Просветительские идеи К. Хетагурова и А. Гассиева

 

Одной из важных сторон общественно-публицистической деятельности Коста Хетагурова является его педагогико-просветительская работа. Будучи прогрессивным мыслителем-материалистом, Хетагуров был убежден, что воспитание и образование - первооснова общественного благосостояния. Хорошее воспитание предопределяет процветание общества, дурное же - его неудачи. Воспитание как категория общественная должно быть народным; лишь народ и народность придают воспитанию политическую заостренность, общественную актуальность.

Великие педагоги и писатели К.Ушинский, Л.Толстой, И.Чавчавадзе, К.Хетагуров считали первоочередной задачей просветить массы трудового народа, открывать народные школы. Хетагуров считал их основание - главным средством пробуждения осетинского народа, средством его интеллектуального и духовного воспитания. Он непосредственно знакомился с работой в школах, изучал их историю, посещал собрания педагогов, писал рецензии на учебники, писал статьи о народном образовании.

Из 60-ти статей и заметок Хетагурова, опубликованных в дореволюционной печати, 14 посвящены актуальным вопросам народного образования. В его известных работах, таких, как: «Владикавказские письма», «"Неурядицы Северного 142 Кавказа», «Развитие школ в Осетии», «Учебник географии России» и других, наряду с другими вопросами рассматриваются проблемы школ и просвещения. Царское правительство не только не расширяло сеть народных школ, но даже сокращало их до минимума. Так, в 1891 году местное чиновничество закрыло единственное в Осетии Ольгинское женское училище. «Школа была насущной потребностью всего народа», - говорил Коста. Поэт возглавил смену борьбу за сохранение этой школы, вместе с передовой интеллигенцией он довел эту борьбу до полной победы.

В произведениях Коста развиты идеи, мысли и взгляды относительно воспитания и образования подрастающего поколения. Пламенный публицист немало внимания уделял содержанию обучения, с удивительной проницательностью осуждает формалистический принцип обучения, подмену научных знаний механической зубрежкой, воспитание учеников в духе рабского послушания. Прогрессивность его педагогических взглядов, касательно учебных планов, программ и учебников, делается особенно явной на фоне анализа тогдашней буржуазно-реакционной школьной политики, которую царское самодержавие проводило на окраинах России. Он боролся против подобной воспитательно-образовательной системы.

В статье «Церковно-приходские школы в Осетии» Коста Хетагуров проводил мысль о необходимости преподавания всех предметов в осетинских школах на родном языке. Он принципиально ставил вопрос об использовании осетинского языка во всех сферах общественной жизни, что способствовало бы его дальнейшему развитию и совершенствованию. Хетагуров считал первым условием интеллектуального и нравственного развития юношества - обучение его на родном языке, он решительно требовал глубокого овладения родным языком и обстоятельного изучения истории своего народа. Коста подчеркивал значение русского языка в системе народного образования. Знание русской разговорной речи, обучение русской грамоте, изучение достижений мировой культуры, по мнению поэта, должно способствовать развитию национальной культуры. Признавая прогрессивное и животворное влияние русской литературы, Хетагуров считал необходимым, в особенности для молодежи, изучение русской классики, отмечал знание перевода на родной язык лучших достижений мировой литературы.

Поэта никак не удовлетворяло обучение учащихся по оторванной от жизни догматической программе, существующей в то время. Он требовал разгрузить программы от бессмысленных вопросов, а взамен пополнить их сугубо жизненным материалом из действительности. В программы женских гимназий считал необходимым ввести элементарный курс школьной гигиены, а/в прогимназиях - изучение истории, географии и педагогики. Коста считал необходимым расширение гимназических программ до уровня программ учительских семинарий, применяя теоретические знания на практике, введение в школы добавочных знаний по полеводству, садоводству и молочному производству.

Хетагуров глубоко вникал в содержание учебного дела Владикавказской женской гимназии, выявляя причины существующих пробелов. Поэта возмущали занятия учащихся в школах по устаревшим негодным учебникам.

Внимание составителей учебников и других лиц Хетагуров обращал на улучшение содержания руководств, на соблюдение научной точности и изложение материала учебника литературным языком. Он высоко ценил хорошие учебники и их авторов. Особое внимание уделил Коста трудам выдающегося грузинского педагога Якоба Гогебашвили, особо выделял его «Русское слово». Их применение в церковно-приходских школах было одобрено съездом учителей Северной Осетии.

Коста Хетагуров через годы обращается к нам со словами, которые не только высоко поэтичны, но в них заложен глубокий педагогический смысл. Смысл школьной реформы тоже заключается в этом: соединить науку, культуру, труд во имя воспитания человека с красивой душой, с высокими благородными порывами.

По мнению поэта, долгом педагога является: выработать в детях искренние чувства патриотизма и национальной гордости; воспламенить в учащихся любовь к наукам и искусству; вооружить детей глубокими знаниями основ науки и дать им постичь глубину предмета и т. д.

