Мистерии Греции и Рима
Элевсинские мистерии — Сократ и его демон — Идеализм Платона — Божественная сущность Александра Великого — Цезарь и Цицерон — Появление магов
Е |
сли афиняне славились своей способностью к свободному индивидуальному мышлению, в Спарте мы видим развитие личной воли, соревновательного духа и почитания сильных людей, в случае с героями доходившего до преклонения. Герои создавали пространство для расцвета эллинской культуры, начавшей в V веке до н. э. устанавливать стандарты красоты формы и строгости ума, к которым мы стремимся до сих пор.
Это была Греция великих посвященных: философов Платона и Аристотеля, поэта Пиндара, драматургов Софокла и Еврипида.
Самая знаменитая греческая школа мистерий находилась в городе Элевсине, расположенном в нескольких милях от Афин. Римский государственный деятель Цицерон, сам будучи посвященным, говорил, что Элевсинские мистерии и их наследие стали самым полезным даром Афин цивилизованному миру.
Название «Элевсин» происходит от слова еіаипо, означающего «я пришел», точнее «я пришел в этот мир». От самого святилища почти ничего не осталось — лишь несколько разрозненных камней и барельефов из внутреннего убранства — но, по описаниям современников, оно имело неприметную внешнюю стену из голубовато-серого камня. Внутри находились раскрашенные статуи и фрески с изображениями богинь, снопов пшеницы и цветков с восемью лепестками. В одном описании говорится, что на потолке внутреннего святилища находилась решетка, служившая единственным источником света.
Малые мистерии праздновались весной. Они включали обряды очищения, а также инсценированные истории из жизни богов. Статуя бога, увенчанная миртом и с факелом в руках, выносилась к участникам процессии под аккомпанемент танцев и песнопений. Бог приносился в жертву и умирал на три дня. Когда принесенный в жертву бог объявлялся восставшим из мертвых, собравшиеся жрецы и кандидаты в посвященные восклицали: «Иакх! Иакх! Иакх!»
В этих празднествах также присутствовал явный сексуальный элемент. Венецианский ученый Михаил Пселл писал о появлении Венеры, выходившей из моря между двумя движущимися изображениями женских гениталий, после чего разыгрывалась сцена брака между Персефоной и Аидом. Климент Александрийский рассказывал об инсценировке изнасилования Персефоны, а по свидетельству Афинагора, в ходе этого странного, жестокого, почти сюрреалистического спектакля она представала с рогом на лбу, возможно, символизировавшим Третий Глаз.
Существуют также свидетельства о церемониальном разлитии молока из золотого сосуда в форме женской груди. На первый взгляд кажется очевидным, что этот ритуал связан с поклонением Богине-Матери, но мы не должны упускать из виду тот факт, что на более глубоком уровне Данные церемонии связаны с жизнью и смертью. От Пифагора мы знаем, что Млечный Путь изображался как широкая река или скопление душ. Подобные звездам души усопших поднимаются на небо через ворота Козерога, проходят через небесные сферы, после чего спускаются обратно в материальный мир через ворота Рака. Пиндар сказал: «Счастлив тот, кто видел Мистерии, прежде чем оказался погребенным под землей, поскольку он знает, что происходит после окончания жизни». Софокл писал: «Трижды счастливы те, кто видел мистерии прежде, чем умер. Они обретут жизнь после смерти. Все остальные будут испытывать только страдания». По словам Плутарха, те, кто умирает в первый раз, испытывают то, что посвященные уже испытали.
Большие мистерии, празднование которых происходило примерно в день осеннего равноденствия, предварял девятидневный пост, по окончании которого кандидатам в посвященные давали выпить сильнодействующий напиток, называвшийся кикеон.
Разумеется, длительный голод сам по себе мог вызвать зрительные иллюзии, или, по меньшей мере, склонность к галлюцинациям. После такого продолжительного поста кандидат выпивал эту смесь из обжаренного ячменя, воды, и эфирного масла, которая, в большом количестве, могла действовать, как наркотик.
Известно, что мистерии подвергали людей самым серьезным испытаниям, вызывая у них состояние глубочайшего страха, мрачнейшего ужаса и экстаза. Плугарх писал о том, что перед посвящением люди испытывали такой страх, словно им предстояло умереть, и это, разумеется, в определенной степени было правдой.
