Александр Великий эпохи неолита
Ной и миф об Атлантиде — Тибет — Рама и покорение Индии — Сутры йога Пантанджали
Е |
сли вы знакомы с мифом об Атлантиде, у вас могло сложиться впечатление, что он основан на сочинении единственного древнего автора — философа Платона.
Рассказ Платона выглядит следующим образом. Египетские жрецы рассказали Солону, законодателю и государственному деятелю, жившему во времена прадеда Платона, об огромном острове в Атлантике, затонувшем в океане примерно в 9600 г. до н. э.
Цивилизация, населявшая этот остров, была основана богом Посейдоном и происходила от потомков его бракосочетания с прекрасной Клито (в главе 5 мы могли убедиться, что такое вмешательство рыбообразного божества представляет собой зашифрованное повествование об эволюции, общее для мифологии во всем мире).
Помимо главного острова, атлантическая цивилизация правила над несколькими меньшими основами в этом регионе. На самом большом острове раскинулась плодородная равнина с большим холмом посредине, на вершине которого некогда жила Клито. Здесь из земли било два источника, один с горячей, а другой с холодной водой.
Для того чтобы удержать Клито при себе, Посейдон соорудил ряд концентрических каналов вокруг холма. Со
временем на острове сложилась высокоразвитая цивилизация, приручившая диких животных, добывавшая металлы и строившая храмы, дворцы, ипподромы, общественные бани, правительственные здания, гавани и мосты. Многие стены были покрыты металлами: медью, оловом и неизвестным красным металлом под названием орихалк. Крыши храмов были выложены слоновой костью, а шпили — золотом и серебром.
На островах Атлантиды правило десять царей, каждый из которых имел собственное царство, но девять из них находились в подчинении у правителя крупнейшего острова.
В центральном храме, посвященном Посейдону, стояли золотые статуи, включая одну, где бог ехал на колеснице, запряженной шестикрылыми конями в сопровождении сотен нереид верхом на дельфинах. Живые быки свободно бродили среди леса колонн в этом храме, и каждые пять или шесть лет десять царей, правивших островами, уединялись здесь и охотились на быков без оружия. Поймав одного, они вели его к огромной колонне из орихалка, где были начертаны законы Атлантиды, и там обезглавливали.
Жизнь на островах Атлантиды в целом была идиллической. В сущности, она была настолько беззаботной, что люди больше не могли вынести этого и погрязли в разврате и упадке, ненасытно стремясь к новшествам и власти. Тогда Зевс решил покарать их. Он наслал сильное наводнение, после которого уцелели лишь малые острова, словно кости скелета, выпирающие из моря. Затем мощное землетрясение за одни сутки уничтожило все, что осталось от Атлантиды.
История о гибели Атлантиды действительно показалась бы невероятной, если бы Платон был единственным античным автором, писавшим на эту тему. Аристотель сказал: «Платон заставил Атлантиду подняться из морских волн, и он же погрузил ее обратно». Подразумевалось, что
Платон просто выдумал эту историю. Однако даже поверхностные поиски свидетельствуют о том, что в античной литературе содержится множество упоминаний об Атлантиде — к примеру, в трудах Прокла, Диодора, Плиния, Страбона, Плутарха и Посидония. В них содержатся элементы, которых нет у Платона, судя по всему, позаимствованные из более древних источников.
По словам Прокла, через триста лет после Солона жрец в Саисе показал Крантору колонны, покрытые иероглифами, которые запечатлели историю Атлантиды. Один из современников Платона, ныне известный под именем псевдо-Аристотеля, написал о сходном земном рае в своей книге «О чудесных вещах».
Греческий историк Марцелл, тоже почти современник Платона, явно полагался на древние источники, когда писал о том, что «во Внешнем Океане (Атлантида) есть семь малых островов и три больших, один из которых посвящен Посейдону». Такое число островов согласуется с описанием Платона. Теопомп из Хиоса, греческий историк IV века до н. э., пересказывает историю, рассказанную за двести лет до Платона Мидасом из Фригии, «которая находится между известными частями света, Европой, Азией и Ливией (Африка), и другой, неизвестной частью света с необъятными цветущими лугами и пастбищами, где кормятся огромные и могучие животные, а люди вдвое выше обычного роста и живут вдвое дольше». Как известно, в мифах и легендах многих культур по всему миру содержатся упоминания о великанах, живших на Земле до Великого Потопа.
Затем есть греческий миф о Великом Потопе. История Девкалиона гораздо древнее книг Платона. И в сочинениях Платона, и в Библии подразумевается, что Великий Потоп предназначался для уничтожения большей части человечества, которое пошло неверным путем. Рудольф Штайнер указал, что во всех историях о полубогах и героях, в том числе о Кадме, Тесее и Ясоне, они путешествуют на восток. По его мнению, мы должны интерпретировать это как истории о миграциях, происходивших после ухудшения условий жизни на островах Атлантиды, но до окончательной катастрофы.
Когда Платон пишет о Посейдоне, первом рыбообразном правителе Атлантиды, нам следует помнить о сказанном в главе 5: Посейдон был первоначальной рыбообразной формой Зевса/Юпитера. Посейдон также был божеством бушующего моря, подземных и вулканических г лубин, где ропот земли предвещал грядущую катастрофу. Начало и конец истории Атлантиды были отмечены волей Посейдона.
Предания других древних культур косвенно подтверждают сочинения Платона. Ацтеки из Южной Америки верили, что они пришли из «Ацтлана» — «земли, что посреди вод». Иногда эта земля называлась «Ацтлан Семи Пещер». Ее изображали в виде большой ступенчатой пирамиды, окруженной шестью меньшими пирамидами. Согласно легендам, собранным испанскими завоевателями, человечество едва не было уничтожено огромным потопом и могло бы навсегда исчезнуть с лица земли, если бы не жрец и его жена, которые соорудили лодку из пустотелого бревна и спасли животных и семена растений. Сложная и изощренная астрономия народов Южной Америки привела одного современного исследователя к выводу, что они датировали этот потоп примерно 11 600 г. до н. э.
На первый взгляд, это не согласуется с датировкой Платона (9600 г. до н. э.), но главное в том, что по обеим версиям Потоп произошел в конце ледниковой эпохи. Современная геология утверждает, что по мере таяния ледниковых шапок с севера пришел целый ряд мощных наводнений. Мы уже говорили о предположении, что острова Атлантиды подверглись нескольким катастрофическим наводнениям в течение долгого времени, прежде чем последний остров наконец погрузился в морскую пучину.
В наши дни подводные археологи открывают во многих частях света остатки цивилизаций, которые были уничтожены наводнениями, вызванными таянием льда в конце ледниковой эпохи. В апреле 2002 года рассказы местных рыбаков и ныряльщиков помогли определить местонахождение затерянного города Семи Пагод у побережья Махабалипурама в Индии. Были обнаружены сооружения, похожие на храмы, гораздо более сложные и величественные, чем можно было бы ожидать в конце последней ледниковой эпохи, соответствующей эпохе неолита. Автор и исследователь Грэм Хэнкок, поставивший под сомнение многие научные предпосылки о древней истории, однажды сказал: «Я много лет утверждал, что легенды о Потопе заслуживают серьезного отношения. Большинство западных ученых отвергают эту точку зрения, но здесь, в Махабалипѵраме, мы доказали, что легенды не ліуг, а ученые ошибаются».
