Церковное искусство Западной Европы эпохи Классицизма и Модерна.
Наряду с активным развитием искусства Барокко в Западной Европе в 17 веке сформировался еще один художественный стиль, получивший название классицизм (от лат. classicus - образцовый). Родиной классицизма считается Франция, но к 18 веку он получил широкое распространение не только на Западе, но и на Восточной Европе. Так, в Россию и в Украину он проникает после реформ Петра I, но доминирующим стилем в искусстве стал только в эпоху Екатерины II (с 1760 по 1830-х гг.). Основополагающие принципы классицизма были разработаны еще Николо Буало (1636-1711), но их закреплению способствовало создание в Париже Королевской академии живописи и скульптуры (1648), а впоследствии и Королевской академии архитектуры (1671). Королевскую академию живописи и скульптуры возглавил Ш. Лебрен, ставший с 1662 г. первым живописцем Людовика XIV (известного как «король-солнце»). Он же и расписал знаменитую Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). Таким образом, получив похвальную оценку в Париже и став придворно-академическим, классицизм был признан образцовым стилем и в том числе для церковного искусства Западной Европы.
Со второй половины 18 по первую треть 19 в. классицизм ощутил на себе влияние новых идеологических тенденций и вошел в историю под названием неоклассицизм. Важную роль в развитии неоклассицизма имело Просвещение. Это было идейно-философское движение 18 - сер. 19 вв., имеющее яркий антифеодальный и антицерковный характер. Произведения большей части просветителей основывались на убеждении о решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», который соответствовал подлинной природе человека и общества, в котором есть политическая свобода и гражданское равенство. Представителями английского Просвещения (где оно возникло) были Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Во Франции период между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения» и это движение было представлено Вольтером, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвецием, П. А. Гольбахом. В Германии яркими представителями были: Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете, а в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн.
46. 47.
Рисунок 48. М. Ф. Казаков. Церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице. 1777-1778. Фасад.
Рисунок 49. А. Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Построен для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по ее имени и назван. Грандиозная полукруглая колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн с шестиколонным портиком в центре примыкает к боковому (северному) входу собора и обращена к Невскому проспекту.
Как и в искусстве ренессанса и барокко для классицизма характерно обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима), в котором видели норму и идеальный образец для подражания. В некотором роде рассудочный и холодный классицизм противопоставляется роскошному, динамичному и чувственному барокко, а впоследствии рококо. В отличие от барокко, классицизм обращен к рационализму, желанию установить четкие правила создания произведения, уравновешенности композиции, симметричности, ясности логики замысла и лаконизму. Классицизм еще называют стилем противопоставлений. Его идеология провозглашает превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Сформировав строгую иерархию (соподчинение) видов и жанров в искусстве, идеологи классицизма разделили все жанры на высокие и низкие. К «высоким жанрам» в живописи относили историческую, религиозную и мифологическую картины, которые способны были дать зрителю героические примеры для подражания, а «низшими» считались портрет, пейзаж, натюрморт и бытовая картина. В области литературы к «высоким жанрам» относили - трагедию, эпопею, оду, исторический и мифологический сюжет. К «низким» - комедию, сатиру, басню. Каждому жанру предписывались строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки. Строго запрещалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным.
В архитектуре, которая занимала ключевую позицию в концепции синтеза искусств, все было основано на принципах строгости форм, симметричности, прямолинейности и подчиненности «естественному разуму» - гармонии человека с природой. Обращение к мотивам античной архитектуры способствует к активному использованию античной ордерной системы. Но предпочтение отдавалось дорическому стилю. В отличии от барочного стиля здесь стены гладкие, окрашены в спокойные тона и лишены присущей для барокко чрезмерности в украшениях декора. Яркими представителями в архитектуре классицизма были: француз Ф. Мансар (дворец Мезон-Лаффит, 1642-51 и несколько церквей, построенных по его проекту во Франции), творчество Л. Лево (Во-ле-Виконт, 1656-61, Версаль, 1661-68), Ф. Блонделя(ворота Сен-Дени в Париже, 1672). Церковь Св. Женевьевы возведённая Ж. Ж. Суффло (1758–90), которая в конце 18 в. превращена в Пантеон, имея в плане греческий крест увенчанный огромным куполом, все же более сухо воспроизводит античные формы.
В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились чёткий рисунок и статуарность форм. Разработка сюжетов и аллегорий, которая сложилась в Королевской академии живописи и скульптуры, должна была служить прославлению французского монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Возросшая роль эпически величественного пейзажа способствовала раскрытию идеи о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы. Яркими представителями классической живописи были Н. Пуссен и К. Лоррен. Так предназначением картины становится возвеличение и прославление. Эта же идея привносится и в церковное искусство. Безэмоциональность, триумф воли и долга с ярко выраженным просветительски-этическим подтекстом характеризуют изобразительное искусство этого периода в целом и на религиозную тематику в том числе.
48. 49.
Рисунок 50. Антонио Гауди. Церковь Саграда Фамилия (Святое Семейство). Барселона. 1884-1926.
Рисунок 51. Завершение одной из башен собора Саграда Фамилия.
Во второй половине 19 века ситуация в искусстве несколько меняется. Ощущается ностальгия за средневековьем, получившая свое выражение в искусстве романтизма и модерна. Эклектичное искусство (в том числе и в архитектуре, живописи) обращается к стилистике ушедших эпох и в том числе к готике. Фантасмагорических характер модерна раскрыл себя наиболее выразительно в творчестве Гауди (храм Святого Семейства в Испании в Барселоне). Конструктивизм, как стиль начала 20 века, в основании которого находятся идеи функциональности и прагматичности, активно использует такие материалы, как стекло и бетон. Яркий пример – творчество Ле Корбюзье.
Литература к теме 12. 2.
Вёльфлин Генрих Ренессанс и Барокко. С.- Пб.: Азбука и классика. 2004. -288 с.
Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М. Стройиздат. 2003.
Дасса Фредерик Барокко. Архитектура между1600-1750 годами. М.: Астрель .Аст. 2002.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1770;