Градостроительство Древней Греции
К IX в. до н.э. на месте бывших ахейских государств возникли многочисленные мелкие родовые общины греческих племён. Территория Греции, где расселились пришлые племена, отличалась разнообразным климатом и природными условиями - в плодородных долинах рек и прибрежных районах жители занимались земледелием, в горных районах скотоводством. Но главным географическим фактором, способствовавшим развитию отдельных греческих областей и вступление их в торговые связи с внешним миром, было Средиземное море. Раннее развитие судоходства способствовало формированию уже в VIII в. дон.э. городов-государств (полисов).
Возникновение полисов стало результатом отделения ремесла от сельского хозяйства и роста товарно-денежных отношений. Греческий полис состоял из городского поселения и сельской округи, мог иметь различное управление - олигархическое (Спарта), демократическое (Афины). Размеры полисов также были различны - у Спарты 8400 км², Афин - 2550 км², у 22 полисов Фокиды - 1650 км² (т.е. около 75 км² на каждый). Население составляли представители потомственно-родовой знати (землевладельцы, ремесленники и торговцы) - свободные полноправные граждане, а также метеки и пирееки (переселенцы из других мест, свободные, но не граждане) и рабы. В V в. до н.э. вАфинах проживало около 300 тыс. чел., из которых ⅓ составляли рабы.
Города архаического периодасостояли, как правило, из укреплённого акрополяи расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью-агорой.В VII-VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен, появившихся в более поздний период, и всё городское и сельское население находила защиту на территории акрополя. Пример такого города - г.Селинут на западной оконечности о.Сицилия (VII вв. дон.э.). Егоакрополь располагался на плоской скале, на которой параллельно друг другу размещались храмы, имевшие полихромную раскраску. Две главные улицы города шириной около 9 м пересекались под прямым углом, на них выходили продолговатые кварталы протяжённостью около 30 м с поперечными проходами около 3,9 м. Пример Селинута показывает, что уже в архаический период сложилась регулярная планировка. Возможно, появление регулярной планировки в уже архаический период связано со стремлением равноправного обеспечения граждан полиса земельными участками в границах города.
Особенностью греческого градостроительства было стремление к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека. Несмотря на то, что греческие города-полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из которых были Олимпия и Дельфы.
Святилище в Олимпиисложилось в эпоху архаики, но в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего периода, заключавшиеся в отсутствии жёсткой симметрии, в живописном равновесии архитектурных объёмов, в гармоничном единстве с окружающей природой и удивительно найденном масштабе, соразмерном гармонически сложенному человеку. В Олимпии с 776 г. до н.э. каждые 4 года проводились Олимпийские игры. Главным храмом святилища был храм Зевса (460 г. до н.э.) со статуей Зевса работы скульптора Фидия. Рядом с храмом Зевса располагались алтарь Зевса и храмы других богов. Окружённое этими зданиями пространство стало прообразом для будущих греческих городских площадей - агор.
Уже в эпоху архаики развитие мореходства и потребность во внешней торговле, а также рост численности населения греческих полисов привели в VII-VI вв. до н.э. к активному процессу колонизации побережья Средиземного и чёрного морей, куда переселялись жители из городов-метрополий. Очень часто новые города-колонии по прошествии некоторого времени сами начинали колонизаторскую деятельность. В процессе греческой колонизации выработались определённые приёмы в размещении городов. Оптимальными условиями в расположении города считались: близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей; наличие чистой питьевой воды; наличие плодородных земель; благоприятные условия с точки зрения обороны города и режима ветров; наличие естественного стока дождевых вод и многое другое. В процессе греческой колонизации выработались также и приёмы регулярной планировки городов.
Возникновение регулярной планировки греческих городов обычно связывают с именем уроженца г.Милета архитектором и математиком Гипподамом, жившем V в. до н.э., в классический периодгреческой истории. Однако современные данные археологии свидетельствуют, что многие города уже вконце VI в. до н.э. имели регулярные планы. Кроме этого, элементы регулярного градостроительства были известны и другим народам Средиземноморья, в частности этрускам и финикийцам. Однако греческое градостроительство шло впереди, т.к. именно в Греции вместо примитивного деления городской территории на однообразные, вытянутые в плане кварталы возникли интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанные новыми функциональными и эстетическими принципами. Эта качественно новая ступень в развитии городской планировки, несомненно, обязана своим происхождением Гипподаму.
