Литовская дипломатическая служба и эмиграция
Под конец Второй мировой войны тысячи жителей Литвы подались на Запад, опасаясь возвращения приближающейся Красной армии и депортаций. По различным данным, в 1945 г. в Западной Европе находилось более 72 тыс. литовских беженцев и ссыльных (латышей – более 111 тыс., эстонцев – около 31 тыс.). Ряды беженцев пополняли литовцы, насильно вывезенные на работы в Германию во времена нацистской оккупации. После поражения Германии в войне некоторые из них попали в лагеря для перемещенных лиц – военных беженцев, по различным причинам оказавшихся за пределами своей родины. В лагерях для перемещенных лиц насчитывалось 400 препода- вателей Каунасского и Вильнюсского университетов, половина членов Союза писателей Литвы, тысячи литовских учителей, инженеров. итак, литовская интеллигенция покидала страну в двух направлениях – на Запад либо в Сибирь…
С началом холодной войны между США и СССР американцы нача- ли менять свое отношение к лагерям перемещенных лиц. В середине 1948 г. Конгресс США принял так называемый Закон о перемещенных лицах, предусматривавший освобождение из лагерей 205 тыс. беженцев (40 % которых составляли беженцы и ссыльные из Балтийских стран и Польши). За три-четыре года в США удалось переехать всем желающим литовским ссыльным и беженцам (в целом около 30 тыс.), остальные направились в Великобританию, Канаду, Австралию.
Бывший президент Литвы А. Сметона, покинувший ее в июне 1940 г., был персоной нон грата во всех европейских странах, поэтому он уехал в США (через Германию, Швейцарию, Португалию). Однако для получения американской визы ему пришлось подписать отказ от политической деятельности, вследствие чего он ограничился поддер- жанием связей с американскими литовцами и литовскими дипломата- ми. В январе 1944 г. А. Сметона погиб в Кливленде во время пожара. Поэтому на Западе вопросами литовских беженцев и освобождения Литвы занималась Литовская дипломатическая служба (ЛДС), сим-
Литовские беженцы в немецком лагере (Шайнфельд) подбирают себе одежду из благотворительных поступлений, 1948 г.
вол литовской государственности, действовавшая в течение всего периода советской оккупации. Она стремилась сохранить междуна- родное признание Литовского государства в тех странах, которые от- казались признавать насильственное включение Литвы в состав СССР: США, Канаде, Бразилии (до 1967 г.), Колумбии, Уругвае (до 1977 г.), Великобритании, Франции, Швейцарии, Ватикане. По различным при- чинам число таких стран постоянно уменьшалось. Огромное влияние на существование ЛДС оказал приказ президента США Ф. Рузвельта от
15 июля 1940 г. Согласно этому приказу все средства Балтийских государств, хранив- шиеся в банках США, были заморожены. Эти деньги дали ЛДС возможность сохра- нить свои представительства и персонал вплоть до самого окончания дипломатиче- ской работы.
Высшая власть в ЛДС принадлежала гла- ве (шефу) дипломатической службы. Этот пост последовательно занимали диплома- ты Стасис Лозорайтис (1940–1983) и Стасис Антанас Бачкис (1983–1991). С. Лозорайтис понимал свою должность как primus inter
Глава Литовской
дипломатической службы Стасис Лозорайтис
pares – первый среди равных – относитель- но всех послов. Таким образом, благодаря
усилиям литовских дипломатов Литва, стертая с политической карты мира, не была вычеркнута из политического сознания.
Сначала, в сороковые годы, ЛДС попыталась сформировать прави- тельство Литвы в изгнании, однако по мере уменьшения числа ее со- трудников это стремление приобрело символическую форму. Дело в том, что иностранные государства признавали лишь тех дипломатов, которые работали в Литовской дипломатической службе до 1940 г., т. е. до оккупации Литвы. Надежды на быстрое восстановление независи- мости Литовского государства с помощью Запада постепенно таяли, и все внимание ЛДС сосредоточилось на сохранении дипломатических представительств и персонала. Дипломаты в своих странах пребыва- ния символически представляли Литву, поддерживали связи с предста- вителями других Балтийских стран, принимали участие в посольских приемах и мероприятиях официальных учреждений различных стран. Это помогало установлению новых и поддержанию старых связей, со- хранению зданий представительств, не давало Западу забывать о деле освобождения Литвы. После восстановления независимости Литвы, 6 сентября 1991 г. ЛДС завершила свою работу.
В США, где было сосредоточено наибольшее число литовских эми- грантов, действовали основные и наиболее влиятельные организации – Совет американских литовцев (САЛ, основан в 1940 г.), Всемирная община литовцев (ВОЛ, 1951 г.) и Верховный комитет освобождения Литвы (ВКОЛ), перемещенный сюда из Европы. Они старались дей- ствовать сообща и служить делу освобождения Литвы в международ- ном масштабе. их работа основывалась на принципе, утвержденном на конференции, где обсуждались вопросы совместной политической деятельности литовской эмиграции по освобождению Литвы, про- шедшей 26–27 октября 1974 г. в городе Уайт Плейнс (штат Нью-Йорк):
«добиваться восстановления независимой Литвы на основании неиз- менной воли литовской нации». Участники конференции планировали оказание экономической, культурной и политической помощи жите- лям оккупированной Литвы, передачу западному миру информации из советской Литвы (имелись в виду статьи в периодической печати, радио- и телепередачи, ежегодные издания о нарушении прав челове- ка), информирование западных стран о деле Литвы, сотрудничество с различными организациями и форумами для получения от них под- держки в правительствах и парламентах западных государств, прежде всего – США.
Делу освобождения Литвы послужил и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписан-
ный США, Канадой и 33 европейскими государствами (в том числе и Советским Союзом) 1 августа 1975 г. в Хельсинки. Подписавшие акт государства обязались соблюдать в своих странах права человека. Особенно обнадеживающе звучал раздел IV части 1: «Никакая окку- пация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». Кроме того, СССР своей подписью под Заключительным актом в при- сутствии остальных государств признал право всех наций на свобод- ное самоопределение.
Литовские эмигрантские организации, которые постоянно под- черкивали незаконную оккупацию Литвы Советским Союзом, после подписания Хельсинкского акта начали предавать огласке наруше- ния прав своих соотечественников в советской Литве, факты пре- следования диссидентов. Вопреки желаниям СССР западные стра- ны, и в первую очередь США, сочувственно отнеслись к усилиям литовской эмиграции и по их требованию поднимали вопрос о не- законном включении Балтийских государств в состав СССР. Однако их действия не всегда совпадали с намерениями ВКОЛ и ЛДС. ВКОЛ считал себя основным органом сопротивления и стремился к поли- тической монополии, что вызывало недовольство со стороны послов, особенно С. Лозорайтиса, и служило причиной многолетних трений между этими двумя организациями. Постепенно сотрудничество ЛДС и ВКОЛ стало более согласованным, что оказало положительное влияние на решение вопроса независимости Литвы в международ- ной плоскости.
ЛДС и эмиграция выполнили на Западе большую работу, постоян- но поднимая вопрос о независимости Литвы. Важнее всего, что в годы холодной войны они информировали мир о незаконной инкорпора- ции Литвы в СССР, о действиях советской власти в оккупированной Литве. А связи литовских дипломатов и эмигрантов, их деятельность позволили влиятельным мировым державам лучше ориентироваться в вопросах освобождения Балтийских стран. Стремление к восстанов- лению независимости Литвы, в свою очередь, объединяло литовских дипломатов и эмиграцию, заставляло их сплотить усилия в деле осво- бождения родины.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1357;