В) Церковно-христианское искусство периода феодальной раздробленности Киевской Руси.
Второй период развития церковно-христианского искусства (с середины XII века и по 1240 г.), известный как период феодальной раздробленности Киевской Руси. В своих особенностях он был обусловлен наличием постоянных междоусобных противостояний, имевших место среди князей после известного съезда в Любече. Тогда каждый князь должен был свою «вотчину держать» передавая ее в наследство старшему сыну, а на чужое не претендовать. Таким образом, постепенно Киев теряет свое главенствующее значение, и каждый князь заботится, прежде всего, о своем уделе с присущим ему местными особенностями и колоритом. Время строительства грандиозных монументальных храмов прошло и на его смену приходит камерное искусство.
Уже в конце XI века формируется новая тенденция храмового строительства: это трехнефный, шестистолпный с трема апсидами, притвором и хорами храм, имеющий только одну главу и позакомарное покрытие. Принимая к вниманию местные традиции и колорит, русские мастера начинают формировать местные архитектурные и иконописные школы, проявляя интерес к западным образцам (романского и готического стиля). Так начинают определяться индивидуальный облик зодчества Волыни, Галича, Владимира на Клязьме и других школ. Наиболее выразительными стали три архитектурных школы: юго-западная (Киев, Чернигов, Полоцк и Смоленск), Северо-восточная (Владимир и Суздаль) и Северная (Новгород, Псков). Яркими примерами юго-западного направления в церковном искусстве могут быть: Успенская церковь в Киеве, получившая название «Пирогощи» (1131-1136), шестистолпный, однокупольный храм св. Кирилла Александрийского как главный храм Кириллова монастыря в городе Киеве (середина XII века), церковь Св. Параскевы Пятницкой в Чернигове (конец XII века). Храм Св. Параскевы («Пятницкой») был построен с использованием системы ступенчатого возвышения арок одной над другой (система называлась еще «в ящик») известным к тому времени киевским архитектором Петром Милонегом.
61. 62 (а,б).
Рисунок 61. Церковь Спаса Преображения в Переяславле Залесском 1152-1157.
Рисунок 62 (а,б). Покрова Богородицы на Нерли. Северный фасад. 1165-1166.
Другой важнейшей особенностью этого периода стало то обстоятельство, что храмы украшаются исключительно фресковой росписью при полном отсутствии мозаик. Искусство мозаики довольно дорогое и хлопотное, да и хороших местных мастеров, судя по всему, не было, а делать заказ для иностранцев удельные князья не считали необходимым. К тому же в отличие от классической технологии, когда фреска пишется еще по не высохшей штукатурке для того, чтобы она не осыпалась и долго сохраняла свежесть цвета, с середины XII века пренебрегают этим условием и пишут по сухой (техника «сухой фрески»). Ярким тому образцом могут служить фресковые росписи церкви св. ап. Иоанна Богослова в Смоленске. Стилистической особенностью этого периода называют и наличие подчеркнутой экспрессивности в передаче образа.
Поскольку Владимиро-Суздальская земля к XII веку активно осваивалась и расширялась, возникала необходимость в строительстве новых сооружений и в том числе церковного предназначения. Яркими образцами могут быть: одноглавый Спасо-Преображенский храм в Переяславе-Залесском, белокаменный Успенский собор во Владимире, храм св. Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском с каменной резьбой, покрывавшей всю поверхность внешних стен его от основания и до купола как дань романскому влиянию, имевшему место в это время.
Рисунок 63. Икона св. Николая Чудотворца.
Наиболее выразительно византийская манера письма сохранила свой отпечаток в Новгородской иконописной школе. Существенной особенностью этой школы стало наличие подчеркнуто декоративного начала, утонченности, вытянутости изображаемых фигур, более выраженная композиционная свобода и активное обращение к использованию темно-красного средника (фона). Именно в этой манере были написаны «Белозерская» икона Пресвятой Богородицы, «Успение Пресвятой Богородицы», икона св. Николая Чудотворца.
Литература к теме 13.
Боборов Г.Ю. Малая история культурыюОсновы иконографии древнерусской живописи. Мифрил С.-Пб. 1995.
Логвин Г.Н. Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001
Історія української культури. Т.1. К.: Наукова думка. 2001.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1651;