Материалы и шрифт рукописной книги
1. СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
2. Бойченко Б.К., Григорьева В.Т. Водные ресурсы, 1991.
3. Бородин Ю.И., Бессоненко В.В., Охрана окружающей среды и здоровье населения Сибири и Дальнего Востока, Вестник АМН СССР, 1981, № 3
4. Воробьев А.В., Коровкие В.И., Падалкин В.П. Общие подходы к определению экологической опасности антропогенных факторов окружающей среды // Гигиена и санитария,1991, №9
5. Гигиенические прогнозы кругооборота металла в экосистеме водоема / Красовский Г.Н., Амрин К.Р., Шортанбаева М.А. и др. // Гигиена и санитария,1991, № 3
6. Добровольский В.В. Свинец в окружающей среде., М, 1987.
7. Сидоренко Г.И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гиг. и сан.,1992, № 4
8. Сидоренко Г. И. Вопросы гигиены воды за рубежом (обзор) // Гиг. и сан., 1994, № 8
9. Тяжелые металлы в окружающей среде и их влияние на организм. / Гильденскиольд Р. С., Новиков Ю.В., Хамидулин Р.С. и др. Гиг. и сан. 1992, № 5-6
10. Руководство по контролю качества питьевой воды, ВОЗ, 1987.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….4
Ранневизантийские манускрипты VI в……………………............6
Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья…………………………………………………….18
Средневековый «классицизм»…………………………………...60
Готическая миниатюра………………………………………….100
Рисунок и гравюра в эпоху Возрождения……………………...132
Заключение…………………………………………………........157
Список рекомендуемой литературы………………………........164
Список иллюстраций………………………………………........167
Введение
Данное пособие написано в виде очерков, посвященных истории графического искусства и книжной иллюстрации в Византии и Европе от времени формирования понятия христианской (не-античной) книги до эпохи Возрождения. Цель издания – раскрыть общность художественных и идейных приемов графического искусства в контексте средневековой культуры, показать действие этих приемов в разные эпохи, включая Ренессанс, рассматриваемый как часть средневековой традиции. Предметом исследования является, прежде всего, книга как проекция храма и все, что связано с формированием графического пространства: пространства текста и образа, пространства замысла и первоначальной концепции.
Книга может восприниматься как образ мироздания. Это утверждение приобретает особое значение в христианской культуре: мир, получивший бытие через Божественное Слово, уподобляется книге. Средневековые тексты отдают словесному творчеству абсолютный приоритет перед любым другим видом деятельности. Марциан Капелла в своем сочинении «О браке Филологии и Меркурия» (460 г.) высшей мудростью называет именно Филологию. Семь свободных искусств делаются ее спутницей. Тот же «филологический» подход присутствует в отношении храма (образа христианского космоса), который необходимо «читать» как книгу. Серен Марсельский пишет: «Для того и применяется живопись в церквах, чтобы те, кто не знает букв, хотя бы видя картины на стенах, читали то, чего не в силах прочесть в книгах» [Зубов 2000: 209, 215].
Материалы и шрифт рукописной книги
Манускрипты византийского и европейского Средневековья писались на пергаменте – материале, изготовленном из кожи мертворожденных животных (ягнят). Для больших рукописей использовалась кожа крупного рогатого скота. Выделка пергамента могла быть очень тонкой. Например, в Киликийской Армении, как и в Западной Европе, выпускался пергамент бархатистой обработки с мелкими порами. Такой материал отличался прочностью, хорошо принимал краску и впоследствии полностью вытеснил папирус.
Прежде чем приступить к переписке книги, мастер делал разметку страницы при помощи острого костяного или металлического инструмента. Иногда для начертания строк использовались специальные приспособления («тогашар» в армянской традиции – рамка для продавливания строк).
До IX в. манускрипты писались раздельным «архитектурным» почерком «унциалом», или «маюскулом». Этот вид каллиграфии предполагает строго одинаковый размер букв, приближенных к кругу или квадрату. Ярким примером унциального письма является армянский «еркатагир», или «железное письмо». Еркатагир был письмом прописным, раздельным и крупным, выносные элементы едва выступают за пределы строки. Происходя от эпиграфического письма на камне, еркатакгир отличался особой монументальностью.
Округлое письмо «минускул» распространяется с IX в. Буквы соединены между собой, регулярно применяются сокращения слов и надстрочные знаки, размер букв уменьшается.
Миниатюры писались естественными пигментами. Даже само слово «миниатюра» происходит от латинского слова «minium» − названия природной краски сурика. В состав красок могли входить цветные земли, глина, чернильный орешек, металл, растительные компоненты. Например, «парижская розовая» Великолепного Часослова герцога Беррийского – это краска, изготовленная из вытяжки древесного сока. В качестве связующего использовали натуральные смолы, яичный желток и белок, мед, уксус, растительные масла, чеснок, желчь рыб и животных.
Некоторые рукописи украшались твореным или листовым золотом. В первом случае порошкообразная смесь могла использоваться в линейном рисунке. Сусальное золото прокладывалось в фонах. Снаружи красочный слой мог полироваться или порываться воском.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 828;