Авторитет Гипподама как теоретика и практика в области градостроительства подтверждался многими греческими писателями, благодаря чему в литературе закрепился термин «гипподамов город».Этим термином обозначалось строительство регулярного города по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства, плану, в котором предусматривалось деление городской территории пересекающимися под прямым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов с выделением городского центра (застроенного общественными зданиями - храмами, помещениями для должностных лиц и т.п.), торговой площади-агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись).
По свидетельству древних авторов Гипподам участвовал в строительстве порта Афин - г. Пиреи, в разбивке территории г. Фурии на юге Италии, г. Родоса и, вероятно, г. Милета после пожара 494 г. до н.э. В планировке этих городов прослеживаются новые черты, прежде всего это касается зонирования городской территории.
В Милетечётко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района. Аналогичное зонирование наблюдается в Пире. В Пиреиглавная городская площадь, носившая имя Гипподама, размещалась в центре городской территории между двумя гаванями - Торговой и портом Зея. Западнее площади располагался большой складской и портовый район, тогда как жилые районы занимали территорию юго-западнее и северо-восточнее центра.
Второй характерной чертой планировки Милета и Пирей была ориентация их главных улиц с юго-запада на северо-восток. Обращают на себя и пропорции кварталов - если в регулярных городах построенных до Гипподама, жилые кварталы имели вытянутую конфигурацию (~ 1:2,5), то в Милеете пропорции бьши более гармоничными — 7:6 и7:4. Соотношение ширины улиц в городах построенных Гипподамом составляло: второстепенные улицы - 3,5 м, главные улицы в Милеете - около 7 м., а ведущая улица-дорога в Пиреи -15 м, т.е. ширина улиц постепенно удваивалась. Ещё одной характерной чертой Милета и Пиреи было то, что улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решётку плана и это вписывание носило не механический, а эстетический характер.
Планировочная композиция регулярных городов носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города и окружали свободные территории с учётом будущего развития. Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырёх или более домов. Таким образом, город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии. В регулярном городе обязательно предусматривались театр, стадион и гимнасии. Если город размещался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. Кроме того, к регулярному городу подводилась вода по водопроводу, от основного канала которого она распределялась по трубам к колодцам, где жители брали воду. Нечистоты выводились с помощью канализации за пределы города.
Коцепция городского плана Милета не случайно стала основой регулярного "гипподамова города" — этот 100 тысячный город был не только крупнейшим малоазийсским торговым центром, но и крупнейшим в греческом мире центром античной науки и философии: тут жили и работали математик и астроном Фалес, географы и путешественники Анаксимандр и Гекатей, философ Анаксимен и другие. Недалеко от Милета на о. Самос жил математик Пифагор. Атмосфера культурного и математического центра несомненно оказала влияние на формирование градостроительной концепции Гипподама, в которой отразились философские инаучные представления его времени.
Принципы Гипподама могли быть реализованы лишь в городах, возводимых на новом месте. В древних городах, таких как Афины, Коринф и т.п. положение было другим - беспорядочно скученные частные жилища, разбросанные между них храмы, узкие улочки. Но и здесь в V-IV вв. до н.э. появляются элементы регулярности: архитектурно украшается агора; ремесленные мастерские с вредным призводством (керамические и кожевенные) выносятся на окраину города. В V-IV вв. до н.э. все греческие города обзаводятся мощными оборонительными стенами с башнями, которые вносят организующий элемент во всю городскую планировку. Одновременно с развитием новых планировочных приёмов в этот период продолжали совершенствоваться и традиционные, более древние элементы городской структуры. В первую очередь акрополи из крепостей и резиденций правителей перестраивались в главные монументальные парадные ансамбли городских общин, где располагался храм главного божества, к которому вела дорога священных процессий. Самым ярким примером в этом отношении является Афинский акрополь.