Выдающийся просветитель-педагог отлично понимал, что для осуществления этих задач от преподавателя требовалась высокая культура, глубокие знания, искренняя любовь к детям и педагогическое призвание. Делами морального воспитания и образования детей должны руководить лица культурные, широко образованные, вооруженные общими и специальными знаниями в области педагогики.

Исследование жизни и творчества Афанасия Гассиева представляет разносторонний интерес. Во-первых, он, как личность и представитель новой социальной группы - национальной интеллигенции, является продуктом Нового времени, чья жизнь и деятельность может рассматриваться как феномен национальной и российской культуры того времени. Во-вторых, он является выразителем культурных потребностей и одним из активных участников формирования духовной культуры своего народа, что получило отражение в его творчестве.

В творческом наследии философа сохранилось свыше 15 работ по трем распространенным среди народов Кавказа и, в частности, среди осетин религиям, начиная с «язычества», затем ислама и христианства; содержанию и анализу их вероучения, истории формирования, влиянию на ход мировой истории, времени проникновения и форм распространения на Кавказе.

Он был одним из первых религиоведов, обративших внимание на характерное для религиозного сознания осетин и других народов Кавказа соединение элементов этих форм религии. Данный феномен религиозного сознания получил в последующем научное определение - «религиозный синкретизм».

Первой публикацией А.А. Гассиева была статья «Заметки о верованиях некоторых кавказских горцев», в которой он дает сравнительный анализ трех доминировавших в разное время и сохранившихся до XIX века на Северном Кавказе религий - «язычества», христианства и ислама. Основная часть статьи молодого ученого была посвящена исследованию «языческой религии». Данная форма религии оставалась объектом его исследований на протяжении всей жизни.

А.А. Гассиев внес свой вклад в развитие российского исламоведения. Первое монографическое произведение ученого, написанное еще в стенах Киевской духовной академии, «Коран, его происхождение и образование» было посвящено истории формирования и содержанию мусульманского вероучения. Через несколько лет, накопив необходимый материал, он публикует еще одну монографию «Анализ Корана по основным вопросам вероучения и нравоучения».

Среди актуальных для Кавказа проблем, связанных с исламом, исследователь рассматривает такие, как мусульманский фатализм, положение женщины-мусульманки, суфизм, совместимость мусульманского вероучения с христианским. Одним из первых российских исследователей он обратил внимание на опасность распространения радикального ислама - «ваххабизма».

Значительное место в творчестве А.А. Гассиева занимала философская разработка этико-религиозных проблем. И в философских и в религиоведческих исследованиях, и в публицистике А.А. Гассиев ставит проблемы нравственности на первый план, выделяя проблемы перехода от нравственных норм традиционного общества к требованиям, предъявляемым Новым временем, и их соответствия с канонами христианской и мусульманской религии. Эти проблемы были актуальны не только для горцев Кавказа, но и для других народов Империи.

Практически во всех работах философа религия признается опорой нравственности, а из всех религий предпочтение отдается христианству: «Религия примиряет человека с совестью и возвращает его для нравственной жизни»; «В христианстве объективно дана вся полнота нравственно-религиозных истин». Но к концу своей жизни философ приходит к противоположному выводу: «...что обоснование морального учения на догматах религии должно быть оставлено и что нужно возвратиться к человеческому пониманию вещей... учение о нравственности зиждется на идее общего строительства жизни для счастья всех».

 

 

Оглавления

2. Предфилософские формы мировоззрения горских народов. 3

3. Влияние античной и восточной философии на философские воззрения народов Кавказа. 4

1. Влияние арабоязычной философии на философскую мысль Азербайджана. 5

2. Первые философские учения Азербайджана: зарванийство, манихейство, маздакизм, восточный перипатетизм, суфизм.. 6

3. Философские воззрения А.Г. Бахманяра. 8

4. Философские и общественно-политические идеи Низами Гянджева (12-13 вв.) 9

5. Философские воззрения Ш. Сухраварди (12 в.) 10

6. Философские взгляды М. Ахундова. 12

1. Идеи стоицизма в древнеармянской философии. 13

2. Средневековая армянская философия. 14

2.1. Философские взгляды Езника Кохбаци (5 в.) 14

2.2. Философская система Давида Анахта (6 в.) 15

2.3. Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци. 17

2.4. Татевская школа философии. 18

3. Философская мысль 17-18 веков. 19

4. Социально-философские взгляды Х. Абовяна и М. Налбандяна. 20

1. Колхитская школа риторического и философского образования. 22

2. Этическое учение Петра Ивера (5 в.) 23

3. Средневековая грузинская философия. 25

3. 1. Социально философские воззрения Айэта (6 в.) 25

3.2. Ефим Мцире – основоположник грузинской схоластики. 25

3.3. Философские воззрения Петреци (11-12 в.) 26

3.4. Гуманистические идеи Ш. Руставели. 26

4. Грузинская философия 16-17 веков (Орбелиани, А. Багратиони) 27

5. Материалистические и идеалистические концепции в философии 19 в. 29

1. Мифологические формы сознания, как своеобразная натурфилософская система. 30

2. Философская мысль народов Дагестана. 32

3. Просветительские идеи К. Хетагурова и А. Гассиева. 34








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1578;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.