Лекция 1. Экономические и материально-технические особенности лесного хозяйства

После находок, когда была расшифрована большая часть текстов, сразу возникла богословская проблема: в какой связи стоит благовестие Иисуса из Назарета с учением кумранской общины?

Проблема состоит в том, что учёные-нехристиане или неимеющие никакого отношения к христианству хотят в своих изучениях достичь того, что Иисус якобы ничего нового не сказал, чего бы не было известно в Кумране. И хотя они не отвергают историчность Спасителя, но, якобы, ничего нового не было Им сказано. Этому учили и другие одновременно с ним.

Разрешая этот вопрос, любым учёным заведомо невозможно утверждать определённо, что у Иисуса Христа в юности были личные контакты с кумранитами или с кумранским обществом. Нет возможностей. Если у Иоанна Крестителя или Иоанна Богослова мы что-то можем сказать, то здесь - нет. Это важный тезис в этом вопросе.

Сами кумранские тексты дают нам представления об одной иудейской секте во времена Спасителя. Нам известно, что кумранская община считала себя общиной святых, общиной "конца мира". Они считали себя "остатком Израиля", предназначенным ко спасению. Ветхозаветное понятие об "остатке" - это мысль о том, что Бог по Своему обетованию в день суда некоторую часть человечества оставит неистреблённой. Поэтому они призывали к покаянию, требовали от своих членов строгого подвига, в высшей степени чистоты. То есть, они пытались осуществить идею быть Народом Божиим.

В Евангелии, хотя оно становится более понятным на фоне таких идей, живших в эту эпоху, но Спаситель провозглашает другой тип благочестия, против попыток силой стать Народом Божиим. Поэтому Евангелие стоит в полной противоположности основным мыслям кумранских текстов. Очень детальные исследователи идеологических исследований эпохи Нового Завета практически все сходятся в том, что полностью вообще невозможно считать евангельское учение каким-либо последствием кумранской идеологии. Само евангельское благовестие состоит в том, чтобы возвратить к Богу заблудших чад: не какие-то остатки спасать, а вообще человечество. Господь всех призывает: и мытарей, и грешников, - всех призывает к Божественной Трапезе. Поэтому учение Спасителя принесло подлинное обновление в жизнь. Вместо отделения от прочего народа, ненависти к врагам Божиим, избегания людей, имевших какие-то недостатки, Евангелие направлено ко всем.

Если в Кумране Царство Божие - это далёкая цель, то, что должно прийти, то Спаситель учил, что Царство Божие уже наступило: "Царство Божие среди вас".

Евангельская проповедь - любовь и к грешникам, и к заблудшим, и к врагам.

Кумран - ненавидеть врагов общины, врагов Божиих, избегать грешников.

Практически, это два разных мира: евангельский и кумранский. Кумраниты жили хотя и на переломном этапе, но полностью во власти ветхозаветных идей: обетование, остаток, отделение.

Одновременно мир Кумрана среди прочего мира того времени гораздо ближе подошёл к евангельским идеям по сравнению с другими обществами того времени.

Вполне возможно, что идеи такого рода - община, общинная жизнь, - были известны первым христианам.

Евангельское учение подчёркивает свою уникальность для своего времени. Хотя есть ассимилированные идеи и пр., но, тем не менее, учение уникально по сравнению с другими. Евангелие хотя имеет за собой ветхозаветную историю, но это - новое благовестие.

31. Значение кумранских текстов

Значение кумранских рукописей для любого христианского богослова несомненно и не только с точки зрения богословия. Обычно выделяют три аспекта значения и ценности текстов Кумрана:

1. Они обогащают науку о Ветхом Завете и в отношении текста, и в отношении канона, и бытовой истории.

2. Углубляют наши знания религиозной среды периода жизни Иисуса Христа в Иудее.

3. (сугубо богословский) Дают возможность сравнить учение о праведности и Праведном Учителе с благовестием Иисуса Христа.

32. Каббала

В иудейском обществе были не только мировоззренческие течения сектантского типа, но были и вполне благопристойные, но не имеющие никакого отношения к ортодоксальному иудаизму. Это т.н. "каббала" или каббалистическое учение.