Представьте себе, что в ходе малых мистерий вы были свидетелем театрализованных представлений, в ходе которых разыгрываются пугающие сверхъестественные события, и теперь верите в то, что все эти вещи произойдут в действительности. Вам предстоит участие в драме, по ходу которой вы будете убиты и, в некотором смысле, на самом деле умрете! Свидетельства Прокла говорят о том, что кандидаты подвергались стремительной атаке «полчищ земных демонов». Хотя к тому времени для высших духовных существ, богов, стало крайне трудно просачиваться в плотный материальный мир, для низших духов, таких, как демоны и души усопших, это по-прежнему было сравнительно просто. Мучимый демонами кандидат подвергался унижениям и наказаниям. Павсаний в своем труде «Описание Эллады» рассказывает о демоне с темно-синей кожей по имении Эврином, который пожирал разлагающиеся трупы.
Должны ли мы воспринимать это как буквальную истину? Как уже говорилось ранее, обряды посвящения были частью ритуала и театрализованного представления — частью спиритического сеанса. С идеалистической точки зрения, тот факт, что в вызове этих демонов определенную роль играл наркотический напиток, вовсе не означа-
что они были иллюзиями. Мы также должны помнить о том, что в сельских областях Индии до сих пор проводятся вполне респектабельные религиозные церемонии, связанные с поклонением младшим духам, таким как преты, бхуты, пишачи и гапдхарвы, — церемонии, которые на Западе мы назвали бы спиритическими сеансами.
Школы мистерий давали кандидату аутентичный духовный опыт, что в контексте идеалистической философии означало подлинный опыт общения с духами — сначала демонами и душами усопших, а затем и с богами.
Уже к V веку до н. э. богу, не имеющему материального тела, было трудно напрямую воздействовать на материю, например, передвинуть тяжелый предмет. Но посвященные жрецы могли произносить магические слова перед облаком дыма, поднимающегося от священного огня, после чего порой появлялось лицо бога. Карл фон Эккарт- шаузен, теософ конца XVIII века, перечислил наиболее эф- фекгивные вещества для курений, вызывающих появление призраков: болиголов, белена, шафран, алоэ, опиум, семена мака, асафетида и петрушка.
Чудесные, словно живые, статуи, которыми знаменита Греция, появились из школ мистерий. Их первоначальная функция состояла в том, чтобы привлекать богов на землю.
Из более раннего использования статуй в Египте и Шумере мы знаем, что они предназначались для того, чтобы боги поселялись и жили в них, как в своих физических телах. Если вы встанете перед статуей Артемиды в Эфесе. Земля-Мать нависнет над вами, как огромное дерево. Вы почувствуете, что вас поглощает растительная матрица космоса, огромный океан переплетающихся волн света, и вы становитесь с ним одним целым.
Порою возникает ощущение, что статуи дышат и способны двигаться. Древние верили в то, что иногда статуи могут заговорить с вами.
После успешного прохождения различных испытаний кандидату позволяли вознестись в Эмпирей, место, напол-
ненное светом, музыкой и танцами. Дионис — Бахус или Иакх — появлялся перед ним в прекрасном, сияющем облаке света. Оратор Аристид вспоминал: «Мне казалось, что бог приблизился и я касаюсь его. Я находился где-то между сном и явью. Мой дух был таким легким... тот, кто не прошел посвящения, не сможет меня понять». Под этой легкостью духа он имеет в виду опыт внетелесного существования. Также кажется очевидным, что во время мистерий боги порою вселялись в растительные, эфирные тела, появляясь перед собравшимися как светящиеся духи или фантомы.
Итак, обряд посвящения давал прямое, экзистенциальное и безусловное знание о том, что душа способна жить за пределами тела. Находясь в таком состоянии, кандидат становился духом среди духов, богом среди богов. Когда прошедший посвящение кандидат «рождался заново» в повседневном материальном мире и короновался как посвященный, он сохранял некоторые присущие богам силы восприятия и способность влиять на события.
Таким образом, опыт прохождения через обряд посвящения был мистическим. Однако, как мы видели на примере Пифагора, подразумевалось, что этот опыт приносил также практические и даже научные знания. После завершения обряда жрец разъяснял, что именно сейчас пережил новообращенный, черпая тайные откровения из книги, изготовленной из двух каменных скрижалей, которая называлась Книга Толкований. Жрецы учили, как формируется материальный мир и человеческое тело, а также как они управляются духовными мирами. В процессе обучения они использовали вспомогательные символы. Среди них был тирс, сделанный из тростника, иногда с семью утолщениями и увенчанный сосновой шишкой. Здесь так же присутствовали «игрушки Диониса» — золотая змея, фаллос, яйцо и волчок, издававший звук «ом». Цицерон писал, что как только вы придете к пониманию их значения.
оккультные таинства станут для вас ближе к естественным наукам, чем к религии.
