Тема 13. Церковное искусство Киевской Руси. (1 занятие)
- Характерные особенности церковно-христианского искусства Киевской Руси.
- Этапы развития церковно-христианского искусства Киевской Руси.
a) Период преемственности. Становление церковно-христианского искусства Киевской Руси.
b) Церковно-христианское искусство периода феодальной раздробленности Киевской Руси.
- Характерные особенности церковного искусства Киевской Руси.
Важную роль в формировании и дальнейшем развитии древнерусского государства имел Киев – центр славянского племени полян. Согласно летописи «Повести временных лет» первым Полянским князем был Кий, который вместе со своими братьями Щеком, Хорывом и сестрой Лыбидь основали этот город. На протяжении VIII -IХ веков сформировался племенной союз, в который вошли поляне, древляне, углычи и северяне, получивший название «Русская земля». Впоследствии количество племен, вошедших в Киевскую Русь, достигло 14. В 880 году князь Олег, прибыв из Новгорода, захватил Смоленск кривичей, потом Любеч северян и, наконец, убив киевских князей Аскольда и Дира, обманом стал князем Полянским и регентом малолетнего князя Игоря сына Рюрика. Так были заложены основы будущего государства Киевская Русь.
Однако политическая и культурная консолидация восточнославянских племен завершилась только в конце IХ века, когда князь Владимир Святославич в 988 году крестил Русь. Неудавшаяся языческая реформа 980 года, когда во главе пантеона был поставлен бог грома Перун, не решала ни накопившихся в государстве проблем и не была целительна для души жаждущих истины славян к тому времени уже знавших о христианском исповедании веры. Как известно первая христианская община появилась на Руси еще во времена константинопольского патриарха Фотия («Фотиева крещения»). К тому же равноапостольная княгиня Ольга (бабушка князяВладимира), приняв около 957 года христианство восточного обряда, строит деревянные храмы (при ее муже Игоре уже была построена церковь пророка Ильи, а она строит церковь св. Софии), заказывает иконы и богослужебную литературу, заботится о распространении истинной веры в своем государстве.
Таким образом, у истоков формирования древнерусского государства был сделан выбор в пользу православного исповедания веры, что подтолкнуло, соответственно, к влиянию византийской традиции на формирование церковного искусства Киевской Руси. Показательно и то обстоятельство, что в период наметившегося византийско-русского политического конфликта, когда княгиня Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа, священников и они прибыли в Киев, их миссия продлилась недолго. Киевляне выгнали их довольно быстро. Конечно, не последнюю роль в этом событии сыграло и то обстоятельство, что большая часть населения Киевской Руси было языческим. Как известно из летописных источников, все попытки равноапостольной княгини Ольги обратить в христианство сына своего Святослава не увенчались успехом. В то время язычество еще было влиятельно и сильно. Более того, даже после принятия христианства в качестве государственной религии язычество прорастало в мировоззрении и культуре славян, что и дало основание ученым назвать культуру периода Киевской Руси как культуру двоеверья. Этим же объясняется и то обстоятельство, что византийский патриархат очень внимательно следил за состоянием дел в этой эпархи и среди всех митрополитов этого периода только два имели киеворусское происхождение, а все остальные были либо болгары, либо греки. К тому же митрополит Илларион был избран на поместном соборе без санкции Константинополя и как только князь Ярослав Мудрый подписал договор с Византией, он с кафедры был смещен. Вот почему первый период в культуре и, тем более в церковном искусстве Киевской Руси, в современной литературе часто называют периодом преемственности, поскольку строили, писали, создавали фрески и мозаики при непосредственном участии и под влиянием византийских мастеров.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1630;