Унификация культуры

В годы сталинского правления шло неприкрытое раз- рушение литовской культуры, коммунистическая партия стремилась выкорчевать любое проявление этничности, контролировать и строго администрировать все области культуры: каждая строчка подверга- лась цензуре, навязывалась марксистско-ленинская философия, при- вивалась коммунистическая идеология, которую должны были рас- пространять все культурные учреждения. На фоне восхваления ав- торитетов коммунистической идеологии шла расправа с культурным наследием независимой Литвы. из библиотек были изъяты книги из- вестных литовских писателей Винцаса Кудирки, Майрониса, Винцаса Креве-Мицкявичюса и других авторов, литература национального характера. В 1944–1951 гг. было уничтожено около 600 тыс. изданий. Во времена сталинизма было запрещено даже упоминание фамилий литовских культурных деятелей-эмигрантов. Отказ от выполнения требований режима мог повлечь за собой строгое наказание для лю- бого деятеля культуры: в 1944–1953 гг. был арестован 1 651 предста- витель творческой и научной интеллигенции, большинство аресто- ванных были отправлены в ссылку или заключение, а некоторые даже убиты. Поэтому многие культурные деятели старались соблюдать требования и вели двойную жизнь – публичную и частную. В шко- лах было введено обязательное изучение сталинской конституции, русского языка, запрещено преподавание Закона Божьего, уменьшено количество уроков литовского языка. В университете и институтах


 

специалисты, присланные из других республик, преподавали только на русском языке. Учеников заставляли вступать в пионерскую и ком- сомольскую организации, идеологически неблагонадежных учителей увольняли с работы.

Советская власть уничтожила памятники времен независимой Литвы, осквернила могилы добровольцев, запретила национальные и религиозные праздники. В 1950 г. был запрещен и гимн Литвы –

«Национальная песнь» В. Кудирки. На местах прежних памятников, свидетельств литовской государственности, были поставлены памят- ники советским воинам-освободителям, статуи В. Ленина, и. Сталина, вывешены коммунистические лозунги. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только во второй половине пятидесятых годов с на- чалом десталинизации.

Период «оттепели», начавшийся после смерти и. Сталина, при- нес в культурную жизнь официальное признание национального культурного наследия: был реабилитирован классик литовской ли- тературы В. Креве-Мицкявичюс, который в конце войны эмигриро- вал на Запад, были изданы произведения В. Креве-Мицкявичюса, Юргиса Балтрушайтиса, Балиса Сруоги, Майрониса, Винцаса Ми- колайтиса-Путинаса и других писателей, опубликовано творчество М. К. Чюрлёниса, альбомы народного декоративно-прикладного искус- ства (такие издания обычно сопровождались предисловием с обзором биографии и творчества автора с марксистских позиций).

Политическая оттепель и признаки либерализации в культурной жизни не означали существенных перемен – за культурными органи- зациями все так же бдительно надзирала госбезопасность, сохранялась строгая цензура, большинство иностранных или довоенных изданий были упрятаны в так называемые «спецхраны». После венгерского вос- стания и познанских протестов 1956 г. власти дали понять, что культур- ная политика меняться не будет. Поэтому с конца пятидесятых годов началась идеологическая атака на сотрудников кафедры литовской ли- тературы Вильнюсского университета, на некоторых деятелей культу- ры. Оступившихся обвиняли в «буржуазном национализме», растлева- ющем влиянии Запада.

В период оттепели власти попытались увязать идеологизирован- ную культуру советской Литвы с культурной традицией и литов- скими основами культуры. Для этого в местечке Румшишкес (под Каунасом) был основан Музей народного быта, учреждены художе- ственные и краеведческие общества, легализованы этнографические исследования, было разрешено создавать фольклорные ансамбли.


 

Хотя советская власть начала проявлять заботу о культовых соору- жениях и хранящихся в них художественных ценностях, это дела- лось при отрицании исконной функции храмов и акцентировании сугубо художественной ценности. В Вильнюсском кафедральном со- боре была открыта Картинная галерея, примерно так же были «пере- профилированы» и другие закрытые храмы: в костеле Св. Казимира был открыт Музей атеизма, в костеле Св. иоаннов – Музей науки, в костеле Всех Святых – Музей народного искусства, в бывшем право- славном соборе каунасского гарнизона – Галерея витража и скуль- птуры, в Пажайслисском монастыре близ Каунаса – филиал Музея М. К. Чюрлёниса с экспозицией старинного искусства. Власти стали использовать в своих целях героические страницы литовской исто- рии – борьбу ВКЛ с крестоносцами, даже идеализировать языческую Литву, позволили упоминать Грюнвальдскую битву, писать о подвиге С. Дарюса и С. Гиренаса и т. д., но в целом история была превращена в служанку власти и использовалась для распространения антизапад- ных и антикатолических идей. После Пражской весны 1968 г., когда СССР и другие страны соцлагеря предприняли военное вторжение в Чехословакию, советская власть начала опасаться усиления национа- лизма и снова наложила ограничения на культурную жизнь. Власть объявила курс на оптимизм советской культуры, заменила редакто- ров многих издательств и периодики, некоторых чиновников данной сферы. Развитие культуры было ограничено принципом «националь- ное по форме, социалистическое по содержанию» – и хористы в на- циональных костюмах начали петь песни о В. Ленине. Но с течением времени, особенно на Праздниках песни, это стало лишь внешней оболочкой для обязательной (социалистической) программы, а основ- ная часть была посвящена только литовским песням и танцам. Другие области культуры тоже научились сначала отдавать дань коммуниз- му, а потом творить хоть и ограниченное, но национально-культурное произведение.

Несмотря на различные запреты, действовавшие вплоть до на- ционального возрождения (запрет на упоминание независимого ли- товского государства или, в случае его упоминания, необходимость ругать и порочить его, запрет на упоминание массовых депортаций населения после войны, партизанской борьбы), в шестидесятых го- дах ситуация с культурой улучшилась: писатели, художники, ученые уже могли быть смелее. Хотя публично надо было высказываться и писать в соответствии с требованиями, но в узких кругах можно было обсуждать самые животрепещущие вопросы. Деятели культуры по-


 

степенно стали голосом совести своего народа. Развитию творчества способствовала и так называемая «брежневская эпоха»: чем извест- нее был человек, тем сложнее было завести на него уголовное дело (во времена и. Сталина все были равны – сотрудники госбезопасности могли арестовать и профессора, и министра, и рядового человека). В новых условиях художники и писатели все чаще отходили от кано- нов социалистического реализма, по возможности стараясь не соче- тать политику и пропаганду с искусством. Появились исторические романы, драмы, фильмы, подрастало новое поколение, не затронутое репрессиями сталинских времен, вышедшее из новых социальных слоев – советской власти не удалось полностью поставить литовскую культуру на колени, втиснуть ее в прокрустово ложе коммунистиче- ской идеологии.

 








Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 2925;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.