В этом учении также присутствовал пророческий элемент. В конце обряда посвящения в Элевсине кандидату показывали сорванный зеленый колос пшеницы, который молча поднимали перед ним.
Разумеется, на одном уровне мистерии имели аграрное значение, связанное с ожиданием хорошего урожая. Но здесь присутствовал и другой уровень, имеющий отношение к жатве душ.
Этим колосом была звезда Спика, божественное семя, которое держит в левой руке девственная богиня в созвездии Девы. Разумеется, я говорю о богине, которую египтяне называли Исидой. Зерно в ее руке ожидает великого космического «времени посева». Оно войдет в состав хлеба Тайной Вечери, символизируя растительное тело Иисуса Христа, а также растительный аспект бытия, или измененное состояние сознания. Согласно эзотерическому христианству, мы все должны стремиться войти туда, если желаем встретиться с ним.
Мы ясно видим, что растительный аспект космоса находится в фокусе эзотерического мышления. В философии Платона душа является посредником между материальным телом и животным духом. Если мы хотим выйти за рамки материального мира и войти в духовные миры, этот аспект должен стать главной темой нашей работы.
Существуют и другие пути, с помощью которых духи могут влиять на события.
Каждого, кто внимательно посмотрит на дошедшие до нас бюсты Сократа, могут поразить живые, сатироподобные черты его лица. В тайной традиции Сократа принято считать реинкарнацией великого духа, который ранее жил в теле Силена.
Сократ иногда говорил о своем дэішоне, имея в виду добрый дух, который ведст его по жизни. Сегодня такая концепция может показаться нам чуждой. Но приведенный ниже рассказ о современном дэймоне, возможно, позволит ее разъяснить. Этот случай был рассказан учеником русского эзотерического философа П.Д. Успенского, который оказал формирующее влияние на многих великих писателей и художников двадцатого столетия, включая поэта и драматурга Т.С. Элиота, архитектора Франка Ллойда Райта, а также художников Казимира Малевича и Джорджию О’Киффи.
Этот человек, адвокат по профессии, прослушал лекцию Успенского в доме, расположенном на западе Лондона. Он покинул ее озадаченный и полный сомнений. Но как только он вышел на улицу, внутренний голос произ-
нес: «Если ты утратишь связь с этим, то сделаешь нечто такое, о чем впоследствии будешь жалеть всю жизнь». Он удивился, не понимая, откуда исходит этот голос.
В конце концов он нашел объяснение в учении Успенского. Этот голос был его высшим «Я». Одна из главных целей процесса инициации, который он впоследствии прошел, состояла в том, чтобы приобрести способность слышать этот голос постоянно.
Сократ был человеком, который направлял свое сознание именно таким образом. Он облек великий проект преобразования инстинктивной мудрости низшего, животного «Я» в четкие концепции, и его философия, как и философия Пифагора, не была чисто академической. Это была философия жизни. Он говорил, что цель любой философии состоит в том, чтобы научить, как умирать.
Даже внутри тайных школ существуют некоторые разногласия по поводу того, был Сократ посвященным или нет.
Обвиненный в том, что он развращает молодежь Афин и не верит в богов, Сократ совершил самоубийство, выпин ядовитый отвар цикуты. Он умер, но простил своих палачей.
Клятва не совершать самоубийство была одной из самых страшных из всех, что приносили посвященные.
В наши дни часто можно слышать, что религия оказала негативное и даже разрушительное влияние на историю человечества. Речь идет о религиозных войнах, инквизиции, подавлении научной мысли и сдерживающих развитие патриархальных устоях. Но следует помнить, что некоторые величайшие достижения человеческой культуры ведут свое происхождение от школ мистерий, которые являлись центральной частью организованной религии в Древнем мире. Не только скульптура и драма, но также математика и астрономия, политические и медицинские идеи вышли из этого религиозного института.
Прежде всего следует сказать о том, что школы мистерий повлияли на эволюцию человеческого сознания.
Традиционная история уделяет мало внимания эволюции сознания, но мы еще раз сможем увидеть ее в действии, если проследим за изменениями в греческой драме. В произведениях Эсхила и Софокла, первых драматургов, которые ставили свои работы за пределами тайных школ, злодеев преследовали крылатые демоны, которые назывались эриниями или фуриями, — например, в трагедии Эсхила «Орестея», написанной в 458 до н.э. К 428 до н.э., когда Еврипид написал трагедию «Ипполит», эти мучения стали внутренними и получили собственное название. «Есть только одна вещь, способная пережить все жизненные испытания, — спокойная совесть».