Я сам видел артефакты, поднятые с морского дна у атлантического побережья Америки. Это так называемые «камни Скотта», и я убежден, что их очень трудно воспроизвести даже с помощью современной технологии. В обработке «камней Скотта» есть элементы, поразительно сходные с египетскими артефактами. Это не мой секрет, но надеюсь, что к тому времени, когда выйдет эта книга, президент общества египтологов Майами Аарон Дюваль решит показать миру свои находки.
В греческой мифологии не сохранилось подробного описания событии, в результате которых такие артефакты могли оказаться па морском дне, а в Библии о Потопе сказано очень мало, но эти истории можно дополнить и обогатить преданиями других кѵльтѵр, особенно Шумера и других ближневосточных цивилизаций. Никто из ученых не оспаривает, что в некоторых преданиях этих древних культур содержался материал для создания библейской истории. Такие элементы библейского повествования, как ковчег, голуби и оливковая ветвь, существуют в более раннем, шумерском мифе, где Ноя зовут Зиусудра. Он появляется и в месопотамской легенде, где носит имя Атрахасис, и в вавилонском предании, где его называют Утнапишти- мом. Сочетание этих версий помогает создать «расширенный» вариант библейской истории:
Однажды, когда Ной стоял в тростниковой хижине, он услышал из-за стены голос, предупредивший его о грядущей буре и потопе, который сотрет человечество с лица Земли. «Разбери свое жилище и построй судно», — сказали ему Ной и члены его семьи приступили к строительству огромной тростниковой ладьи, обмазанной битумом, чтобы вода не проникала внутрь. Все, что растет на земле и питается от нее, птицы небесные, домашний скот и дикие животные были помещены внутрь. Шесть дней и ночей бушевала буря, и ладья Ноя носилась по волнам. Воды потопа покрыли всю поверхность земли. На седьмой день, когда ветер начал стихать, Ной открыл люк, и свет упал на его лицо. Мир безмолвствовал, потому что все люди обратились в прах...
Катастрофический потоп, едва не уничтоживший человечество, ежегодно отмечается живыми и мертвыми в День мертвых, или Хэллоуин. В Англии до конца XIX века крестьяне в этот день одевались мертвецами, носили маски и мычали с закрытым ртом, имитируя звуки, издаваемые ходячими покойниками.
* * *
Когда Ной и члены его семьи высадились на сушу, произошло нечто странное. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник, и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, вышедши, рассказал двум братьям своим» (Быт., 9: 20 - 22).
Можно понять, что Ной стал земледельцем, так как, по данным археологии, сельское хозяйство зародилось в период неолита. Но как понимать странную историю об опьянении и наготе?
Для этого нам нужно обратиться к преданию, где Ной отождествляется с легендарным греческим персонажем, Дионисом-младшим.
Имя «Дионис» принадлежало двум разным личностям, сначала боіу, а впоследствии полубогу. Они внесли совершенно разный вклад в историю человечества в две разных эпохи. Дионис-младший, отождествляемый с Ноем, мало напоминает Диониса-старшего, с историей об убийстве и расчленении которого мы познакомились в главе 6.
После Потопа Дионис-младший уплыл из Атлантиды через Европу в Индию с целью научить весь мир сельскому хозяйству, сбору урожая, возделыванию виноградной лозы и письменности. Как известно, письменность изобрел Енох, но теперь она была почти утрачена из-за опустошения, произведенного Потопом.
Дионис и его последователи носили тирс — посох, обвитый лозой и увенчанный шишкой, напоминающей шишковидную железу. Это означает, что Дионис также нес людям учение об эволюции человеческой формы и развитии позвоночного столба, увенчанного шишковидной железой, роль которой в восприятии мира мы недавно рассматривали. Фавны и сатиры из свиты Диониса представляли выживших из Атлантиды. Они были последними останками процесса метаморфозы. Любопытная история о сыне Ноя, открывающем его половые органы во сне, тоже связана с завершением этого процесса. Нам известно, что гениталии были последней частью человеческой анатомии, развившейся в их нынешней форме, и сыну Ноя было интересно узнать о своем происхождении. Был ли он сыном человека или полубога?
Истории о Дионисе-младшем и Ное в греческой и иудейской традиции связаны с виноградом и опьянением. Мы уже встречались с последователями Диониса в истории Орфея, растерзанного свирепыми менадами. Менады, находившиеся в состоянии экстатического опьянения, были одержимы божеством.
Первобытные народы всегда жили в гармонии с растительной частью своего существа. В результате они хорошо понимали, какое влияние оказывают различные растения на человеческую биологию, физиологию и сознание.
В греческих и иудейских преданиях о зарождении сельского хозяйства мы видим отображение повой, более логической формы осознания. Можно ли придумать лучший символ воздействия упорядоченной человеческой мысли на природу, чем пшеничные поля?
Теперь задачей лидеров человечества было усовершенствование нового логического мышления.
В Зенд-Авесте, священной книге зороастризма, героя- цивилизатора зовут Юмой. Он рассказывает людям, как строить поселение ѵаг — огороженное место, нечто вроде крепости, «вмещающей людей, домашний скот, собак, птиц и пылающие костры». Он учит людей, что когда они находят место, где собираются поселиться, то должны «осушить воду, поставить пограничные столбы, а потом возвести глиняные стены и построить дома и ограды». Он побуждает людей «расширять землю, распахивая ее». В человеческом обществе не должно быть «угнетения и низменных побуждений, скуки и насилия, нищеты и отчаяния.
уродов и длиннозубых, карликов и великанов, никаких проявлений злого духа».
Здесь мы снова видим беспокойство о возврате к аномальным формам предыдущей эпохи, таким как великаны.
Греческий поэт Нонний описал плавание Диониса в Индию. Такое же путешествие описано в Зенд-Авесте как «поход Рамы на Индию». Но самое полное описание содержится в великом индийском эпосе «Рамаяна».
Из этих описаний явствует, что во время великих восточных миграций люди не приходили на незаселенные территории. В то время как народы Атлантиды были почти уничтожены, эмигранты прибывали в новые земли, населенные туземными племенами. Мы видим реакцию Диониса на его впечатление от новых земель в запрете на каннибализм и человеческие жертвоприношения. Туземные жрецы иногда держали огромных змей или птеродакти-
лей, выживших с допотопных времен, которых чтили как богов и кормили плотью пленников. В «Рамаяне» повествуется о том, как Рама и его сторонники неожиданно вторглись в эти храмы, подожгли их и выдворили жрецов и чудовищ. Рама застигал врагов врасплох, иногда с натянутым луком, а иногда безоружный, если не считать его гипнотического взгляда, которым он мог замораживать противника на месте.
Рама был кочевником, лишенным наследства. Его царство находилось далеко за морем. Он не жил как царь, а разбивал лагерь под открытым небом вместе со своей возлюбленной Ситой.
Потом Сита была похищена злым волшебником Рава- ной. В «Рамаяне» повествуется о походе Рамы, который завершился покорением Индии и завоеванием Цейлона, последнего прибежища Раваны. Рама построил мост через море между материковой Индией и Цейлоном с помощью целой армии обезьян (то есть гоминидов, потомков человеческих духов, которые слишком рано совершили воплощение и были обречены на вымирание). После сражения, продолжавшегося тринадцать дней, Рама убил Равану, обрушив на него небесный огонь.
Мы можем рассматривать Раму как Александра Великого эпохи неолита. После завоевания Индии весь мир лежал у его ног. Но, как и Александр, он тоже увидел вещий сон.