Причины его возникновения связаны с развитием Мишны и вообще Талмуда, потому что Талмуд практически осуждает везде какие-либо попытки правоверных иудеев заниматься философией, умозрительными науками. Всё это в Талмуде осуждается как эллинская премудрость. Есть Тора, есть Талмуд, этим и следует заниматься. Человеческая мысль на месте не стоит, люди хотят ещё над чем-то размышлять. В недрах иудаизма стало развиваться тайное учение. Тайное оно стало благодаря тому, что занятия религиозно-философскими умозрениями приходилось скрывать.

"Каббала" обозначает в переводе "принятие" в значении устного Божественного предания, передаваемого и воспринимаемого. В Талмуде этого слова нет для обозначения этой тайной науки, оно возникло более позднее времена. Ближе к средним векам это занятие стали называть каббалистикой.

Каббалисты, как и положено в таких случаях, создали очень нелепую историю её происхождения. Но чем нелепее история происхождения, тем таинственнее учение. Это учение параллельно учению Торы и пророков. Оно было сообщено первому человеку Адаму при его творении (древнее некуда), который передал Сифу. От Сифа каким-то образом это достигло до Авраама (Хотя Авраам полжизни был язычником. От Фарры это перенять он не мог, потому что Фарра тоже был язычником). Авраам, чтобы это дело не потерялось, написал книгу "Сефе(р Ецира(" [Sefer Yes(irah] - "Книга Сотворения". Эта книга существует. Это - первый источник Каббалы. Некоторые из каббалистов считали, что эта книга написана самим Богом и дана Адаму. Правда, считалось, что в период египетского рабства где-то в Египте её потеряли, а потом нашли на Синае.

Тем не менее, эта книга существует. Она является одной из двух основополагающих книг по каббале. Долгое время исследователи приписывали её составление р. Акибе, знаменитому мишнаитскому автору. Но потом от этого мнения отказались.

Вторым источником является книга "Зога(р" [Sefer ha-Zohar] - "Свет". По преданию, она написана учеником р. Акибы. В XIII столетии она была издана Моисеем Лионским.

Новейшие исследования по каббале не подтверждают всех этих мнений о происхождении каббалы и каббалистических книг. В книгах Ветхого Завета нет ниодного слова, которое бы намекало на существование у евреев до вавилонского плена какого-либо параллельного учения. Но многие места Мишны и Гемары в Иерусалимском и Вавилонском Талмудах об этом говорят. Есть талмудические свидетельства, что у иудеев на период создания Мишны уже существовалo некое таинственное мистическое учение о сотворении мира (не такое, как в Торе), о природе Божества; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому передавали, были случаи сумасшествия от этого учения, поэтому его не каждому доверяли.

В Талмуде оно большей частью обозначается наименованием "Меркаба" [Merkavah] или "Колесница". Имеется ввиду колесница Иезекииля, которую он видел. Эту колесницу каббалисты на все лады растолковывали.

В XVI-XVII веках учёные взялись за изучение этих книг и пришли к заключению, что Сефер Ецира в том виде, в каком она до нас дошла, есть та самая книга и под таким же названием, которая упоминается в Талмуде. Следовательно, Акиба не мог быть её автором, раз она до него существовала. Видимо, она была написана во времена первых таннаев, т.е. сразу после Ездры.

Что касается книги Зогар, то выяснено, что в настоящем виде она представляет собой сборник разновременных каббалистических преданий и произведений, из которых самые древние относятся к I, а самые позднейшие к VII веку по Р.Х. Тем не менее, несмотря на позднее происхождение, ясно, что тексты имеют более древнюю устную традицию.

32.1 Сефер Ецира

По сравнению с книгой Зогар, это произведение небольшое написана мишнаитским языком, т.е. смесью халдейского с еврейским. Также, как и Мишна, отличается чрезвычайной сжатостью, отрывочностью и, конечно, темнотой (Потому что без темноты ничего серьёзного не создашь). Излагается в ней история о том, как праотец Авраам оставил поклонения звёздам и стал поклоняться Единому Вечному Богу. Потом всё излагается от лица Авраама. Открывается монолог доказательствами единства и премудрости Творца, которые выведены из созерцания единства и порядка наблюдаемого творения. Затем определяется аналогия, существующая между предметами, знаками и мыслями, т.е. рассматриваются средства, через которые Премудрость раскрывается людям и хранится между людьми. Средства:

1. буквы еврейской азбуки и первые 10 чисел. Соединённые вместе они называются "32 таинственных пути Премудрости".

