Миссионерство в XVIII в.
В петровскую эпоху было обращение ко Христу много тысяч язычников и магометан. Христианское просвещение совершалось в России без насилия и принуждения. Правительство однако не избегало поощрительных мер: крещенных крепостных отписывали от их некрещенных помещиков; с 1720 г. всем новообращенным представлялась 3-х летняя льгота от податей и рекрутства. В Казанской епархии, где значительную часть населения составляли магометане и язычники, миссионерство заметно оживилось при митрополите Тихоне (1701-1724 гг.). Его деятельными помощниками были свящ. Феодор Раифский и иером. Алексий. Среди язычников – мордвы, черемисов (марийцев), чувашей – миссия имела немалый успех, но магометане оказались гораздо упорней. Митрополит Тихон первым в России открыл школу для крещенных инородцев. В Нижнем Поволжье Слово Божие проповедовалось буддистам калмыкам. Уже в 1700 году на реке Терешке выросло целое поселение крещенных калмыков.
Проповедь сибирским инородцам связана с именами Тобольских святителей Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича). В начале ХVШ века предпринимались меры по христианизации Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 1705 г. митр. Филофей послал на Камчатку архимандрита Мартиниана. После 13 лет миссионерских трудов о. Мартиниан мученически скончался. В 1707 г. была открыта Иркутская кафедра – на правах викарной кафедры Тобольской Митрополии. В 1727 г. на Иркутскую кафедру назначили святителя Иннокентия.
Своеобразной ветвью миссионерства была миссия среди старообрядцев. С особенным успехом на этом поприще потрудился епископ Нижегородский Питирим.
В послепетровскую эпоху продолжалось расширение пределов Российской империи. В состав государства входили новые земли на Западе, Востоке и Юге. В христианском просвещении инородцев, принимавших русское подданство, правительство видело самый надежный путь закрепления их верности России, поэтому миссионерство встречало поддержку со стороны государства. Но в миссионерской политике правительства происходили колебания. При Елизавете церковная миссия получала самое широкое содействие от властей. Помимо старых, петровских льгот, вводились новые: новокрещеным стали выдавать денежные и вещевые подарки, лежавшие на них подати и повинности, в том числе рекрутская, перекладывались на их некрещеных соплеменников, государство прощало обращенным в христианство преступления, совершенные ими до крещения.
Правительство Екатерины и ослабило поддержку православной миссии. В 1773 г. вышел указ Святейшему Синоду, в котором провозглашались принципы неограниченной веротерпимости. На деле такой подход привел к отмене почти всех поощрительных мер к крещению иноверцев. Осталась только введенная еще при Петре I 3-х летняя льгота от податей и рекрутской повинности. При Екатерине муллам и ламам назначали содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделенные на содержание православного духовенства. Магометане получили полную свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом. В Оренбургском крае, где местные киргизы (ныне казахи) еще пребывали в полуязычестве, светская власть поддерживала миссионерские усилия мусульманского духовенства.
До самого конца ХУШ века основные усилия миссии направлены были на христианскую проповедь среди народов Поволжья, живших в самом центре православной России, но, по большей части, еще остававшихся в исламе или язычестве. В 1731 г. для Казанской и Нижегородской епархий в Свижкске учреждена комиссия новокрещенских дел, во главе которой был поставлен архимандрит Алексий Раневский. В 1740 г. комиссия новокрещенских дел была преобразована в новокрещенскую контору. Округ ее был расширен включением в него Астраханской и Воронежской епархий. Начальником конторы назначили архимандрита Димитрия (Сеченова). Правительство оказывало миссионерской деятельности конторы широкую помощь – и денежными средствами, и введением льгот для новокрещеных. Миссионеры крестили иноверцев десятками тысяч. Причем, в отличие от методов архиепископа Луки, миссионеры новокрещенской конторы избегали принудительных, насильственных мер, зато щедро одаривали принимавших Православие. Они обучали их основам веры, изъясняли им церковные таинства и обряды, открывали школы для подростков из новообращенных. Всего при Елизавете в Поволжье крещено было до 430000 человек чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). Мордва крещена была вся. Из татар-магометан в христианство обратилось лишь около 8 тысяч.
Порой из-за неосторожных и неуклюжих действии властей, оказывавших полицейскую помощь миссионерам, среди язычников кое-где вспыхивали волнения. В царствование Екатерины и миссионерская деятельность в Поволжье резко пошла на убыль. В 1764 г. Свияжская контора была упразднена, миссия приостановилась и скоро значительная часть черемисов отпала от Церкви и возвратилась к идолопоклонству. Воспользовавшись екатерининской политикой широкой веротерпимости, татарские муллы и муфтии буквально засыпали правительство жалобами на мнимый фанатизм православного духовенства и добились успеха. В 1773 г. вышел указ, которым архиереи устранялись от всяких дел об инородцах, в 1789 г. к инородцам запрещено было отправлять проповедников без предварительного сношения архиереев с губернаторами, а в 1799 г. в миссионерских епархиях упразднена была сама должность проповедника.
В Восточной Сибири в 1753 г. Иркутская кафедра обрела нового архипастыря – подвижника высокой духовной жизни святителя Софрония. В 1743 г. Святейший Синод отправил Духовную миссию на Камчатку во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). В 1751 г. он сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. Было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы.
В старообрядческих общинах углубилось сознание ненормальности их положения, усилилась тяга к соединению с Православной Церковью. И вот в 1778 г. появились первые единоверческие приходы на Ингуле в Нижнем Поволжье, в Стародубье, и на юге России.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 3334;