Он гулял в лесу лунной ночью, и навстречу ему вышла прекрасная женщина. Ее кожа была белой, как снег, и она носила великолепную корону. Сначала он не узнал ее, но потом она сказала: «Я Сита; возьми эту корону и правь миром вместе со мной». Она смиренно опустилась на колени и предложила ему сверкающую корону вместе с царством, которого он так долго был лишен. Но в тот момент его ангел-хранитель прошептал ему на ухо: «Если ты возложишь эту корону на голову, то больше не увидишь меня, если ты заключишь эту женщину в объятия, она испытает такое счастье, что умрет на месте. Но если ты откажешься любить ее, она до конца своей жизни будет жить свободной и счастливой, а твой невидимый дух будет царить над ней». Рама принял решение, и Сита исчезла среди деревьев. Они больше никогда не виделись и провели остаток свой жизни порознь.
Судя по историям о последующей жизни Ситы, едва ли можно сказать, что она была так счастлива, как обещал ангел-хранитель. В неопределенности и неоднозначности этой истории есть нечто очень современное.
В ней также есть парадокс, который содержится в основе человеческого бытия. Всякая любовь, если она настоящая, предоставляет свободу любимому человеку.
Рама со своей боевой удалью, красивым лицом, голубыми глазами и львиной грудью во многих отношениях похож на героев греческих мифов, таких как Геракл, но в его истории есть нечто новое. Гераклу пришлось выбирать между счастьем и добродетелью, и не удивительно, что он выбрал последнее. С другой стороны, история Рамы содержит элемент морального сюрприза. Читатель, вероятно, согласится с Ситой в ее утверждении, что для Рамы будет единственно правильным принять корону, которой он был лишен с рождения. Но Рама делает удивительный выбор: он не принимает корону, которая по праву принадлежит ему, и не женится на любимой женщине. История Рамы поощряет нас выходить за рамки условностей, представлять себя на месте других людей и в конечном счете принимать самостоятельные решения. Эзотерическое мышление всегда стремилось подавить и разрушить условные, привычные, механические модели поведения. Впоследствии мы увидим, как рассказчики, драматурги и писатели эзотерического толка от Шекспира и Сервантеса до Джорджа Элиота и Льва Толстого способствовали развитию нравственного воображения, одной из отличительных характеристик великой литературы. Если произведения живописи и литературы создают впечатление законов, действующих за рамками привычного мышления, эти законы становятся более близкими для нашего сознания.
История Рамы возвращает нас к концепции, в соответствии с которой космос был сформирован для создания таких условий, в которых люди могли бы пользоваться свободой мысли и воли. Рама мог единолично решать, что хорошо или плохо для людей, и держать свой народ в жестком повиновении, но он позволил людям принимать самостоятельные решения. Таким образом, Рама является архетипом изгнанника — «тайного короля» или «тайного философа», который влияет на ход истории не с высокого трона, а незаметно, находясь среди людей. Рама пытался подтолкнуть людей к свободному развитию.
Мы видим полубога, который отказывается стать правителем мира. Боги и полубоги больше не восседали на тронах в телах из плоти и крови.
В конце своих странствий эмигранты основали Шамбалу, великую цитадель духовности в гористом регионе Тибета. Тибет, который называют «крышей мира», представляет собой самое большое и высокое плато в мире, окруженное горными хребтами. В некоторых преданиях утверждается, что тибетцы являются прямыми потомками жителей Атлантиды.
Некоторые говорят, что в Шамбалу можно попасть только через подземный туннель; другие утверждают, что она существует в ином измерении, куда ведет тайный портал, который находится где-то в этом регионе.
Святой Августин был величайшим христианским теологом после святого Павла и посвяіцснным школы мистерий, как и его знаменитый предшественник. Он писал о заветном месте, где жил Енох со святыми, о земном рае, расположенном так высоко, что воды Потопа не достигли его. Шведский теолог, дипломат и изобретатель XVIII века Эммануэль Сведенборг (он также был одним из ведущих масонов своего времени) писал, что «утраченное Слово нужно искать среди мудрецов Тибета и Татарии». Анна-Екатерина Эммерих, видная представительница немецкого католического мистицизма XIX века, писала о Горе Пророков, куда вознеслись Енох, Илия и другие пророки и где сохранились единороги, выжившие после Потопа.
С горных вершин Тибета струились потоки живой духовности, которые соединялись, набирали силу и глубину и становились могучей рекой Гангой, питавшей всю Индию.
В этой истории мира, запечатленной в звездах, следующая эпоха началась после того, как Солнце стало восходить в созвездии Рака в 7227 г. до н. э. Именно тогда была основана первая великая индийская цивилизация, древнейшая и наиболее духовная из всех цивилизаций, возникших после Потопа. Ее основатели безучастно относились к недавно сотворенному материальному миру, который они называли «майей», или иллюзией, угрожавшей затмить более высокую реальность духовных миров. Они с ностальгией смотрели на ту эпоху, когда преграда вещества еще не встала между человечеством и духовными иерархиями.
Купание в ледяной воде и другие формы жесткой самодисциплины, практикуемой аскетами, можно рассматривать как часть усилий по сохранению связи с духовными мирами. Пока преграда была еще сравнительно слабой, они сознательно старались запомнить очертания духовной реальности и оставить их неизгладимый след в человеке.
Успех этого мероприятия привел к тому, что Индия до сих пор является величайшим кладезем духовного знания, особенно в области оккультной физиологии. Один посвященный высшего уровня недавно сказал мне: «Если вы посетите Индию в наши дни, то не сможете отделаться от ощущения, что воздух там до сих пор потрескивает от астральной энергии».
Великие западные учителя, такие как Пифагор, Аполлоний Тианский и Сен-Жермен, путешествовали в Индию в поисках этой духовности. Евангелия содержат цитаты из более древних индийских источников и идеи, заимствованные оттуда.
Знаток санскрита Джон Вудраф, который впервые перевел тантрические тексты в XIX веке, писал о том, что даже почтенная суфийская традиция опиралась на мудрость индуизма, к примеру, в учении о чакрах.
С 1960-х годов индийская религия воспринимается многими западными людьми как живой источник духовного знания, включая практические дисциплины и проводников в странствиях по духовным мирам, которые они не могут обрести в церкви. На книжных полках любого западного магазина до сих пор можно найти больше книг о мистике, составленных на основе восточной, а не западной традиции.
После отказа Рамы принять корону в истории этого периода не было великих личностей, занимавших доминирующее положение. Если Рама был деятельным героем, который сражался с чудовищами, отправлялся в дальние и опасные странствия и основывал города, то его преемники, которых иногда называли Семью Мудрецами, или ри- ши, были окружены аурой смирения и бездействия. Они не строили каменных зданий и жили в глинобитных хижинах или под навесами, сплетенными из корней и лиан. От них не осталось ничего, кроме их знаний.
В Каббале есть одно простое высказывание: «Все, что ты видишь, каждый цветок, каждая птица, каждый камень, прейдет и обратится в прах, но то, что ты видел их, не прейдет». Эти слова показались бы очень понятными для риши. Восседая в позе лотоса, они отвергали силу тяготения, нисходящую и сковывающую тягу материального мира, но устремлялись к духовным мирам. Они могли видеть, как духовные сущности помогают семенам прорастать весной, цветам распускаться летом, деревьям приносить плоды осенью и сохранять новые семена под зимним покровом. Они чувствовали приливы и отливы духовных влияний как дыхание одной огромной сущности. Древнеиндийская цивилизация была подобна низшему царству Небес.
