Градостроительство эгейской цивилизации

Эгейская цивилизация возникла у народов, населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии. Благоприятные природные условия способствовали зарождению на этой территории земледелия. Ужев период среднего неолита (около IIIтыс. до н.э.) всеверо-восточной части Балканского полуострова в Фесалии появились неукреплённые сельские поселения, состоявшие из небольших круглых и прямоугольных домов. В период позднего неолита (-2800 г. до н.э.) здесь получили распространение укреплённые посёлки на холмах, внутри которых доминировал мегарон. Центром развития Эгейской культуры становиться о. Крит, расположенный на пересечении древних торговых путей в Средиземном море, жители которого вели оживлённую торговлю с Древним Египтом и государствами Двуречья.

В раннеминойский период(3000-2200 гг. до н.э.)появились на Крите первые поселения городского типа, управлявшихся местными правителями-базилевсами. Таковы были Кносс, Маллия, Фест и др. В начале среднеминойского периода (около 2200-1600 г. до н.э.) на острове сложилось несколько самостоятельных государств, каждое из которых включало в свой состав по нескольку десятков отдельных поселений, группировавшихся вокруг одного из 4 больших дворцов - в Кноссе, Фесте, Малии и Като Закро. Главным был город Кносс, который подчинил себеостальные города Крита, образовав Кносское государство.

Самым ярким архитектурным сооружением этого периода является дворец Миноса в Кноссе,занимавший территорию 16 тыс. м². Дворец представлял собой многочисленные помещения, группировавшиеся вокруг открытого двора размерами 50x28 м, ориентированного почти точно по сторонам света.Главный вход во дворец шёл ссевера, парадные помещения располагались сзападной стороны. Кносский дворец был возведён из местного строительного материала — гипса и известняка. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения располагаются как-бы бессистемно, образуя некое подобие муравейника. Но при всём этом она воспринимается как единый архитектурный ансамбль, чему в значительной мере способствовал расположенный в центре большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами, и по-видимому использовался не дляхозяйственных, адля культовых целей. Засвою историю дворец неоднократно перестраивался. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные анфилады. Дворец был очень благоустроенным, в нём имелись ванные комнаты (с керамическими ваннами), керамические трубы водопровода и канализационные водостоки под полом - по каменным желобам нечистоты выводились запределы дворца. Во дворце существовала хорошо продуманная система вентиляции и освещения - вся толща здания сверху донизу прорезана специальными световыми колодцами, по которым свет и воздух попадали в нижние этажи. Этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Благоустроенными были и другие города, такие как Гурния и Палекастро. Города Крита между собой были соединены замощёнными дорогами, шириной около 3,7 м.

Центром города Гурнии, как и Кноса, был дворец местного правителя сдвором и складскими помещениями, однако этот дворец ни по своим размерам (двор 40x17 м), ни по архитектурному уровню и убранству не мог сравниться сКносским. Сам город представлял собой систему узких неправильных улиц, на которые выходили жилые дома, состоявшие из верхнего жилого и полуподвального хозяйственного этажей, возведённые из местного камня. В городе имелись колодцы и стоки для отвода грязных вод.

Рядовые сельские поселения Крита представляли собой небольшие посёлки из нескольких десятков глинобитных домов, тесно подогнанных друг к другу и разделённых кривыми улочками. Рамы окон и дверей в домах делались из дерева. Как и все поселения, деревни не были защищены.

Около 1400 г. до н.э.после извержения вулкана на о.Санторин (о.Фера) и последовавшими за этим землетрясением, цунами, а в последующем - вторжением ахейцев критская цивилизация прекратила своё существование и центр эгейской культуры переместился на Пелопонесский полуостров, где в это время развивалась микенская (элладская) культура,насчитывавшая уже несколько веков развития и испытавшая сильное влияние соседнего Крита.

В отличие от неукреплённых городов-дворцов Крита, поселения микенцев были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию, достаточную для укрытия не только городского, но и окрестного сельского населения, однако не столь обширные, чтобы там могли разместиться большие дворцы.

Все микенские дворцы-города были укреплены и представляют собой настоящие цитадели. Мощные стеныв них сложены из огромных малообработанных каменных глыб. Город Микеныразмещался на высоком скалистом холме в 15 км от моря. Контуры крепостных стен, сложенных из огромных известняковых плит и насчитывавших по периметру около 1 км, повторяли очертания рельефа. Внутри стен размещались часть гробниц, акрополь и источник в северо-восточной части города.

Доминирующее положение в городе занимал дворец микенских царей, однако его остатки слишком плохо сохранились чтобы можно было представить его внешний облик. Вход в Микенскую цитадель- т.н. "Львиные ворота",был увенчан рельефом с изображением двух симметричных львов, стоящих по сторонам от колонны - символа правителей Микен.

Похожий облик имела и Тиринфская цитадель,сложеная из огромных необработанных глыб известняка, достигающих в отдельных случаях веса в 12 т. Каменные глыбы образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м., высота в сохранившейся части - до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые казематы с галереями, в которых хранилось оружие и запасы продовольствия (толщина стен здесь доходила до 17 м.). Из цитадели был устроен подземный ход, заканчивавшийся в 20 м. от стены у тщательно замаскированного источника. Главный вход в городнаходился в восточной стороне и представлял собой узкие ворота шириной 3 м, которые вели в первый крепостной двор и далее через пропилеи на парадный двор. Подход в город был продуман так, чтобы приближающийся к воротам противник был вынужден поворачиваться к стене, на которой находились защитники, незащищённым правым боком. Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окружённый колоннадой. Двор был покрыт плитами рыжевато-жёлтого цвета, стены дворца были побелены и имели живописный фриз, раскрашенными были и колонны дворца. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа выразительно контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимися с цветом скалы, на которой он стоял.

В развалинах дворца в Пилосеархеологи обнаружили керамическую ванну, что указывает на высокий уровень санитарно-технического оснащения дворца.

В XIII в. до н.э. Микенская цивилизация достигла своего расцвета. Однако в конце этого века под напором более примитивных и воинственных племён греков-дорийцев пришедших с севера, микенская цивилизация пала, а её города-крепости пришли в упадок.









Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 2005;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.