Принято считать, что люди всегда испытывали угрызения совести. Если исходить из такой предпосылки, то Еврипид стал первым человеком, который дал название этому феномену. В перевернутом мышлении эзотерической традиции, причина отсутствия упоминаний о совести в анналах человеческой истории до определенного момента состоит в том, что лишь Элевсинские мистерии сформировали это новое пространство человеческого опыта.
Великое драматическое искусство показывает, что зачастую наши чувства не совпадают в с теми чувствами, которые мы должны испытывать в соответствии с общепринятыми нормами. Оно демонстрирует нам новые пути существования — ощущения, мышления, стремления, восприятия. ГІо словам Сола Беллоу, можно сказать, что оно делает немного просторнее условия человеческого существования.
Воспринимая греческую драму, мы испытываем очищение катарсисом. Греческие драматурги давали своим зрителям опыт, который являлся отзвуком их собственного опыта инициации, а их метод работы был основан на понимании человеческой природы. Наше животное тело подверглось порче. Оно затвердело и приобрело некое подобие защитного панциря. Однако мы стали чувствовать
себя комфортно в этом панцире. Мы даже привыкли полагаться на него. Наша легкая и сытая жизнь стала возможной благодаря кровопролитию, пыткам, воровству, несправедливости. В глубине души мы знаем это. Поэтому глубоко внутри нас существует ненависть к себе, которая не позволяет нам полностью проживать каждый момент и жить полноценной жизнью. Мы не сможем по-настоящему полюбить или стать любимыми, пока этот уподобляющий нас насекомым панцирь не будет вскрыт в ходе мучительного процесса инициации. Только достигнув этой стадии, мы можем узнать, какой должна быть настоящая жизнь.
Когда мы смотрим хорошую постановку7 одной из великих трагедий, чье создание было вдохновлено опытом посвящения, например, «Царь Эдип» или «Король Лир» — у нас есть возможность уловить отголоски этого процесса.
Если некоторые идеи древних греков трудно понять и принять, то другие на первый взгляд кажутся достаточно очевидными, даже поверхностными, и вы можете подумать, что они едва ли заслуживают того, чтобы вообще произносить их вслух. Вот некоторые из немногих дошедших до нас высказываний, приписываемых Пифагору:
«Прежде всего, уважай себя и не поддавайся соблазну, если только ты не согласен быть нечестным с собой».
Для того чтобы понять, почему эти мысли потрясли мир и на долгие века сохранились в памяти потомков, следует рассматривать их в контексте недавно пробудившегося ощущения собственного «я».
Точно так же, когда Сократ сказал «необдуманная жизнь не заслуживает того, чтобы ее прожить», он обращался к людям, которые до того момента не обладали способностью абстрактного мышления, позволяющей размышлять над собственной жизнью. Это был величайший Дар Сократа всему миру.
После смерти Сократа главенствующей фигурой в греческой философии стал его ученик Платон. Он родился в 428 до н.э. и был представителем одного из первых поколений афинян, которое систематически обучали чтению. В саду, окружавшем могилу героя Академа в окрестностях Афин, Платон основал свою Академию.
Его «Диалоги» являются величайшим выражением идеалистической философии, на которой основана эта книга.
Согласно тайной истории, все люди вплоть до того времени познавали мир идеалистическим путем. Сознание каждого человека было устроено таким образом, что он не ставил под сомнение превосходство идей, как формы реальности, над материей. Существовала лишь необходимость в великом посвященном, который мог бы концептуализировать идеалистическое мировоззрение и записать его в систематизированных терминах, когда человеческое сознание эволюционирует до такой степени, что люди смогут воспринять противоположную точку зрения. Аристотель, ученик Платона, совершил качественный скачок и обеспечил переход к материализму, который сегодня является доминирующей философией.
Сейчас нам не составляет труда неверно истолковать идеализм Платона. Нам кажется естественным, что если материальный мир является продуктом нашего мыслительного процесса, то мы обладаем способностью манипулировать им вполне очевидным и прямым путем, просто думая о нем. В самом деле, если мир не более чем гигантская голограмма, то нельзя ли ее просто выключить? Епископ Беркли, наиболее влиятельный представитель идеалистической философии в Англии, в своем труде «Принципы человеческого познания» выступил в защиту версии идеализма, согласно которой материя не может существовать независимо от восприятия. Эта версия наиболее знакома студентам, изучающим философию в англо-американских университетах.
Однако не вызывает сомнения, что это не та позиция, которой на протяжении истории придерживалось подавляющее большинство людей, веривших в идеализм. Как я уже говорил, эти люди познавали мир идеалистическим путем. Способность к воображению была значительно сильнее, чем способность к мышлению, которое только начало развиваться. Они верили в то, что объекты воображения значительно более реальны, чем объекты чувственного восприятия, — но эго вовсе не означает, что последние совершенно нереальны.