Раньше мы уже говорили о том, как материалисты искажают такие словосочетания и фразы, как «смысл жизни», придавая им вторичное и неверное значение. То же самое применимо для слова «духовный», которое часто используется для обозначения добросердечных или нравственных людей в расплывчатом или псевдомистическом смысле. На самом деле это означает способность видеть, слышать и общаться с духами подобно индийским адептам.
Они также знали способы оккультного общения и могли определить сущность человека по его дыханию. Вбирая в себя запах другого человека, они ощущали его внутреннюю жизнь.
Адепты умели вливать свои знания в души других людей в виде непрерывного потока образов. Гораздо позже это знание было облечено в слова и передавалось от поколения к поколению в устной форме, а в конце концов было записано в «Ведах», величайшем памятнике индийской литературы.
Их взгляд мог отпугивать змей и успокаивать тигров и львов. Ничто не могло отвлечь адептов от самосозерцания. Они свободно бродили по земле, строили лишь самые непрочные укрытия, питались плодами и пили молоко своих стад. Они употребляли только растительную пищу и никогда не ели мяса. По их убеждению, мясоедство было поеданием смертной агонии животного.
Они погружались в растительное осознание, в физические процессы сна, дыхания, пищеварения, которые, как мы уже говорили, представляют собой дар растительного Царства человеческому организму. Научившись управлять ens vegetalis, или эфирным телом, они могли контролировать дыхание, скорость пищеварения и частоту сердцебиения. Многим известно о поразительном контроле, которым славятся индийские адепты — к примеру, о способности останавливать сердце, лишь подумав об этом.
Глубокое созерцание чакры солнечного сплетения открывало для этих адептов способность ясновидения. Они знали, как окружать других людей защитной аурой любви, исходящей от чакры сердца.
Кроме шестнадцати лепестков чакры сердца адепты видели сто одну тонкую светоносную артерию, которые расходились из той же области, как спицы в колесе. Три из них, самые большие, поднимаются к голове. Одна поднимается к правому глазу и соответствует Солнцу и будущему, другая поднимается к левому глазу и соответствует Луне и прошлому. Благодаря сочетанию этих двух органов люди могут воспринимать движения материальных объектов в пространстве, а также наделены ощущением хода времени.
Центральная из трех артерий поднимается от сердца и проходит через макушку головы. Это путь общения с духовными мирами, а также маршрут, по которому дух вылетает из тела после смерти.
Для древних любая жизнь участвовала в пульсирующем ритме одного огромного дыхания. Все человеческие существа временно попадали в мир майи, или иллюзии, на вдохе и уносились из него вместе с выдохом; этот процесс повторялся в течение долгих эпох. Они видели мириады душ, вдыхаемых в материальную жизнь и выдыхаемых обратно.
Древнеиндийская цивилизация в некотором отношении была отголоском светоносного водного растительного мира до разделения Солнца и Земли. Это тоже был период господства лотофагов, который должен был завершиться и уступить место прогрессу.
Великие сущности из высших иерархий больше не могли появляться в физических телах, как они это делали
в Атлантиде. Они все еще могли появляться в виде псев- до-материальных призраков или фантомов, но даже это происходило все реже. К концу этой эпохи большинство людей видели их своим физическим взором не более одного или двух раз за всю жизнь, но по мере ухода богов люди находили способы следовать за ними.
Так родилась йога.
В результате сосредоточенной медитации поток энергии от основания позвоночника двигался вверх через срединную артерию и попадал через сердце в голову. Иногда ее представляли в виде змеи, поднимавшейся вдоль позвоночника к черепу и кусавшей точку, расположенную за переносицей. Этот укус высвобождал экстатические светоносные течения, миллионы маленьких вспышек, похожих на светящихся пчел. Адепты оказывались в другом измерении, которое, на первый взгляд, состояло из бескрайнего океана гигантских волн света и энергии, составлявшего предварительный мистический опыт во всех тайных традициях. По мере того как они привыкали к духовному миру, эти безличные силы превращались в одежды богов, и наконец из света выходили те самые боги звезд и планет, с которыми мы знакомы по предыдущим главам.
Одна из самых коротких, но самых влиятельных книг в мире называется «Сутры йога Пантанджали». В окончательной форме она была написана около 400 г. до н. э., но возникла в учении риши.
Пантанджали советует читателям сосредоточиться на силе слона, чтобы достигнуть этой силы. Он говорит, что возможно узнать о прошлых жизнях, если сосредоточиться на прошлом. Но говорить о том, что мы с вами могли бы совершить такие подвиги по своему желанию, было бы попыткой выдать желаемое за действительное. Теперь, как и тогда, они доступны лишь посвященным самого высокого уровня. Остальные смогут осуществить их лишь в будущих воплощениях.
Риши учили, что целью бытия является эволюция космоса, а тайные пружины этого процесса заложены в человеческом теле.
В 5067 г. до н. э. боги перевели космос к следующему этапу человеческой эволюции, когда Солнце вошло в знак Близнецов. До того импульс человеческой эволюции двигался на восток, от затонувшей Атлантиды к Индии. Теперь он начал двигаться на запад, и это продолжается до сих пор.
Путь чародея
Битва Заратустры с силами тьмы — Жизнь и смерть пастуха Кришны — Рассвет Темной Эпохи
В |
'5067 г. в регионе, который теперь называется Ираном, было предсказано рождение нового великого лидера. Вполне возможно, что его мать жила в поселении из глинобитных хижин, похожих на соты; такие поселения недавно были обнаружены при археологических раскопках в Чатал-Хююке.
Во время необычно суровой зимы в поселке разразилась эпидемия. Злые языки обвиняли молодую женщину в колдовстве и утверждали, что она насылает бури и болезни.
На пятом месяце беременности ей приснился кошмар. Она увидела огромное облако, из которого вышли драконы, змеи и волки, попытавшиеся вырвать ребенка из ее тела, но когда чудовища приблизились, дитя заговорило из утробы и успокоило ее, а когда его голос затих, она увидела светящуюся пирамиду, спускающуюся с неба. С этой пирамиды сошел мальчик с посохом в левой руке и свитком в правой. Его глаза сияли внутренним огнем, и его звали Заратустрой.
Существуют разные мнения о годах жизни Заратустры. Некоторые античные авторы утверждали, что он родился около 5000 г. до н. э., а другие, например Плутарх, говори-
ли о 600 годе до н. э. На самом деле существовало больше одного Заратустры.
Рождение первого Заратустры вызвало всплеск ненависти. Царь находился под властью чародеев, которые убедили его, что мальчик должен умереть. Он отправился к дому молодой матери и обнаружил ребенка одного в колыбели. Царь собирался заколоть младенца, но когда он попытался поднять руку, она оказалась парализованной. Впоследствии он послал одного из своих слѵг, чтобы похитить ребенка и оставить его в глуши, где водились волки. Но вместо того чтобы растерзать мальчика, дикие звери увидели что-то в его глазах и в ужасе разбежались. Младенец вырос и превратился в того мальчика, которого его мать видела во сне.
Силы зла знали, что их величайший враг явился на Землю, но пока выжидали.
Эпоха Близнецов была эпохой разделения. У людей больше не было возможности жить в райском блаженстве, как в Древней Индии. Если индийская эпоха была отголоском первозданного времени до разделения Земли и Солнца, то новая персидская эпоха была отголоском огненного периода, когда драконы Люцифера заполонили землю жизнью. Теперь силы зла снова собрались вместе Под руководством Аримана (Сатана в зороастрийской традиции). Космос наводнили орды демонов, от которых потемнели небеса. Демоны вклинивались между людьми и
высшими эшелонами духовных иерархий. Если в индийскую эпоху тайная физиология человечества была запечатлена в человеческой памяти, то в персидскую эпоху нам следует искать знания о демонологии.