В V в. до н.э. Афиныпредставляли собой значительный город протяжённостью с запада на восток около 1,5 км. Афинская агора была застроена по периметру общественными и культовыми зданиями и озеленена по контуру. Отдельные жилые районы имели свои названия - Лимны, Мелите, Керамик (район расселения гончаров), застраивались домами из дерева и кирпича-сырца. На территории города имелась гряда холмов, самым массивным из которых был холм Акрополя, имевший размеры 150 на 300 м и возвышавшийся на 60 м над уровнем города (описание Акрополя). Особенностью композиции Афинского акрополя было размещения зданий с расчётом восприятия с угла, по диагонали - акрополь был всегда виден сафинской агоры, а пересекавшая её по диагонали дорога акцентировала это направление. Этот приём в дальнейшем повторялся и в оформлении агор в последующем, эллинистическом периоде.
Многовековой процесс строительства городов-государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности - Платона (428-348 гг. дон.э.) и Аристотеля(384-322 гг. дон.э.). Их проекты и рассуждения об организации государства и планировке городов отражали мировоззренческие концепции как самих авторов, так и тех политических партий к которым они принадлежали.
Философ-идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем жестко регламентированного государственного устройства. Именно ему принадлежит рассказ о стране Атлантиде, управлявшейся царём и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того идеального города-государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы».
В идеальном городе-государстве Платона общество делилось на три сословия: философов, призванных управлять государством; воинов, призванных защищать его, и демиургов, т.е. ремесленников, земледельцев и купцов, призванием которых было поставлять материальные блага. Ниже этих сословий находились рабы, которых Платон рассматривал лишь как живые орудия труда. Всё население города-государства разделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и находилась в своём районе.
Платон предлагал размежевать всю территорию полиса на 12 частей, которые, в свою очередь, подразделялись на земельные наделы. Всего Платон насчитывал 5040 наделов в соответствии с числом землевладельцев, при этом каждый надел делился на две части - одна в ближайших окрестностях города и вторая на периферии страны. Территория идеального города разделялась тремя водными кольцами, соединявшихся с морем каналом. В центре - акрополь, на котором расположены храмы и жилище правителя. Помимо главного города Платон намечал ещё 12 посёлков, равномерно размещённых вокруг главного города и находившихся в центре своей сельской округи. В целом численность населения идеального города-государства по Платону равнялась около 30-40 тыс. человек (вместе с рабами, метеками и др.). Согласно Платону численность населения идеального города-полиса должна быть постоянной, что предполагало, в случае перенаселения его, строительство аналогичного государства. В целом такое распределение земель в государстве Платона в какой-то мере напоминало земельные реформы Клисфена (конец VI в. до н.э.). Т.о. идеальная схема расселения, по Платону, скорее уже относилась к пройденному этапу греческого градостроительства, чем отражала насущные проблему его эпохи. Однако его схема оказалась весьма живучей и неоднократно повторялась теоретиками-утопистами эпохи Возрождения.
Рассуждения Аристотеля и Платона значительно отличались друг от друга. Более того, Аристотель неоднократно критиковал отдельные положения своего учителя, касавшиеся государственного устройства и города. Та, например, Платон считал, что город должен быть расположен изолированно от внешнего мира, в особенности от бойкой морской торговли, считая, что жители полиса должны кормить себя сами, а не надеяться на привозные продукты и товары. Аристотель же, наоборот, считал необходимым приморское расположение города и видел в этом залог его дальнейшего развития.
Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерную жёсткую планировочную схему Платона. Он писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше для безопасности города и для его благообразия». Аристотель высказывал также своё мнение о городских площадях, из которых одни он предлагал целиком предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения, а другие площади (которые Аристотель называл «чистыми») он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной схемы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н.э.
Большую ценность представляет эстетическая концепция Аристотеля. Его учение о прекрасном в искусстве, его определение красоты как соразмерности и порядка, понимание им гармонии как единства целого и частей, взаимосвязанных посредством соразмерности и пропорций и др. являлись философским обобщением конкретных художественных задач его времени, в том числе и вопросов, связанных с архитектурно-пространственными композициями и ансамблями.
Градостроительство Древнего Рима (VΙΙΙ в. до н.э. — V в. н.э.)
Историю Древнего Рима традиционно принято разделять на две составные части: историю этрусков иархитектуры римлян. История собственно самого Рима делится на три периода:
VIII-VI вв. до н.э.- древнейший (Царский) периодистории Рима и Италии.
509-30 гг. до н.э.- эпоха Римской республики.
30 г. до н.э. - 476 г. н.э.- эпоха Римской империи.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 3333;