В истории большинство людей, веривших в идеализм как в жизненную философию, также верили, что материя порождается разумом подобно тому, как порождается исторический процесс, который происходит постепенно и на протяжении продолжительных периодов времени. Они верили — и верят до сих пор, — что «голограмма» в ее нынешнем виде будет выключена, но это произойдет постепенно и в течение длительного времени.
Сегодняшним студентам, которые обсуждают сильные и слабые стороны идеализма, вероятно, будет трудно уравнять идеи Платона с богами и ангелами, как это делаем мы. Современному разуму такая ассоциация рискует показаться грубой и антропоморфической.
Однако, — и это опять-таки исторический факт, — люди, принимавшие идеализм как жизненную философию, всегда были склонны верить в духов, богов и ангелов.
Размышляя над великими, сплетающими мир космическими мыслями, активными принципами, стоящими за внешним видом вещей, многие идеалисты спрашивали себя, правильно ли будет считать их сознательными существами, такими же, как и они сами. Такие идеалисты, как Цицерон и Ньютон, считали, что эти «Интеллекты», как называл их Ньютон, не являются ни явно безличными, ни наделенными явно выраженной личностью. И Цицерон, и Ньютон не были ни убежденными политеистами, ни строгими монотеистами. Они считали жизнь осмысленной, а космос мыслящим. Таким образом они верили, что в структуру космоса встроено нечто вроде человеческих качеств или даже нечто вроде человеческого сознания.
Но самое важное, что посвященные тайных обществ и школ мистерий сталкивались с этими бестелесными интеллектами в измененном состоянии сознания. О том, каково быть идеалистом в современную эпоху, вероятно, лучше всех написал Гете. Он писал об ощущении реального присутствия живой взаимосвязи с миром природы, а также с другими людьми, хотя эти связи нельзя увидеть или измерить. Он писал о великих вселенских духах, которые удерживают все соединенным в одно целое. То, что Ньютон называл «интеллектами», Гете называл «матерями»:
Мы все погружены в таинственное. Мы не знаем, что скрывается в окружающей нас атмосфере и как это связано с нашим собственным духом. Известно лишь, что порой мы можем выпустить чувствительные усики наших душ за пределы телесных границ... Душа одного человека способна оказывать определенное влияние на душу другого посредством своего тихого присутствия, чему я могу привести множество примеров. Со мною часто случалось так, что, когда я прогуливался с кем-нибудь из своих знакомых и у меня в голове появлялся какой-то яркий образ, он сразу же заводил разговор об этой самой вещи. Я также знал человека, который, не произнося ни слова, мог одной лишь силой своего ума заставить внезапно умолкнуть группу оживленно разговаривающих людей... Внутри каждого из нас есть некие электрические и магнитные силы, и мы излучаем, подобно магниту, притягивающую или оіталкивающую энергию... У влюбленных эта магнитная энергия особенно сильна и действует даже на расстоянии. В юные дни со мной не раз бывало так, что во время одиноких проіулок у меня возникало сильное желание оказаться в обществе любимой девушки, и я думал о ней, пока она на самом деле не приходила встретиться со мной. «Я чувствовала себя так беспокойно в своей комнате, — говорила она, — что просто не могла не прийти сюда».
Далее Гете говорит о живых связях, лежащих в основе этого феномена.
Обитая в вечной темноте и одиночестве, эти матери остаются творческими существами; они представляют собой тот творческий и поддерживающий принцип, от которого происходит все, что имеет жизнь и форму на земной поверхности. Все, что перестает дышать, возвращается к ним в виде своей духовной природы, и они сохраняют эту природу, пока не появится возможность для возобновления ее существования. Все души и формы того, что было или будет, парят как облака в обширном пространстве их жилища... маг должен войти в их владения, если желает обрести власть над формой бытия...
В V веке до н.э. Афина и Спарта сражались за господство в Греции. В IV веке до н.э. оба эти государства оказались под властью Македонии, которой управлял сильный и энергичный Филипп II. Плутарх отметил, что сын Филиппа, Александр, появившийся на свет в 356 году до н.э., родился в тот самый день, когда безумец предал огню храм Артемиды в Эфесе.
Каждая школа мистерий учила своей уникальной мудрости; именно поэтому Моисей и Пифагор проходили посвящение более одного раза. Жрецы школы при храме в Эфесе учили тайнам Земли-Матери и пониманию сил, которые формируют природный мир. В каком-то смысле дух этой школы вошел в Александра при рождении. Александр потратил всю свою жизнь, пытаясь распознать этот божественный элемент внутри себя.