2. Трактат о десяти сефиротах или отвлечённых понятиях, своего рода идеях, которые являются эманациями Бога. Каждому сефироту усвоено своё число. Их - 10. Они являются десятью основами мироздания. После сефиротов или учения о существе вселенной излагается другое учение о том, каким образом посредством 22 букв еврейской азбуки раскрывается божественный замысел в мире. Над этими системами возвышается Бог. Книга на этом заканчивается.

Хотя это трудно понимаемо, это - первые попытки распространения подобия учения об идеях (т.о. это - не платоновское учение), эманациях, на чём стоит и строится мир, что он имеет духовный план, который можно изучить через 22 буквы и 10 чисел.

32.2 Зогар

Книга объемная. Написана тоже на мишнаитском языке. Состоит из двух отдельных частей.

1. комментарии на пятикнижие, в котором очень беспорядочно изложено каббалистическое учение о природе Божества, мира и души человека;

2. сборник различных отрывков: "Вечный Пастырь", "Великий Собор", "Малый Собор" и т.д.

Основой учения, содержащейся в Зогаре, служит мысль книги Сефер Ецира о том, что Бог в высочайшем смысле есть и материя, и форма вселенной. Его субстанция находится в основе всех веществ и существ. Все они имеют на себе отпечаток или символы Его разума. Уже видны попытки отойти от библейского учения и перейти к философским размышлениям. Поэтому это всё скрывалось. Иначе можно было попасть под осуждение.

Сама по себе каббала ничего особенного не представляет. В каждой религии есть нестандартные способы размышления. Но впоследствии, в средние века, система каббалы, её методы, манипулирование буквами, числами и попытки с помощью этого находить таинственный смысл в Священном Писании или ещё каких-то книгах, взяли на вооружение т.н. герметические (оккультные) науки. Каббала стала в этих науках своего рода азбукой. Для того, чтобы в них что-то понимать, надо было сначала овладеть основами каббалы. Поскольку это тайное учение, оно и было воспринято тайными учениями.

Потом своим чередом услугами каббалы воспользовались масонские общества, каббалистические символы попали к масонам. Каббала потеряла то значение, для чего она создавалась. Некоторые раввины продолжали ей заниматься в традиционном смысле, а так она стала просто символическом языком тайных обществ. Поэтому иногда в литературе можно увидеть каббалистические символы, которые к самой каббале никакого отношения не имеют, а наполнились другим содержанием тех тайных учений, которые ей воспользовались.

32.3 Каббалистические методы

Основываются они преимущественно на особенностях еврейского алфавита. Как вам известно, алфавит состоит из 22-х согласных. В древних рукописях огласовки, как правило не было и нет (В синагогальных рукописях до сих пор их нет). Поэтому произношение и смысл слова фактически зависел от того, какие гласные к этому слову можно подставить. Поэтому эта особенность давала каббалистам возможность находить в словах новый смысл, т.е. переиначивать все слова, и якобы этот смысл тут содержится.

Другим важным обстоятельством было то, что числа тоже обозначались буквами. Раз всякая буква имеет числовое значение, отсюда вытекает основной каббалистический закон, что всякое слово есть число, и всякое число есть слово. Разные слова могли иметь одно и то же числовое значение. Т.о. если в этом случае одно слово заменить равнозначным ему по числовому значению другим словом, то появляется совершенно иной смысл. Такой пример есть в Апокалипсисе - т.н. "число зверя", которое содержит какое-то слово (Как предполагают - императора Нерона).

Одни и те же буквы еврейского алфавита в начале и в конце слова имеют разное написание. Это тоже использовалось в каббале.

Основные каббалистические методы - 3

1. Гема(трия;

2. Нотарико(н;

3. Тимура( (тамура().

Гема(трия основывается на уже упомянутом числовом значении, которое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заменять другим, равным ему по числовому значению. Этот метод распространяется и на целые предложения. Например, если выражение из первой главы книги Бытия ~yhil{a/ x;Wr [руах элогим] - "Дух Божий" разложить на числа:

 

r

-

w

-

x

-

a

-

l

-

h

-

y

-

~

-

В сумме получается число 300. А число 300 имеет своё значение, и его уже заменяют новым получившимся значением, как будто этот смысл тут содержался.

