Тема 6. Классическая немецкая философия ХIХ века

Важная роль в истории философии принадлежит классической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX веков. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. Их всех сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем, непосредственная личная зависимость.

Особенности немецкой классической философии:

1. Критически-рефлексивный характер философского творчества. Все представители немецкой философии этого периода поставили ее в «сердце» культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества.

2. Антропологический характер. Человек – активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира.

3. Аксиологический характер. Духовный мир наполняется нравственными, эстетическими, религиозными ценностями.

Философские взгляды И. Канта. В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический.В докритический период (до 1770 г.), Кант выступал как крупный ученый - астроном, физик, географ. В работах этого периода он проявил себя как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Собственно философия Канта сформировалась во второй критический период, когда им были опубликованы работы «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).

В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма- философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

По утверждению Канта, имеется два ствола человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от «вещи в себе», или «вещи самой по себе», хотя бы в силу относительности нашего знания. «Вещь для нас», т.е. воспринимаемый нами объект, всегда есть лишь сторона объекта, «вещи самой по себе».

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что я смогу надеяться?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на второй - религия, на третий - мораль.

Кант разделял мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия.

Философские взгляды Г. В. Ф. Гегеля. Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии. Исходным понятием его философии было понятие Абсолютной идеи. Абсолютная идея - это безличное духовное начало всего существующего, которое содержит в себе в свернутом виде сущности всех природных, общественных и духовных явлений. В процессе диалектического саморазвития Абсолютная идея проходит три этапа - логики, природы и человеческого духа. Завершением этого процесса, по Гегелю, ста­ла его философская система. В противоречии с консервативной идеалистической системой находился разработанный Гегелем диалектический метод как наиболее полное и всестороннее учение о развитии, не признающее каких-либо ограничений.

Антропологический материализм Л.Фейербаха.Немецкий философ Людвиг Фейербах выступил с критикой идеалистической философии Гегеля, сделав вывод о ее родстве с теологией. По Л.Фейербаху, вне человека не существует никакого разума. Человек - самое совершенное создание природы. Все человеческие проявления, включая чувства и разум, имеют исключительно природное происхождение. Такой взгляд получил название антропологического принципа в философии. Л.Фейербах отверг также и диалектику Гегеля, усматривая в ней лишь набор искусственных приемов для обоснования философии абсолютного идеализма.

Рекомендуемая литература:

Быховский Б. Людвиг Фейербах М., 1967.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социа­лизма. М., 1990.

Краткий очерк истории философии М., 1969.

Курс лекций по истории марксистско-ленинской филосо­фии. М., 1972.

Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века, М., 2001. Глава 6.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 812;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.