Миниатюры Венского Диоскорида
Эллинистические тенденции в книжной миниатюре VI в., или эпохи Юстиниана – византийского императора-богослова, строителя Софии Константинопольской, выражаются не столько в следовании античному идеалу красоты в изображении фигур, сколько в композиционных приемах.
Ярким примером здесь могут послужить миниатюры Венского Диоскорида – трактата по медицине, выполненного в Константинополе по заказу дочери Галлы Плацидии – Юлианы Аникии (463–527 гг.) в начале VI в. (Вена, Национальная библиотека). Кодекс имеет пять фигурных миниатюр, четыре из которых представляют портреты 14 врачей. Пятая миниатюра изображает Юлиану Аникию в окружении двух аллегорических фигур Великодушия и Мудрости.
Центральная композиция трактована как полихромная «эмблема» в обрамлении из плетенок, напоминающих орнамент на изделиях византийской торевтики. В треугольных сегментах по периметру представлены крошечные фигурки античных гениев, выполненные в беглой, почти монохромной манере. Эпизоды с играми или ремеслами амуров довольно часто встречаются в античной монументальной живописи, занимая, как правило, периферийную зону изображения. Интересно, что те же мотивы используются и в раннехристианском искусстве, когда в нижней зоне купола или апсиды церкви изображается Иордан с рыбачащими путти, символизирующими крещение (несохранившиеся изображения купола церкви св. Констанцы в Риме, IV в.). В миниатюре четко разделяются центр и периферия как по значимости сюжетов, так и по качеству исполнения. Приземистые пропорции фигур и строгая симметрия придают центральной «эмблеме» статичную монументальность, не свойственную античным изображениям, которые обычно строились более динамично. Главная геральдическая композиция, несмотря на элементы светотеневой моделировки, достаточно плоскостна, и в этом она, безусловно, идет вразрез с эллинистической художественной системой, хотя общая композиция миниатюры ей отвечает.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 819;