Заратустра классифицировал полчища демонов, против которых он вывел собственных последователей. Его перечень образует основу современной классификации, которой пользуются тайные общества.
В этот поворотный исторический момент люди стали испытывать беспокойство, которое в наше время назвали бы экзистенциальным. Они больше не были уверены, что живут в благожелательном космосе, где в конце концов все будет хорошо. Они впервые начали страдать от той разновидности страха, которую Эмили Дюркейм назвала anomie, — от страха перед разрушительным хаосом, наползающим на окраины жизни, который может напасть из темноты, окружающей нас во сне.
Когда мы засыпаем, то утрачиваем животное осознание. В учениях тайных обществ животное осознание, или дух, изображается выходящим из тела во сне. Это приводит к двум последствиям. Во-первых, без животного элемента наше тело возвращается в растительное состояние. Без противоречивых эмоций и иссушающего воздействия мысли телесные функции растительного элемента управляют процессом обновления. Мы просыпаемся освеженными.
Во-вторых, отделившись от телесного сенсорного восприятия, дух входит в измененное состояние осознания, которое представляет собой восприятие подлунного духовного мира. Во сне мы воспринимаем духовные миры, где к нам приближаются ангелы, демоны и духи мертвых.
Во всяком случае, люди испытывали это в Древней Индии. Во времена Заратустры человеческая натура настолько опустилась в вещество и стала такой извращенной, что сны стали хаотичными и с трудом поддавались истолкованию. Теперь они наполнились странными, искаженными образами и смыслами. Сны могли содержать поползновения духов, фрагменты из прошлых жизней и даже воспоминания об исторических эпизодах.
При самом глубоком сне третий глаз мог открываться и вглядываться в духовные миры, но после пробуждения мы забывали об этом.
Проведя годы в изгнании, молодой Заратустра испытал желание вернуться в Иран. На границе ему было видение. Гигантское сияющее существо вышло ему навстречу и велело следовать за ним. Заратустре пришлось делать девяносто шагов по сравнению с девятью огромными шагами существа, которое привело его к поляне, скрытой за скалами и деревьями. Там находился круг из шести похожих духов, паривших над землей. Эта сияющая группа повернулась навстречу Заратустре и предложила ему временно оставить физическое тело, чтобы присоединиться к ним.
Раньше мы уже встречались с этими духами. Это духи Солнца, которых в Книге Бытия называют Элоим. Теперь они подготовили Заратустру к его миссии.
Сначала они сказали, что он должен пройти через огонь и не обжечься.
Потом они вылили расплавленный свинец — металл Аримана — ему на грудь, и он не издал ни звука. Заратустра взял свинец со своей груди и спокойно отдал его им.
Наконец, они вскрыли его туловище и показали ему тайны его внутренних органов, а потом снова закрыли его.
Заратустра вернулся ко двору, где стал проповедовать свое учение. Он сказал царю, что солнечные духи, создавшие мир, работают над его преображением и когда-нибудь весь мир превратится в огромное светоносное тело.
Он обращался к новому царю, но тот, как и его предшественник, находился под влиянием злых советников.
Мраморный барельеф II века до н. э. Митра, архангел Солнца (святой Михаил в иудейской традиции), убивает космического быка, символизирующего вещественное бытие. Из позвоночника быка прорастает колос растительной жизни, а из его крови образуется вино животной жизни. Обратите внимание, что Митра носит фригийский колпак, снова появившийся в истории, когда его носили посвященные тайных обществ, устроившие Французскую революцию. Французский мартинист Жозеф де Местр объединяет разные источники в описании церемонии посвящения в культ Митры. Сначала выкапывали яму, где стоял кандидат, потом яму закрывали металлической решеткой, на которую ставили быка, готового к жертвоприношению. Кандидата орошали кровью быка, капавшей сверху. В другой части церемонии кандидат лежал в гробнице, словно мертвый. Потом адепт брал его за правую руку и выводил к «новой жизни». Существовало семь степеней посвящения: Ворон, Нимф, Воин, Лев, Персиянин, Служитель Солнца и Отец.
Он не захотел слушать благую весть и позволил своим советникам бросить Заратустру в темницу.
Но Заратустра убежал из тюрьмы и уклонился от попыток убить его. Он сражался во многих битвах против сил зла, где его магические способности сталкивались с силами темных чародеев. Впоследствии он стал архетипом волшебника в мантии, расшитой звездами, в высокой шапке и с орлом на плече. Заратустра был опасной, иногда грозной фигурой, готовой ответить огнем на огонь.
Он вел своих последователей в уединенные гроты, скрытые в лесах. Там, в подземных пещерах, он проводил церемонию посвящения. Он хотел наделить их сверхъестественными способностями для битвы с врагом. Мы знаем об этой древней школе мистерий, потому что она тайно сохранялась в Персии в течение пяти тысячелетий, а потом снова возникла в виде митраизма, популярного среди римских солдат культа. После появления христианства митраизм возродился под названием манихейства, мистической религии, одним из последователей которой был святой Августин.
Заратустра готовил своих последователей к схватке с демонами Аримана, или асурами, подвергая их устрашающим испытаниям. По его словам, тот, кто боится смерти, уже мертв.
Греческий философ Менипп, писавший в III веке до н. э. и посвященный наследниками Заратустры в культ Митры, утверждал, что после длительного умерщвления плоти и психических упражнений, выполняемых в одиночестве, кандидата заставляли переплыть через реку, пройти через огонь и лед. Его бросали в змеиную яму и рассекали грудь мечом, чтобы он самостоятельно остановил кровь.
Испытывая границы страха, посвященный готовился к худшему, что могло случиться, как в жизни, так и после
смерти.
Важной частью этой подготовки была тренировка осознанного восприятия отделения животной части человеческого существа от растительной и материальной части, как происходит во сне. Не менее важным был опыт отделения животной части от растительной, как это происходит после смерти. Иными словами, церемония посвящения включала то, что в наши дни иногда называется «опытом посмертного бытия».
После выполнения задачи по выходу из своего тела кандидат знал без тени сомнения, что смерть — это не конец.
Люди, которые учатся сознательному сновидению, то есть способности во сне мыслить и пользоваться силой воли, обычно доступной лишь при бодрствовании, могут совершать вещи, сверхъестественные по современным понятиям. Во время осознанного сновидения вы можете путешествовать по духовным мирам, свободно общаться с духами мертвых и другими бестелесными существами. Вы можете узнать будущее такими способами, которые обычно недоступны. Вы можете странствовать в другие части материальной вселенной и наблюдать за событиями вне телесного присутствия; это так называемые астральные путешествия. Великий посвященный XVI века Парацельс, которого называют отцом современной экспериментальной медицины и гомеопатии, говорил, что может посещать других людей в их сновидениях.
Известно, что многие великие научные открытия были совершены посвященными, находившимися в альтернативном состоянии осознания.
Сверхъестественные способы влияния на разум — еще один дар, который посвященный может развить в себе. Люди, с которыми мне приходилось встречаться, несомненно обладали способностью чтения мыслей, далеко превосходящей эксперименты скептически настроенных ученых.
Сходным образом, наука имеет лишь очень натянутые и сомнительные объяснения гипнотических феноменов. Несмотря на то что эстрадные артисты и шарлатаны дискредитировали искусство гипноза, он некогда был — и гіо сути дела остается — оккультной практикой. Гипноз появился в Древней Индии и использовался в церемониях посвящения под надзором храмовых жрецов в древнем Египте. В «Сутрах йога Пантанджали» способность влиять на разум других людей называется vibhuti. Некогда она использовалась в благотворных целях, но когда мир стал более опасным местом, гипноз начали применять как для защиты, так и для нападения.