Однажды красивый, бесстрашный мальчик с горящими глазами и львиной гривой объездил величественного, но свирепого коня по кличке Буцефал, на которого ни один из полковдцев Филиппа даже не мог сесть.
Филипп хотел, чтобы личным учителем его сына стал величайший философ современности. После некоторого Размышления он выбрал на эту роль лучшего ученика
Платона, Аристотеля. Александр и его наставник признали друг в друге родственные души.
Как только Платон дал формальное, концептуальное определение идеализма, стало яно, что очень скоро будет сформулировано и противоположное мировоззрение. Вместо того чтобы выводить истину о мире из нематериальных и вселенских принципов, Аристотель собрал и классифицировал данные материального мира. Он разработал физические законы, используя процесс абстрактного мышления. Таким образом Аристотель сумел изобрести совершенно новый и современный способ описания скрытых сил, которые формируют природу. Часто говорят, что Римская империя обеспечила распространение христианства; в том же духе можно утверждать, что Александр создал самую большую империю, которую когда-либо видел мир и которая стала средством для распространения философии Аристотеля.
Филипп пал от руки убийцы, когда его сыну было только двадцать лет, но Александр сразу же зарекомендовал себя как гениальный правитель и непобедимый военачальник. В 334 году до н.э. он возглавил военный поход в Азию и разбил персов в битве при Иссе, несмотря на то что армия противника имела десятикратное превосходство. Затем он прошел через Сирию и Финикию и завоевал Египет, где основал город Александрию. Везде, куда бы он ни направлялся, Александр основывал города-государства по эллинской модели, распространяя как греческую политику, так и греческую философию.
Миссия Александра отчасти состояла в том, чтобы уберечь недавно эволюционировавшее сознание, сформированное такими посвященными, как Платон и Еврипид, от поглощения роскошью, великолепием и военной мощью Азии. Более конкретно — он хотел спасти новую рациональность от поглощения древним ритуалистическим ясновидением и образным восприятием.
В 331 году до н.э. Александр вновь победил персов, разрушил их древнюю столицу Персеполь и двинулся дальше — в Афганистан, а потом в Индию. Здесь он вел дебаты с философами-брахманами, потомками риши. Получив разрешение присутствовать на священном обряде посвящения брахманов, сопровождавшие Александра жрецы были поражены, когда увидели, насколько эти церемонии похожи на их собственные.
Существует история о том, как Александр послал греческого философа призвать к себе учителя-брахмана с предложением большого вознаграждения и угрозой обезглавить его в случае отказа. В конце концов философ разыскал брахмана в лесной чаще и получил от него следующую отповедь: «Брахманы не боятся смерти и не жаждут золота. Мы спим глубоким мирным сном на лесной листве. Любая материальная собственность может лишь нарушить мирное течение нашего сна. Мы движемся свободно по поверхности земли, не вступая с ней в конфликт, и она удовлетворяет все наши желания, как мать, которая кормит младенца своей грудью».
Это был редкий отказ для Александра. Почти до самого конца жизни великого завоевателя казалось, что никто не может стать на его пути. Как случалось лишь несколько раз в истории, создавалось впечатление, что отдельная личность может подчинить весь мир своей воле.
Как уже упоминалось, всю жизнь Александра можно рассматривать как поиск понимания природы своей божественной силы. В разное время, в соответствии с различными традициями, его предками объявлялись Персей и Геракл. Аристотель дал Александру экземпляр «Илиады» Гомера, которую тот выучил наизусть. После этого он порой видел в себе полубога, подобного Ахиллу. В 332 году до н.э. он предпринял экспедицию в храм Амона, расположенный в пустынном оазисе Сива, в пятистах милях к западу от египетского города Мемфиса. Говорят, он едва не погиб во время этой экспедиции, хотя здесь, возможно, имелась в виду «мистическая смерть». Доподлинно известно, что он был «узнан» местными жрецами и прошел обряд посвящения.
Иногда высказываются предположения, что жрецы могли провозгласить Александра сыном Амона-Зевса. Считается, что об этом свидетельствуют церемониальные рога, которые он носил впоследствии. В некоторых завоеванных им странах он запомнился как рогатый человек. В Коране он появляется под именем Зу’ул-Карнайн, что означает «двурогий». Но согласно тайной истории, это были охотничьи рога, которые мы уже встречали раьше, и два преданных друга, Гильгамеш и Энкиду, разлученные безвременной смертью Энкиду, соединились вновь, переродившись на земле в образе Александра и Аристотеля.