Нотарико(н. В нём совмещены 2 метода. Согласно первому подпункту, каждая буква одного слова принимается за начальную букву целого слова. Слово превращается в предложение. Например, слово tyviareB. [берешит] в 1-й главе книги Бытия. К каждой букве приделывают целое слово, которое начинается с этой буквы. Получается, что каждая буква слова tyviareB. стала началом другого слова: "В начале видел Бог, что Израиль должен принять закон".

Таким способом были открыты, например, имена 72-х ангелов (Столько они накопа(ли там). Каждый из трех стихов книг Исход 14 главы - 19, 20, 21 стихи - имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и мусолили, выкапывая из них имена ангелов.

Вторая часть этого метода - когда числовые значения заменяются буквенными. Тот же самый метод, только в числовом оформлении. Допустим, слово имеет число 700. Мы его разложим на цифры и подставим буквы. Получится другое слово. Отражение этого содержится в книге Притч Соломоновых. Она состоит из нескольких частей. Там есть отдельный раздел "Притчи Соломона". Он содержит 375 притч по числу имени Соломона (hmlv).

v

-

l

-

m

-

h

-

 

Тимура. Основан на перестановке букв. Пишется в 2 строчки еврейский алфавит одна буква под другой. Потом в тексте верхняя буква взаимозаменяет нижнюю (или наоборот).

k

y

j

x

z

w

h

d

g

b

a

l

m

n

s

[

p

c

q

r

v

t

Если где-то в тексте встречается a, его можно заменить t. Создаются совершенно новые слова путем подмены одной буквы другой. А поскольку огласовки нет, то гласные можно приставить любые, и отсюда можно найти любой смысл.

Это - основные методы каббалы. Существовали и другие различные более мелкие методы.

Набор различных вариаций создавал новый смысл, который, якобы, таинственно скрывается в тексте Священного Писания.

Это каббалистическое учение, несмотря на то, что оно существовало в рамках ортодоксального иудаизма, очень повредило в деле изучения Священного Писания, потому что вместо истинного изучения и извлечения смысла, которое мы называем Откровением Божиим, заключённым в тексте, то есть то, что Бог хотел передать людям, каббалисты получали измышления, которые под разными предлогами потом навязывались людям как извлечённые из Священного Писания. Поэтому Священное Писание от этого становилось настолько непонятным и неизвестно для чего существующим, что люди не могли пробиться к Откровению Божию. Оно покрывалось завесой каббалистической болтовни. А поскольку учение тайное, люди не знали происхождения этих измышлений и считали это за какую-то мудрость. И сами каббалисты слыли мудрецами. Поэтому каббалистическое учение постепенно стало после средневековья изживаться из обихода иудаизма. Сейчас хотя это учение существует, но все выводы и различные толкования Писания каббалистическим способом к руководству уже не применяются. Можно этим заниматься разве что "из спортивного интереса".

33. Находки древних рукописей в каирской генизе

Гениза. В большинстве еврейских синагог, начиная с раннего средневековья, делался чулан без окон и дверей, куда складывали вышедшие из употребления письменные материалы, особенно свитки Торы, чтобы они не подвергались осквернению. Слово переводится "сокрытие, погребение". В нём делалось только небольшое отверстие, чтобы туда никто не мог войти. Время от времени такие генизы вскрывали, и рукописи подвергали захоронению на кладбище (Потому до нас и не дошло древних еврейских рукописей, что они периодически уничтожались). Каирская гениза была явлением необычным, потому что значительная часть материалов в ней оказалась нетронутой. Долгое время тексты не захоранивали. Произошло это потому что, как предполагают, о ней как бы забыли, и там рукописи хранились. Это - дело чистой случайности. Синагога - одна из старейших иудейских синагог, поскольку в Египте вообще древняя диаспора израильская. Климат там сухой. Рукописи в генизе сохранились.

В 1888 году один из английских раввинов посетил эту синагогу, но генизу не смог увидеть. Ему сообщили, что книги уже захоронены, и там, якобы, ничего нет. Когда в синагоге стали проводить ремонт в 1890 году, стало известно, что эта гениза существует. Сторожа синагоги стали оттуда добывать рукописи и приторговывать. На рынке древности появились новые неведомые рукописи.

В 1896 году её посетил известный русский архимандрит Антонин (Капустин), который основал миссию в Иерусалиме. Ему было позволено провести 3-4 часа в самой генизе и захватить с собой всё, что он может положить в мешок из под Торы. Видимо, сыграли свою роль деньги, золотишко, и его пустили. Эти свитки он привёз в Петербург.

