Тема 7. Марксизм

Марксизм – это философское течение, возникшее в германии в 40-х годах ХIХ века, основоположниками которого являлись К. Маркс и Ф. Энгельс.

1. Онтология. На основе анализа достижений естествознания первой половины ХIХ века Энгельсу удалось показать, что диалектика присуща не только мышлению, как считал Гегель, диалектика – царит в природе. Философ показал, что объективная диалектика природы предшествует субъективной диалектики нашего мышления. Энгельс выдвигает положение о материальном единстве мира, а также на новом теоретическом уровне разработал вопрос о свойствах материи, ее структурной организации.

2. Гносеология. С точки зрения диалектического материализма процесс познания есть отражение сознанием реальности. При этом сознание понимается как функция мозга, выражающаяся в его способности отражать мир в идеальных образах. Достоверным критерием истины может быть только практика, понимаемая как предметная, преобразующая, материальная деятельность людей, развивающаяся в трех формах: материальное производство, общественно-исторические преобразования, научный эксперимент.

3. Антропология. По Марксу, сущность человека – «совокупность всех общественных отношений». Человек не просто живет в природе, а преобразует ее в процессе труда. Труд создал человека. Вместе с готовым человеком возникает еще один продукт – общество.

4. Социальная философия. Маркс подчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Определяющую роль в истории играет материальная жизнь людей, и, в первую очередь, производство материальных благ. К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

· первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил;

· рабовладельческая - экономика основана на рабстве;

· феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян;

· капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих;

· коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил ввозможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат- рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Рекомендуемая литература:

Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социа­лизма. М., 1990.

Краткий очерк истории философии М., 1969.

Курс лекций по истории марксистско-ленинской филосо­фии. М., 1972.

Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века, М., 2001. Глава 6.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 601;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.