Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе.

Основными представителями философии эпохи Возрождения являются Леонардо да Винчи, Микеланджело, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтенъ, Николай Кузанский.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм. Интерес философии направлен на человека, его природу и место во Вселенной.

2. Гуманизм. Гуманизм философских идей эпохи проявился как своего рода реабилитация естественной природы человека, важнейшей чертой которой становится благородство, свобода творчества.

3. Человек как личность творящая. Человек призван реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности: от ремесла к искусству.

4. Эстетизм. Искусство как высшая сфера бытия человеческого духа, возможность самореализоваться, отразить и познать гармонию природы в силе гения-художника.

5. Пантеизм. Бог везде и во всем. Бога нельзя представить как что-то изолированное от мира.

Натурфилософия Н. Кузанского. Николай Кузанский — известный деятель католической Церкви, кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» философ выступал в пользу изучения естественных наук и невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно, Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека он ставит очень высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог - это центр Вселенной и ее предел. Он - целое, тогда как Вселенная - часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивается» по мере своего воплощения в мир. Истина - всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу. В философии природы он обосновывал три положения: 1) Бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу; 2) Бог во всех вещах, т.е. во всей природе; 3) Бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 737;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.