Но особый успех имел Соломон Ше(хтер, который родился в Карпатах. Отец его - выходец из России. Он с детства был признан вундеркиндом. В возрасте 5 лет он знал наизусть всё Пятикнижие на еврейском языке. Потом он учился сначала в синагогальных хедерах, прочих местах. Переехал в Англию и стал профессором в Оксфордском университете, где занимался древнееврейскими рукописями. Когда до Англии дошёл слух о том, что в Каире появились новые рукописи, он был направлен туда, чтобы ознакомиться с рукописями. В 1892 году он направляется в Каир.

Ему дали сначала посмотреть какой-то отрывок. Он сразу определил, что это - отрывок из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова на древнееврейском языке. Т.е. он сразу натолкнулся на очень важный для библеистики текст. Известно, что эта книга - неканоническая. Существует только в греческом переводе. Была ли она на еврейском языке, никто этого до него не знал.

Ему удалось каким-то образом войти в доверие к руководству синагоги. Его допустили в генизу, и он занялся работой.

Он обнаружил ряд псалмов, которые до этого времени считались очень поздними, приписывались маккавейскому времени, но он нашел очень древние оригиналы.

Здесь же были найдены поразительные документы - "Дамасский документ", который является уставом, найденным позже в Кумране. Т.е. в эту генизу каким-то образом попали документы и из Кумрана.

Там же был найден считавшийся утраченным перевод Акилы. Он оказался т.н. палимпсестом, т.е. первоначальный текст был смыт, и записан другой текст. Соломон смог восстановить этот древний текст.

Обнаружены были гекзаплы Оригена (шестиязычная Библия).

Тексты генизы в значительной своей части являются библейскими. Все они очень древние.

Другой диковиной были образцы библейских текстов, выполненные необычным видом скорописи - "решётчатым письмом". В каждом стихе первое ключевое слово даётся полностью, а все остальные слова - только начальные буквы. Т.е. читающий должен был хорошо знать текст. Это, своего рода, памятка.

Следующим выдающимся открытием были стихи древнееврейского поэта Янна(я. Он жил в период Византийской империи в Палестине. Считалось, что от его наследия ничего не осталось. В генизе было много его стихов. Видимо, они считались диссидентскими. Чтобы они не распространялись, их определили в генизу, где они благополучно дожили до Соломона Ше(хтера.

Судьба Шехтера печальна. Он несколько лет работал в генизе в вековой пыли. Там получил болезнь. Уехал в Англию. Долго ещё работал над рукописями, и скончался в довольно нестаром возрасте. Зато находки в каирской генизе пролили много света на дела библеистики, особенно на библейскую критику, которая на то время большинство книг Ветхого Завета считала очень поздними. Тогда, ведь, кумранские рукописи ещё не были найдены. Библейской критике был сделан существенный удар. Все ветхозаветные книги считались поздними - редко какие после плена. В основном маккавейского периода.

В текстуальном отношении были внесены некоторые коррективы в textus receptus.

Впервые был найден симптом существования какой-то секты, когда Шехтер нашёл "Дамасский документ" с уставом сектантской общины. Никто никаких кумранитов тогда не знал. Поэтому полагают, что когда кумраниты рассеялись, часть их переселилась в Египет и могла с собой принести некоторые документы.

Таким образом, наряду с кумранскими текстами, существует ещё один очень важный корпус рукописей Священного Писания, который до сих пор издаётся Британским музеем.

 

 

Конец курса Библейской археологии.

 

Лекция 1. Экономические и материально-технические особенности лесного хозяйства

 