Согласно идеалистической философии, способ восприятия объектов может влиять на них на субатомном уровне. Изображение «третьего глаза» в виде свернувшейся кобры на лбу египетских посвященных показывает, что кобра может распрямиться и ужалить того, кто ее воспринимает. В XVII веке ученый и алхимик Дж.Б. фон Хелмонт сказал, что «человек может убить животное, если будет смотреть на него в течение пятнадцати минут». Начиная с XVIII века европейские путешественники в Индии были поражены способностью адептов вводить любого человека в каталептическое состояние, просто посмотрев на него.
Одна история о путешественнике XIX века была записана Джеральдом Мейси, другом Джорджа Элиота. Этот путешественник был загипнотизирован змеиным взглядом. Он все глубже погружался в сомнамбулический сон под зачаровывающим влиянием этого взгляда. Потом кто-то из его спутников застрелил змею и разорвал ее власть над ним, но при этом он почувствовал удар по голове, как если бы в него тоже попала пуля.
В XX веке путешественники рассказывали о волках, которые могли замораживать людей своим взглядом и не давать им произнести ни звука, даже когда жертва не знала, что на нее смотрят. Еще недавно в городке Кроуборо, менее чем в шести милях от того места, где я пишу эти строки, жил местный знахарь по прозвищу Ленивый Барсук. Крестьяне боялись его: ходили слухи, что этот высокий, плотно сбитый и свирепый с виду мужчина может останавливать людей на месте, просто глядя на них. Говорили, что иногда он делал это с работниками на ферме, а потом садился и съедал их завтрак у них на глазах.
ни — в то время это было бы немыслимо, — но опасались грядущих опасностей, в первую очередь демонов, от которых им удавалось ускользать в земной жизни. Во время посвящения кандидат узнавал, как сделать свое посмертное странствие безопасным.
Во сне животный дух расстается с растительной и минеральной частью тела. С другой стороны, в посмертии растительная часть, управляющая основными жизненными функциями, расстается с животным духом.
Растительная часть человеческого существа имеет множество функций, включая сохранение воспоминаний. Когда она отделяется от материального тела, и то и другое начинает распадаться. В результате распада растительной части дух совершает обзор только что прожитой жизни.
Растительная часть растворяется и отделяется от животного духа за несколько дней. Затем дух переходит в подлунную сферу. Там на него нападают демоны, которые избавляют его от всех нечистых, извращенных и животных желаний и от злых побуждений. Этот регион, где дух претерпевает мучительный процесс очищения за период длительностью около одной трети времени, проведенного на Земле, в христианской традиции называется чистилищем. Древние египтяне и греки называли его Нижним миром, а в Древней Индии он назывался Камалока (в буквальном переводе «область желаний»).
Немецкий мистик XIII века Мейстер Экхарт сказал: «Если вы боретесь со своей смертью, то демоны будут терзать вас при жизни, но если вы правильно относитесь к смерти, то сможете увидеть, что демоны — на самом деле ангелы, освобождающие ваш дух». Посвященный правильно относится к смерти. Он видит внутреннюю суть вещей и знает, что демоны, когда они находятся на своем месте, играют незаменимую роль в «экологии» духовного мира. Если дух не претерпевает очищения, он не может вознестись в высшие сферы и услышать их музыку. После своего чудесного путешествия на Земле дух не может воссоединиться с Отцом, пока не очистится до конца.
Важно помнить о том, что во время посвящения человек приобретает экзистенциальные, а не сухие абстрактные знания. Он приобретает ошеломительный опыт вне- телесного восприятия.
Из подлунной сферы развоплощенный дух переносится в царство Меркурия, оттуда к Венере, а потом к Солнцу. Тогда, по словам греческого оратора Аристида, дух испытывает «легкость, которую никто из непосвященных не может понять или описать». Это учение было общим для школ мистерий во всех культурах Древнего мира и сохраняется тайными обществами в современном мире. От египетской «Книги мертвых» через христианскую каббалу Pistis Sophia и «Божественную комедию» Данте до современных произведений, таких как «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, тайная доктрина сохраняется в книгах, иногда доступных лишь посвященным, а иногда знакомых каждому из нас.
В древних текстах посвященному называют тайные имена духов, охраняющих вход в каждую сферу, и объясняют другие знаки и формулы необходимые для безопасного прохода. В сочинении Pistis Sophia эти сферы состоят из хрусталя, а их привратниками служат архоны, или демоны.
Во всех древних религиях существом, направляющим человеческий дух в Нижнем мире и помогающим договариваться с демонами-хранителями, является божество планеты Меркурий.
Но посвященные школ мистерий хранили другой секрет. На половине пути через небесные сферы происходит замена. Задачу по введению человеческого духа в высшие сферы берет на себя великая сущность, чье имя может оказаться сюрпризом для многих. В этой последней части путешествия духа через небесные сферы Люцифер служит проводником, озаряющим путь.
В духовной экологии космоса Люцифер представляет собой необходимое зло, как в этой жизни (поскольку без Люцифера люди не могли бы испытывать желаний), так и в посмертии. Без Люцифера дух оказался бы погруженным во тьму и не смог бы понять смысл вознесения. Римский автор II века н. э. Апулей писал, что в процессе посвящения дух встречается с небесными божествами во всем их неприкрытом величии без земных покровов и недомолвок
Дух возносится через сферы Юпитера и Сатурна, проходит сферу созвездий и наконец воссоединяется с великим Космическим Разумом. Это было долгое и мучительное путешествие. По словам Плутарха, «наконец чудесный свет сияет нам навстречу, мы видим прекрасные луга, полные песен и танцев, красоту священных царств и святых обличий».
Потом дух начинает процесс нисхождения через сферы, готовясь к новому воплощению. При этом в каждой сфере ему преподносят дар, который понадобится ему при возвращении на материальный план бытия.
Нижеследующее описание составлено из фрагментов древних табличек, датируемых III тысячелетием до н. э. и обнаруженных при археологических раскопках в Ираке в конце XIX века.
Он провел ее через первые врата и вернул ей телесные покровы.
Он провел ее через вторые врата и вернул ей ручные и ножные браслеты.
Он провел ее через третьи врага и вернул ей пояс на чресла. Он провел ее через четвертые врата и вернул ей нагрудные украшения.
Он провел ее через пятые врата и вернул ей ожерелье на шею.
Он провел ее через шестые врата и вернул ей ушные серьги. Он провел ее через седьмые врата и вернул ей сияющую корону.
В наши дни эти дары могут напомнить даже ребенку сказку о спящей красавице. Человеческий дух до сих пор сильно реагирует на эту историю, ощущая ее подлинность в самом глубоком смысле слова.
Но для того чтобы понять эзотерическое содержание «Спящей красавицы», необходимо подойти к ней с другой стороны. В истории повествуется о том, как в день рождения принцессы шесть фей сделали ей подарки на счастье. Седьмая фея, представляющая Сатурна, или Сатану (дух материализма), насылает на ребенка проклятие смерти, которое проявляется в виде долгого сна. Эти семь фей, разумеется, соответствуют семи божествам планетных сфер.
