Body Jazz — ведение за центры (версия Александра Гиршона)
Это упражнение относится к разминочным, но, в силу его продолжительности и множественности тем, к которым обращаются участники, мы посчитали, что его можно отнести к полифункциональным психотехнологиям.
Цели: разогрев, развитие навыка осознавания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, исследование баланса контроля/отпускания, развитие репертуара движения.
Продолжительность: 40–45 минут.
Музыка: различная для каждого центра.
Исполнение: парное
Процедура
Вначале проходит объяснение и демонстрация упражнения.
1. Настройка. Партнеры делятся на пары. Оба партнера закрывают глаза и обращают внимание на ощущения собственного тела, на то, насколько мягко и уверенно они стоят на ногах, на ритм, глубину и текучесть дыхания. Один из партнеров (А) открывает глаза и внимательным и принимающим взглядом смотрит на своего партнера (Б), принимая факт присутствия и особенности тела партнера. Затем он(а), сохраняя фокус на партнере, обращает внимание на ощущения в собственных руках (кистях) и медленно подносит свои руки к голове партнера, мягко и уверенно прикасается к голове партнера.
2. Ведение. Партнер А ведет партнера Б за голову, его задача при этом — исследовать возможности движения, доступные из этого центра, при этом сохраняя баланс безопасности и творчества, а также баланс визуального и кинестетического (через прикосновение) ощущения движения. Задача партнера Б — позволять этим движениям происходить, не добавлять ничего лишнего в эти движения, не стараться угадать или помочь партнеру А. Это задача — «ничего не делать» — не так проста, но реальна. Этот процесс может многому научить обоих партнеров. Хорошая метафора адекватного взаимодействия в этом процессе — баланс между «любопытным ребенком» (как устроено это движение?) и «взрослым проводником» (я обеспечиваю безопасность в очень интересном путешествии).
Затем партнеры меняются ролями, и партнер Б ведет партнера А за тот же центр — голову.
Затем партнеры вновь меняются ролями и партнер А ведет партнера Б за плечи.
Обычно в этом процессе мы обращаемся к 5 центрам:
1) голова;
2) плечи;
3) руки;
4) таз;
5) ноги.
После работы с каждым центром партнеры меняются ролями.
Несколько замечаний по особенностям каждого из центров:
а) голова — следует быть очень осторожным с шеей, но при этом сохранить уверенность в ведении. Поэтому лучше начать с небольшой амплитуды, постепенно развивая движение в пространстве;
б) плечи — в плечах современного городского жителя обычно достаточно много напряжения, поэтому в работе с ними важна сила, ясность и определенность сигнала;
в) руки — у рук очень много степеней свободы и достаточно развитый репертуар движений, поэтому целесообразно найти новые, малознакомые движения (например, скручивающие);
г) таз — центр тяжести тела, поэтому все импульсы, приходящие в эту область, проходят через все тело. Также как и с плечами критическое значение имеют сила, ясность и определенность сигнала. Ведомому партнеру можно напомнить о важности сохранения «мягкости» ног (расслабленной готовности к движению в бедрах, коленях и ступнях);
д) ноги —для работы с ногами ведомый партнер ложится на пол, на спину, ведущий партнер аккуратно поднимает ногу партнера, используя в качестве опоры собственные ноги и руки, и исследует подвижность и степени свободу в каждом из трех суставов и их взаимодействие при различных траекториях движения. Важно помнить о бережности и аккуратности при работе с бедренными суставами.
Стратегии работы с неадекватным контролем:
Достаточно часто, особенно на первых занятиях, встречаются участники, которые не могут сразу «отпустить» контроль над движением. В рамках этой техники есть несколько приемов, облегчающий работу со снятием гиперконтроля.
· Остановка — когда участник движется сам, не слушая сигналов партнера, целесообразно сделать остановку в движении, чтобы он(а) мог(ла) почувствовать неосознаваемый собственный импульс;
· Неожиданное изменение — неожиданное (но не резкое!) изменение скорости или направления движения позволяет «обмануть контроль», часто так срабатывает замедление движения.
3. Завершение — выход в танец. Во время завершения работы с ногами дается инструкция для ведомого партнера: начать собственное движение, вначале другими частями тела — не ногами — головой, руками, корпусом. Ведущий парнер по-прежнему продолжает вести партнера за ноги. Постепенно ведомый партнер больше движется сам, оставаясь с закрытыми глазами, а второй партнер просто сопровождает его в движении, лишь иногда добавляя импульсы в различные части тела, которые, как он(а) видит, недостаточно подвижны, а также внося элементы непредсказуемости в танец.
После смены партеров в какой-то момент оба партнера открывают глаза и продолжают совместный завершающий танец.
После процесса проводится обсуждение в парах или общем кругу.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 2577;