания на опыте, он вместе с тем сомневался в человеческой способности познать сущность душевных и материальных явлений. Большое место в мировоззрении Кикодзе занимали проблемы о назначении и воспитании человека.
Важным периодом в развитии грузинской философии были 60-е гг. 19 в., когда выступили грузинские революционные демократы И. Чавчавадзе, Г. Церетели, Н. Николадзе, А. Церетели, К. Лордкипанидзе и др. Объединившись вокруг журнала «Сакартвелос моамбе», они, подобно русским революционным демократам и в тесной связи с ними, поставили своей целью уничтожение царского самодержавия, крепостничества, ликвидацию национального гнета и создание в Грузии демократической республики. Под влиянием русской и западноевропейской (Сен-Симона, Прудона и др.) утопической социалистической теорий в статьях И. Чавчавадзе, Давида Кипиани и др. выдвигалась идея всеобщности труда как основы нового общественного устройства. С политическими и социальными идеями шестидесятников были связаны и их философские взгляды.
Продолжая материалистическую традицию грузинской философии, усваивая материализм русских революционных демократов, вождь революционно-демократического движения в Грузии Чавчавадзе материалистически решал основной вопрос философии. По его мнению, вне и независимо от человека существует не только природа, но и общественная жизнь, которая «сама определяет себе правила и законы» и не изменяется по прихотям человека. Мир, в т. ч. и общественная жизнь, находится в вечном движении и изменении, в возникновении и уничтожении; это изменение – закономерный процесс и имеет свою основу в себе. Однако человек способен воздействовать на этот объективный процесс. «Люди являются не только созерцателями общественной жизни, но и членами ее, – писал Чавчавадзе, – общественная жизнь есть творение самих людей, результат и продукт их действия». Чавчавадзе является основоположником теории критического реализма в Грузии.
В духе Чавчавадзе развивал свои философские взгляды Г. Церетели. Основу единства мира он видел в материи, которую рассматривал как находящуюся в процессе вечного движения. В понимании движения и развития у Г. Церетели имелись отдельные диалектические догадки. Но в целом он остался метафизическим материалистом; он сочувственно относился к взглядам Фогта, Молешотта, Бюхнера. В трактовке искусства он стоял на позициях реализма.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1582;