Оборотная сторона этой истории заключается в том, что под смертным сном без сновидений (т.е. под проклятием злой феи) имеется в виду жизнь на Земле. Иными словами, из-за вмешательства Сатаны люди постепенно теряют любые воспоминания о времени, проведенном среди небесных иерархий. Таким образом, праздник, описанный в начале сказки, должен был происходить в духовном ми-
ре, и лишь когда принцесса засыпает, она оживает на материальном плане. Когда она оживает, то умирает!
Мы уже наблюдали сходный парадокс в истории Осириса, большая часть которой происходит в духовном мире. Когда Осирис заключен в гробу, который облекает его словно вторая кожа, это и есть его кожа. Он мертв для Исиды, когда жив на материальном плане.
В таких историях показано, что и в этой, и в загробной жизни людьми правят звезды и планеты. Они обращают наше внимание на другой очень важный аспект тайных учений. Церемония посвящения готовит кандидата к встречам с хранителями различных сфер на пути вверх и вниз. Если человеческий дух достаточно хорошо усваивает поучения, то он вместе с высшими духовными существами может принимать сознательное участие в подготовке к новому воплощению. Главное слово здесь «сознательное».
При посвящении образуется сознательная активная связь с бесплотными духами и человек получает экзистенциальное знание об их деятельности в этой и загробной жизни. Он узнает, как они действуют, когда мы бодрствуем, спим или покидаем материальный план бытия.
Мы уже говорили о том, что мифы и легенды Древнего мира, такие как цикл мифов о подвигах Геракла, построены в соответствии с астрономическими циклами и включают путешествие Солнца по месяцам года и прецессию равноденствий. Смысл в том, что законы, упорядочивающие жизнь на Земле, действуют и в духовном мире. Геракл и Иов подвергались испытаниям в своей земной жизни, но им также пришлось выдержать испытания в загробной жизни, чтобы запечатлеть этот опыт. Если бы они не смогли этого сделать, им пришлось бы снова страдать в следующем воплощении.
Это цель посвящения: расширить границы осознания и постижения человеческого опыта.
Картина «Посвящение » итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Мантенья. Сравните ее с древнеримским изображением процессов посвящения на стр. 56. У кандидата в закрытом капюшоне создается ощущение, будто его толкают в пропасть. Это часть процесса накопления внетелесного опыта, позволяющего человеку получить личное, экзистенциальное знание о том, что происходит, когда дух покидаем’ тело после смерти. Продолжение этого процесса можно найти в рассказе великого мага XVIII века Калиостро, повествующем о его посвящении в масонскую ложу в Лондоне. В ложе «Эсперанса» над пабом в Сохо ему завязали глаза и заставили поклясться, что он будет хранить тайну. Затем вокруг талии ему обвязали веревку, и он услышал скрип лебедки, когда его подтягивали к потолку. Внезапно он угіал на пол, повязку сняли, и он увидел рядом с собой заряженный пистолет. Повязку вернули на место, вручили ему пистолет и предложили доказать свою покорность, выстрелив себе в голову. Когда он замешкался, его обвинили в трусости. Он пажа і па курок, услышал выстрел, ощутил удар в висок и запах пороха, ѵ )п поверил, что собирается умереть, и теперь
б мл п освя щснн ы м
В нашей индивидуальной и коллективной жизни мы движемся по кругам, расчерченным звездами и планетами.
Но если мы самым непосредственным образом узнаем
о влиянии звезд и гілапет на нашу жизнь, то в определенном смысле выбираемся из этой ловушки. Мы больше не находимся у них в плену; мы поднимаемся над ними и движемся не по кругу, а по восходящей спирали.
Заратустра носил мантию, украшенную изображениями звезд и планет и символизировавшую знание, полученное от великих солнечных духов. Это знание он передавал посвященным. Когда кандидаты возвращались в свое тело после внетелесных переживаний, Заратустра показывал им внутреннее устройство их организма. Тысячи лет спустя люди заново овладели этим знанием лишь благодаря вскрытию трупов. Разница заключается в том, что древние, смотревшие на жизнь с субъективной точки зрения, не знали человеческую анатомию в абстрактном и концептуальном смысле, а скорее воспринимали ее. Именно так древние знали о шишковидной железе задолго до того, как она была открыта современной наукой.
В процессе перехода от VI к V тысячелетию до нашей эры человечество начало сооружать огромные каменные круги, сохранившиеся до сих пор. Если уход богов во время древнеиндийского периода заставил людей искать способы последовать за ними, теперь утрата прямой связи с богами заставила их искать новые способы контакта с ними. Человечество снова пыталось выйти за собственные пределы.
Мегалитические каменные круги, строительство которых началось на Ближнем Востоке, в Северной Европе и Северной Африке, были предназначены для измерения движений небесных тел. В 1950-х годах профессор Александр Том из Кембриджского университета впервые осознал, что мегалитические каменные монументы по всему миру были сооружены в соответствии с общей единицей измерения, которую он назвал «мегалитическим ярдом». С тех пор эго открытие было подтверждено широкомасштабным статистическим анализом монументов. Недавно Доктор Роберт Ломас из Шеффилдского университета продемонстрировал, каким образом эта единица измерения с поразительной точностью устанавливалась в разных частях света. Длина маятника, раскачивающегося 360 раз за то время, пока звезда перемещается на один градус на небосводе, составляет 16,32 дюйма, что точно соответствует мегалитическому ярду.
Поскольку древние рассматривали звезды и планеты как распорядителей жизни на Земле, они строили первые системы математического измерения мира на основе этих небесных тел, имевших духовную сущность, поэтому математика по своей природе является не только холистической, в том смысле, что она принимает во внимание форму размер и движение Земли по отношению к небесным телам, но еще и служит отражением духовного импульса.
Темные силы всегда угрожали Заратустре смертью. В маленьких горных святилищах современных зороаст- рийцев еще теплится пламя, но оно постоянно подвергается опасности уничтожения. В возрасте 77 лет Заратустра был убит на собственном алтаре.
Незадолго до конца IV тысячелетия до н. э. родился Кришна (точная дата 3228 г. до н. э.). Этот пастух и пророк в некотором отношении был предтечей Иисуса Христа.
Разумеется, его не следует путать с богом войны, древним Кришной из Атлантиды, который в эпической битве разгромил силы желания и обмана под руководством Люцифера. Теперь эти силы глубоко укоренились в человеческой природе и выразились в страсти к золоту и кровопролитию.
Его будущую мать, девственницу Деваки, осаждали странные видения. Однажды она погрузилась в глубокий экстаз. Она слышала небесную музыку и голоса и посреди мерцающих огней увидела солнечного бога, явившегося ей в человеческом облике. Узрев его величие, она потеряла сознание.
Со временем родился Кришна. Впоследствии ангел предупредил Деваки, что ее брат Канса попытается убить мальчика, поэтому она покинула царский двор и жила среди пастухов у подножия горы Меру.
Канса был детоубийцей, охотившимся на детей бедняков. Он занимался этим даже в то время, когда сам был ребенком. Теперь он послал огромного змея с красным гребнем, чтобы убить своего родственника, но Кришна сам раздавил змея, наступив на него.
Канса продолжал преследовать своего родственника, пытаясь затравить его словно дикого зверя. Пастухи защищали Кришну и прятали его среди лесов и холмов, где он проповедовал ненасилие и любовь ко всему человечеству. Он говорил слова, которые никто раньше не слышал: «плати добром за зло, забывай о своих страданиях ради другого человека» и «отказывайся от плодов своего труда; пусть твой труд сам по себе будет наградой». Когда эти проповеди достигли Кансы, он разъярился еще больше и поклялся, что найдет способ погубить своего родственника. Между тем Кришна вел простую жизнь, проповедовал среди людей, но избегал прямой конфронтации с Кансой. Местные девушки-молочницы были безумно влюблены в стройного юношу. Он играл на флейте и танцевал с ними танец любви. Иногда он смотрел, как они купаются в реке Юмана, а потом крал их одежду и влезал на дерево, где они не могли достать его. Однажды он танцевал со многими девушками, каждая из которых хотела держать его за руку, поэтому он воспроизвел себя в множестве форм, чтобы каждая девушка поверила, что держала за руку настоящего Кришну.
