Неизбежность сопротивления реакционной буржуазии

Сопротивление реакционных классов приходилось преодолевать всем революциям. Восходящие классы вырывались из тисков старого общества, как правило, путем установления своей революционной диктатуры. Французская буржуазная революция 1789 г. произвела глубокие антифеодальные преобразования и оказала огромное влияние на развитие многих стран прежде всего потому, что она не остановилась перед решительным подавлением аристократов и других сторонников королевской власти.

Социалистическая революция — наиболее глубокое социальное преобразование; она уничтожает всякую эксплуатацию человека человеком, поэтому ей приходится преодолевать особенно ожесточенное сопротивление. Ведь господствующая буржуазия так долго и бесконтрольно пользовалась всеми привилегиями, которые даются властью, богатством и образованием, она так свыклась со своим положением, так уверовала в незыблемость порядков, при которых она командует, а другие подчиняются! Поэтому нет предела ярости реакционных классов, когда к власти приходят трудящиеся, которыми они привыкли помыкать, которых они заведомо считают неспособными постичь искусство государственного управления. Когда же простые люди труда посягают на самое священное в глазах эксплуататоров — на их частную собственность, когда под угрозой оказывается сама возможность паразитического существования, свергнутые угнетатели удесятеряют свое сопротивление.

Пока не закончится переходный период, говорил В. И. Ленин, «у эксплуататоров неизбежно остается надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации. И после первого серьезного поражения, свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего свержения, не верили в него, не допускали мысли о нем, с удесятеренной энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат, бросаются в бой за возвращение отнятого «рая», за их семьи, которые жили так сладко и которые теперь «простонародная сволочь» осуждает на разорение и нищету (или на «простой» труд...)»2.

Рабочие, крестьяне и интеллигенция гордятся своим трудом, которым держится все общество. Но эксплуататоры, которые привыкли присваивать плоды чужого труда, считают трудовую жизнь величайшим несчастьем и унижением для себя.

 

 

Надежды реакционной буржуазии на реставрацию питаются тем, что, потеряв политическую власть, она еще располагает значительной силой. На первых порах она все еще имеет ряд преимуществ перед победившим рабочим классом.

Крупная буржуазия имеет возможность опереться на поддержку международного капитала. Участие войск 14 капиталистических государств в интервенции против молодой Советской республики, вооруженная поддержка империалистами гоминдановского режима в Китае, марионеток в Южном Вьетнаме и в Южной Корее, контрреволюционный мятеж в октябре 1956 г. в Венгрии, огромные суммы, которые ассигнуются США на подрывную деятельность в странах социализма, — все это показывает, что рабочему классу, свергнувшему капиталистов и помещиков в своей стране, приходится отражать бешеный натиск международной реакции.

Обеспечить защиту страны от внешнего нападения — обязанность всякой государственной власти. Но, когда власть переходит к трудящимся, оборона приобретает новый смысл, она становится продолжением той классовой борьбы, которую. пролетариату приходится вести против контрреволюционной буржуазии внутри страны. В современных условиях, в связи с образованием мощного социалистического лагеря и ростом сил демократии во всем мире, появилась реальная возможность предотвратить военное вмешательство международного империализма во внутренние дела той или иной страны, совершающей демократический либо социалистический переворот. Однако до тех пор, пока существует империалистический лагерь, остается и опасность военного нападения на социалистические государства и поддержка империалистами сил, недовольных новым строем.

Далее, у свергнутых эксплуататорских классов, пока они не лишены полностью частной собственности на средства производства, сохраняются известные позиции в экономике. Они пытаются использовать их для саботажа и дезорганизации хозяйства. Утратив политическое господство, буржуазия стремится взять реванш в экономической области, воздвигнуть перед новой властью непреодолимые трудности. Свергнутая буржуазия находит опору в мелкотоварном производстве, которое постоянно рождает капитализм и, если этому не воспрепятствовать, может вести к его реставрации. Буржуазия пытается использовать неизбежные колебания крестьянства.

В первый период после революции представители бывших правящих классов обладают таким преимуществом, как более высокий образовательный уровень, опыт организации производства и управления, связи с инженерно-техническим персоналом, специалистами военного дела. Буржуазия способна некоторое время влиять на массы идейно и политически. Это влияние тем опаснее, что трудящиеся не сразу освобож-

 

 

даются от вековых привычек, порожденных эксплуататорским обществом. К тому же империализм оставляет массу деклассированных и преступных элементов, по преимуществу из среды разорившейся мелкой буржуазии. Из них могут вербоваться наемные отряды контрреволюции.

Нет такой социалистической страны, где реакционные классы не оказали бы сопротивления революционным преобразованиям. Характер этого сопротивления был различным, в зависимости от соотношения классовых сил. В России реакционные классы с помощью иностранных империалистов навязали народу ожесточенную гражданскую войну, которая длилась несколько лет и потребовала от рабочих и крестьян множества жертв. В некоторых европейских странах народной демократии сопротивление реакции выливалось в форму путча.

Поэтому, чтобы закрепить победу революции и парализовать сопротивление свергнутых классов, всюду понадобилась сильная и решительная власть, не останавливающаяся в случае необходимости перед применением мер принуждения. Это подтвердило положение марксизма-ленинизма о том, что при всяком переходе от капитализма к социализму диктатура неизбежна. Она необходима для подавления сопротивления эксплуататоров и для пресечения действий бандитов, воров, грабителей и других уголовных преступников — всех элементов разложения старого общества, которые, как грязная пена, всплывают на поверхность в этот период.

Значит, со взятием власти пролетариатом его классовая борьба с эксплуататорами еще не прекращается. Она продолжается и в переходный период, достигая временами большой остроты. Но борьба протекает в новых условиях и в иных формах. Новое состоит в том, что трудящиеся классы теперь впервые располагают политической властью, которой раньше владели только эксплуататоры. «Диктатура пролетариата, — писал В. И. Ленин, — есть классовая борьба победившего и взявшего в свои руки политическую власть пролетариата против побежденной, но не уничтоженной, не исчезнувшей, не переставшей оказывать сопротивление, против усилившей свое сопротивление буржуазии»3.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1087;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.