В возрасте тридцати трех лет Александр оставил без внимания предупреждение вавилонских астрологов, не советовавших ему входить в городские ворота. Двумя неделями позже он умер от лихорадки. Вскоре стало очевидно, что империя Александра оставалась единой только благодаря силе его личного магнетизма.
Буддизм появился как первая миссионерская религия около 200 года до н.э. Вплоть до того времени религия, которую выбирали люди, определялась их расовой или племенной принадлежностью. Теперь же человеческое бытие претерпело значительные изменения. Для непосвященных духовные миры были исчезающим видением, оставляющим неопределенные, трудно различимые следы. Вдохновленные Пифагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, люди стали развивать в себе способность к дедуктивному и индуктивному мышлению. Они обрели способность взвешивать аргументы и делать выводы.
К 140 году до н.э. Рим стал столицей мира и средоточием новых идей. Люди имели возможность выбирать из самых разных верований: официального культа планетных богов, новоегипетского культа Сераписа, эпикурейства.
стоицизма, перипатетической философии и персидского культа Митры. Кроме того, буддистские монахи и индийские брахманы к тому времени определенно достигли Александрии.
Впервые в истории выбор системы верований стал делом личного предпочтения.
Люди могли основывать свой выбор на убедительности доказательств или просто выбирать то, во что они хотят верить. С расцветом Римской империи мы попадаем в эпоху расчетливой и обоснованной веры, с присущим ей цинизмом и сознательной культивацией чувствительности, что для того времени было чем-то совершенно новым.
Думая о Риме, мы представляем себе не только утонченность и величие, но и паранойю. Если мы сравним Грецию Перикла с Римом цезарей, то увидим в последнем чрезмерную помпезность, сложные, вызывающие благоговейный трепет ритуалы с использованием дыма и благовоний, а также бряцанием кимвалов, то есть со всеми атрибутами, которые раньше использовались для того, чтобы загипнотизировать людей и подчинить их воле Ваала. Теперь с их помощью людей снова вводили в гипнотический транс, заставляя верить в то, что представители правящей элиты, с их извращенными причудами и эгоманией, на самом деле являются богами.
Цезари заставляли жрецов школ мистерий принимать себя в ряды посвященных. В процессе посвящения они узнавали, что древние тайные учения связаны с Солнечным богом.
Юлий Цезарь истреблял друидов из-за их учения о боге Солнца, который якобы должен был скоро вернуться на землю. Точно так же Август запретил астрологию совсем не потому, что сам в нее не верил. Его беспокоила способность астрологов видеть знаки, начертанные на небосводе. Если люди не смогут читать знамения времени, возможно, ему удастся выдать себя за Солнечного бога. Будучи посвященным, Калигула знал, как общаться с духами Луны в сво-
Вергилий, изображенный на картине швейцарского художника Генри Фузели. Вергилий был великим посвященным поэтом, писавшим об истории и судьбах Рима. В поэме «Энеида», VI, 748 — 51, он излагает доктрину реинкарнации, когда пишет о том, что у человеческих душ возникает желание вернуться в тело после того, как «времени бег круговой отмерит десять столетий»
их снах. Но поскольку он добился посвящения силой и прошел обряд без должной подготовки, то не мог их правильно определить. Калигула называл Юпитера, Геркулеса, Диониса и Аполлона своими братьями-богами и порой наряжался в причудливые одеяния, чтобы стать похожим на них. Безумное правление Нерона достигло апогея после того, как ему стало ясно, что он не является Солнечным богом. Он предпочел бы дотла сжечь весь мир, чем уступить место другим, более великим личностям.
Роман Апулея «Золотой осел» — одно из самых великих произведений, созданных посвященными римского периода. В него включена замечательная новелла «Амур и Психея», повествующая о жизни духа. Эта история несет достаточно знакомое послание о вреде любопытства, но в то же время содержит эзотерический и исторический смысловой уровень.
Психея была красивой и невинной молодой девушкой. Амур влюбился в нее и направил к ней своих посланников с просьбой прийти к нему ночью в его дворец, стоящий на вершине холма. Она станет возлюбленной бога! Но было одно условие. Их любовные свидания во дворце должны проходить в полной темноте. Психея должна принимать на веру то, что она наслаждается ласками бога.
Однако ее старшая сестра оказалась завистливой. Она дразнила Психею, утверждая, что ее любовник не прекрасный юноша-бог, а отвратительный гигантский змей. Однажды ночью Психея почувствовала, что больше не в силах противиться любопытству, и пока Амур дремал после любовных утех, она подняла над ним зажженную масляную лампу. Она замерла в немом восторге, увидев перед собой восхитительное тело юного бога, но в тот же момент капля горящего масла упала с лампы и разбудила его. Психея была изгнана навсегда.