Однажды он со своим братом вошел в город Матура, где жил Канса; они переоделись бедными крестьянами, чтобы принять учас тие в празднестве. Гам они познакомились с уродливой девушкой по имени Кубха, которая несла во дворец благовония и притирания. Ііо просьбе Кришны она дала им немного, хотя не могла себе этого позволить; тогда он исцелил ее уродство и сделал ее красивой.
Но Кансу не обманул изменившийся облик братьев, и когда они вступили в соревнование по борьбе, он нанял двух великанов, чтобы убить их. На случай провала был приготовлен огромный слон, который должен был затоптать их насмерть. Тем не менее Кришне и его брату удалось избегнуть опасности и ускользнуть из дворца.
Наконец Кришна решил в открытую выступить против Кансы. Когда он снова вошел в Матуру. жители провозгласили его своим спасителем и осыпали его цветочными гирляндами. Канса со своей свитой ждал его на главной площади. «Ты украл мое царство, — сказал Канса, — теперь убей меня». Когда Кришна отказался, Канса велел солдатам
схватить его и привязать к стволу кедра. Потом лучники Кансы расстреляли его.
Со смертью Кришны в 3102 г. до н. э. началась Кали-Юга, или темная эпоха. Юга — это часть великого года,
1 /8 полного цикла прецессии.
Как в восточной, так и в западной традиции этот великий космический сдвиг начался в 3102 г. до н. э. и завершился в 1899 г. н. э. Как мы убедимся в главе 24, масоны отметили приближение конца Кали-Юги, воздвигнув гигантские монументы в центре каждой из столиц западного мира. Большинство людей проходит мимо этих знакомых сооружений, не подозревая, что видят маяки истории и философии, изложенной в этой книге.
В надвигающейся тьме появился свет. После смерти Кришны на историческую сцену вышел другой великий деятель, воплотившийся точно так же, как Иисус Христос через 3000 лет после него.
Мы изучим жизнь и время воплощенного Люцифера в следующей главе.
Погружение в вещество
Имхотеп и эпоха Пирамид — Гилъгамеш и Энкиду — Авраам и Мелхиседек
С |
тех пор как существует человеческое общество, в нем создаются небольшие группы, где люди практикуют тайные методики для входа в измененные состояния осознания. Они убеждены, что такие состояния позволяют воспринимать вещи недоступные обычному, повседневному сознанию.
Проблема в том, что с точки зрения современного повседневного сознания, приземленного и исполненного здравого смысла, все события, происходящие в альтернативном состоянии осознания, по определению являются иллюзорными. Если посвященные тайных обществ вводят себя в галлюцинаторные состояния и общаются с бестелесными сущностями, видят будущее и влияют на ход истории, то это всего лишь галлюцинации.
Но что, если они моіут принести результаты?
Мы уже начали понимать, каким образом эти состояния повлияли на создание величайших живописных, литературных и музыкальных произведений, но если захотеть, то от всего этого можно отмахнуться, как от игры воображения, не имеющей никакого отношения к практическим аспектам жизни. В конце концов, в любом искусстве присутствует элемент фантазии.
Наш современный разум предпочитает видеть более конкретные результаты. Как насчет инженерных подвигов
или великих научных открытий? В этой главе мы рассмотрим историю эпохи, когда великие посвященные школ мистерий привели человечество к созданию несравненных инженерных сооружений от Баальбекского храма в Ливане, в конструкции которого есть резной гранитный блок весом около 1000 тонн, неподъемный даже для самого мощного современного крана, до Великой Пирамиды в Гизе и других, менее известных пирамид в Китае.
В начале этой эпохе первые великие цивилизации появились неожиданно, словно из ниоткуда. В шумерской цивилизации господствовала фигура героя Гильгамеша, победителя быков, в Египте существовал бычий культ Осириса, а на Крите исполнялись ритуальные танцы с быками. Эпоха этих цивилизаций, называемая эпохой Тельца, началась в III тысячелетии до н. э. Без видимой причины, известной современным историкам, огромные массы людей стали жить вместе в больших высокоорганизованных городах, поражавших своей сложностью и техническим совершенством.
Малоизвестное, но судьбоносное событие произошло в это время в Китае. Оно окутано тайной. Даже великие посвященные не могут видеть его с достаточной ясностью.
В III тысячелетии до н. э. китайские племена вели кочевое существование. Согласно Рудольфу Штайнеру, в одном из их лагерей родился необыкновенный человек. Тысячи лет спустя другая возвышенная небесная сущность снизошла на Землю и воплотилась в Иисусе Христе, но тогда это был воплощенный Люцифер.
Рождение Люцифера было началом мудрости.
Разумеется, я пользуюсь словом «мудрость» в конкретном смысле, близком к тому, которым пользуются ученые и теологи, когда они говорят о «библейских книгах мудрости». К примеру, в Книге Притч, или Экклезиасте, содержится правило, которое следует соблюдать для счастливой и успешной жизни, но в отличие от учений, проповедуемых в других книгах Библии, здесь нет нравственного или религиозного аспекта. Это чисто практическая мудрость: советы о том, к чему следует стремиться в ваших интересах. Там нет указаний, что хорошее поведение должно вознаграждаться, а плохое поведение наказуемо, помимо обычных человеческих отношений. Там нет и упоминаний о божественном промысле.
Эти книги, составленные в своем нынешнем виде около 300 г. до н. э., были плодом гораздо более древнего образа мысли, возникшего на 2500 лет раньше. Согласно тайной истории мира, такая форма мудрости стала возможной в результате воплощения и учений Люцифера.
Большей частью посвящение в духовные дисциплины происходило в промежутке между детством и отрочеством или после многих лет подготовки. К примеру, посвящение в каббалу традиционно разрешалось лишь в возрасте сорока лет, а кандидатам школы Пифагора приходилось жить в уединении и без общения с внешним миром в течение нескольких лет до начала обучения. Но Люцифер с самого рождения воспитывался в традициях школы мистерий. Узкий круг магов напряженно работал над его образованием, позволяя ему принимать участие в самых тайных церемониях и формируя его душу. В возрасте сорока лет он наконец испытал откровение. Он стал первым человеком, способным думать о земной жизни полностью рациональным образом.
В главе 8 мы узнали, как Орфей изобрел числа. Но в эпоху Орфея было невозможно думать о числах, не принимая во внимание их духовный смысл. Теперь, благодаря Люциферу, появилась возможность думать о числах без каких-либо символических ассоциаций, просто как о количественных мерах, не отягощенных качественными атрибутами. Теперь люди могли измерять и рассчитывать, создавать планы и строить.
От Плутарха нам известно, что Асклепий, сын Орфея, отождествлялся с Имхотепом, жившим около 2500 г. до н. э. К тому времени пришла великая волна перемен и революционный образ мышления распространился с Дальнего Востока по всему миру.
Имхотеп, визирь египетского царя Джосера, был известен как строитель, скульптор и изготовитель каменных ваз. Его также называли Главой Наблюдателей, что вскоре стало ти
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1874;