Процесс создания материальных благ в лесном хозяйстве включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных производства - лесохозяйственное и лесозаготовительное. Вместе взятые, они охватывают весь производственный цикл, начиная от посадки леса и заканчивая рубкой спелых древостоев, получением готовых лесоматериалов. В задачу лесохозяйственного производства входят создание лесонасаждений, уход за ними в процессе лесовыращивания, охрана и защита до возра­ста спелости, когда насаждение должно поступать в рубку. В рамках этого производства осуществляется отвод лесосек в рубку, производится контроль за соблюдением норм и правил главного и промежуточного лесопользования. Лесохозяйствен­ное производство называют еще лесным хозяйством в узком смысле слова. Лесозаготовительное производство ведет руб­ку леса в порядке главного лесопользования, осуществляет первичный транспорт древесины и ее переработку на лесома­териалы (пиловочник, фанерный кряж, балансы, рудничная стой­ка и другие). Лесозаготовительное производство завершает, таким образом, процесс воспроизводства в лесном хозяйстве. После рубки леса начинается новый производственный цикл. Опыт лесного хозяйства в нашей стране и за рубежом показывает, что оба эти производства могут функционировать в рамках предприятий лесного хозяйства (совместно), и тог­да образуются комплексные предприятия, и раздельно, в со­ставе различных отраслей: лесохозяйственное производство — в составе лесного хозяйства, лесозаготовительное — лесной промышленности. В государственных лесах Польши, Украины, Чехии, Словакии, в странах Балтии ведет­ся комплексное лесное хозяйство.

Однако лесохозяйственное и лесозаготовительное производства не исчерпывают всего содержания отрасли. Благода­ря многообразию продуктов и полезностей леса в составе предприятий лесного хозяйства могут формироваться и другие виды производств, например, лесопильно-деревообрабатывающее лесохимическое, заготовка и переработка продуктов побочного пользования (грибов, ягод, лекарственного сырья и т.п.), подсобное сельскохозяйственное производство, охотничье хозяйство и другие. Эти виды производств по действующей ныне классификации относятся к другим отраслям народного хозяйства. «Чистое лесное хозяйство» включает только два основных производства — лесохозяйственное и лесозаготовительное, т.е. выращивание и использование лесов для получения древесного сырья.

Лесохозяйственное производство — совокупность тесно связанных мероприятий по выращиванию, охране и защите лесов с целью получения древесины и других продуктов леса а также сохранения и усиления полезных природных функ­ций лесов.

Лесохозяйственное производство — основа правильно организованного лесного хозяйства, фактор постоянного и неистощимого лесопользования. Признание и организацион­ное оформление оно получило позднее лесозаготовительного производства, которое вначале формировалось на основе есте­ственных лесных ресурсов. Это следствие признания необхо­димости проведения работ по лесовосстановлению, выращи­ванию и сбережению лесов.

Как и любая иная отрасль, лесохозяйственное производ­ство имеет две стороны — материально-техническую, или ве­щественную, и общественно-экономическую. Их различие и единство есть не что иное, как проявление различия и един­ства производительных сил и производственных отношений. Материально-техническая сторона связана с материаль­ной природой лесохозяйственного производства, с особеннос­тями вещественного процесса воспроизводства. Она характе­ризуется своеобразием предметов труда, технологии и техни­ки, присущих только лесохозяйственному производству, осо­бым составом и структурой производственного процесса.

Общественно-экономическая сторона определяется особен­ностью проявления в данном производстве экономических законов и категорий. Для лесохозяйственного производства характерно, в частности, тесное переплетение экономических процессов воспроизводства с естественными биологическими процессами роста и развития лесонасаждений. Общественно-экономическая сторона зависит от господствующей в стране системы хозяйствования (административно-командная, рыночная) и является ведущей в развитии лесного хозяйства. Единство этих двух сторон - необходимое условие существования и устойчивого функционирования лесного хозяйства как особой отрасли экономики.

Лесохозяйственное производство обладает рядом особенностей:

1) Продолжительное время производства леса. От закладки лесных культур до получения спелого леса, пригодного для заготовки наиболее ценных лесоматериалов, проходит в зависимости от древесной породы 50—120 лет. Такого дли­тельного времени производства не имеет ни одна другая от­расль народного хозяйства. В сельском хозяйстве, например, при выращивании зерновых культур время производства со­ставляет несколько месяцев, в животноводстве — около года или немногим более. Значение этой особенности настолько велико, что с нею теснейшим образом связаны другие осо­бенности лесохозяйственного производства.

Однако народное хозяйство должно получать древесину и другие продукты леса ежегодно, а не один раз в 50-120 лет. Чтобы обеспечить это требование, т.е. иметь постоянное лесопользова­ние, лесохозяйственное производство должно располагать древес­ными запасами, находящимися в различной стадии готовности (молодняки, средневозрастные, приспевающие и спелые) и значи­тельно превышающими ежегодный размер пользования.