Двойной смысл истории таков: на самом деле бог — это чудовищный змей. Это история о Нефилим, история о том, как змей животного желания проник в человеческое бытие... но рассказанная с человеческой точки зрения!
Школы мистерий приходили в упадок. Как уже упоминалось, раскопки входа в Подземный мир в Байе, на юге Италии, открыли потайные коридоры и люки, помогавшие убедить кандидатов в том, что они испытывают сверхъестественный опыт. В темном удушливом сумраке жрецы, наряженные в одежды богов, надвигались из темноты на одурманенных галлюциногенами кандидатов. Роберт Темпл воссоздал обряды посвящения этой заключительной декадентской фазы. Они во многом были основаны на использовании пугающих спецэффектов, таких как анимированные куклы; все это напоминало современный аттракцион «комната страха». Разница заключалась в том, что по окончании посвящения, когда неофит вновь выходил на дневной свет, жрецы устраивали ему контрольный
опрос, и если он не поверил в их иллюзии без тени сомнения, они убивали его.
Искренние римляне, истинные посвященные, удалились в еще более тайные школы, действовавшие независимо от официального культа. Стоицизм стал внешним выражением скрытого импульса эпохи, точкой роста интеллектуальной и духовной эволюции. Цицерон и Сенека, оба тесно связанные со стоицизмом, пытались умерить эгоманию своих политических хозяев. Они говорили, что все люди рождены братьями и что рабов следует отпустить на волю.
Цицерон был хорошо воспитанным и утонченным человеком, который стал одним из главных инициаторов ре
форм в Римской империи. Посвящение в Элевсине он считал важнейшим формирующим опытом в своей жизни. По его словам, оно научило его «жить радостно и умереть с надеждой».
Хотя Цицерон искоса смотрел на поклонение суеверных плебеев корыстным богам, он в то же время с терпимостью относился к ним. Он считал, что даже самые смехотворные мифы можно интерпретировать аллегорическим путем. В его труде «О природе богов» содержится толкование стоической идеи движущего духа вселенной, той направляющей силы, которая заставляет растения искать питательные вещества в земле, дает животным чувства, движение и инстинкт стремиться к тому, что хорошо для них, благодаря чему они действуют почти разумно. Тот же самый движущий дух космоса дает людям «разум сам по себе, а богам высший разум сам по себе». Этих богов не следует представлять в телесном облике, подобном нашему собственному, поскольку они обладают «самыми неземными и прекрасными формами». Он также писал, что «мы можем увидеть их высшие, сокровенные замыслы в движениях звезд и планет».
Когда римские политические махинаторы в конце концов добрались до Цицерона, он стоически обнажил горло перед мечом центуриона.
Сенека тоже верил в космическую симпатию стоиков и в способность адептов манипулировать этой симпатией в собственных целях. В его трагедии «Медея», возможно, цитируется реальная магическая формула, использовавшаяся черными магами того времени. Изображенная им Медея была способна так сильно концентрировать энергию своей ненависти, что эго позволяло ей изменять положение звезд на небе.
В эту Эпоху Разочарования впервые стало возможно задуматься о том, что богов, может быть, вообще не существует. В среде интеллектуальной элиты эпикурейцы сформулировали первое материалистическое и атеистическое философское мировоззрение. Осталась лишь вера в низшие формы духов, души усопших и демонов. Если вы почитаете литературу того времени, например, Евангелия Нового Завета, то встретите там немало упоминаний демонов, свидетельствующих о том, что мир страдал от их нашествия.
Пока интеллектуальная элита заигрывала с атеизмом, простые люди погрязли в атавистических формах оккультизма, использовавших тот факт, что демонов и других представителей низших форм духовной жизни привлекают испарения от кровавых жертвоприношений.
Одежды верховного жреца Иерусалимского храма окаймляли маленькие колокольчики, чтобы живущие в тенистых углах мелкие духи могли услышать его приближение и спрятать свои уродливые тела. Храму требовалась обширная и сложная дренажная система, чтобы справляться с тысячами галлонов жертвенной крови, которые ежедневно протекали через нее.
По всему миру предпринимались все более отчаянные меры. Осуждение Плутархом человеческих жертвоприношений подразумевает, что их практика была достаточно распространенной.
Тем временем в Южной Америке, словно в какой-то нелепой пародии, был распят на кресте черный маг.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1392;