2) Необходимость поддержания на корню больших древесных запасов в виде незавершенного производства. Функ­ционирование лесного хозяйства в виде своеобразного непре­рывного поточного производства возможно лишь при соблю­дении следующего условия. В то время как часть запаса на­ходится в процессе производства, другая поступает в пользо­вание в виде ежегодного продукта. В противном случае на­рушается непрерывность производства.

3) Потребность в больших производственных площадях, намного превышающая потребности в аналогичных площа­дях в сельском хозяйстве и других отраслях.

Древесный запас на единице площади даже в благоприятных условиях произрастания составляет небольшую величину. Если представить этот запас в виде равномерного слоя, то толщина его будет всего лишь 5-10 см, мощность же пластов торфа или каменного угля может достигать нескольких метров. Поэтому, чтобы обеспечить потребности народного хозяйства в древесине для организации правильного лесного хозяйства, требуются большие производственные площади. Потребность в обширных площадях вызывается также и тем, что на небольших участках нельзя вести рациональную рубку леса, невозможно извлекать продукты побочных пользований труднее организовать лесозащиту и т.д.

4)Связь процессов труда с биологическими процессами рос­та и развития древесных растений. Лесовыращивание - био­логический процесс произрастания растений под воздействием космических и земных факторов (почва, тепло, влага, свет). Уча­стие человека в этом процессе незначительно. Так, при рубке леса в 100-летнем возрасте при современной технологии лесовыращивания доля рабочего времени, в общем, времени произ­водства составляет лишь 0,15-0,20%. Остальное время «созре­вания урожая» — время естественного роста древесных насаж­дений без всякого участия человека. Следовательно, в известном смысле лесохозяйственное производство — это использование естественной способности древесно-кустарниковой растительнос­ти накапливать в процессе роста органическую массу. Лес выс­тупает своеобразной фабрикой по преобразованию солнечной энер­гии, минеральной пищи и влаги в древесину и другие продукты.

Роль естественных процессов в жизни леса настолько велика, что при наличии естественных источников обсеменения или поросли лесовосстановления и последующий рост леса могут протекать без участия человека. Способность леса к самовосстановлению иногда выделяется в качестве особенности лесохозяйственного производства. Однако лесохозяйственное производство нельзя отождествлять с естественными особенностями леса как воспроизводимого природного фактора. Там, где процесс естественного возобновления леса совпадает с интересами хозяйства и не влечет за собой больших потерь времени или качества, он широко используется производством, сохраняя труд и средства на другие цели.

5) Многообразие лесной продукции и полезностей, которые лес предоставляет в распоряжение общества. Он является не только источником древесины и других продуктов, но и важным фактором сохранения благоприятной для жизни природной среды. Он положительно влияет на урожайность прилегающих сельскохозяйственных полей, выполняет важные почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и другие полезные функции. В зависимости от конкретных условий главным может быть тот или иной вид продукции или полезностей. Это предопределяет характер и направление развития лесного хозяйства.

6)Лес одновременно служит предметом, средством и продуктом труда. В роли предмета труда он выступает в процессе лесохозяйственных мероприятий: рубок ухода, лесозащит­ных и противопожарных мероприятий и т.д. Только при по­мощи леса как средства труда можно получить древесину и другие лесные продукты. В качестве средств труда в нем выс­тупают живые организмы — древесные и кустарниковые рас­тения, животные. Выполняя роль природного фактора, лес также является средством труда. Лесные насаждения, созданные че­ловеком — это одновременно и продукт труда.

В лесоводстве и в сельском хозяйстве процесс роста и раз­вития растений тесно связан с почвенно-климатическими ус­ловиями и вегетационным периодом. Выбор древесной породы для выращивания зависит от ее биологических особенностей, климата, почвенно-грунтовых условий. Основные лесохозяйственные мероприятия проводятся только в вегетационный период (посев и посадка леса, уход за молодняками и т.п.).

7) Следовательно, тесная связь лесохозяйственного производства с почвенно-климатическими условиями и его сезонность - еще одна особенность.

Мы перечислили лишь важнейшие особенности лесохозяйственного производства, характеризующие его материально-вещественную, техническую сторону. Они присущи любому развитому лесному хозяйству независимо от общественно-экономической формации и характеризуют особенность вещественного воспроизводства в лесном хозяйстве. Тем не менее, они накладывают определенный отпечаток на проявление экономических законов и категорий.

 

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.041 сек.