Тема 3. Средневековая философия
Средневековая европейская философия представляет собой чрезвычайно важный, содержательный и продолжительный этап в истории философии, который охватывает период V - XV веков.
Развитие философской мысли периода средневековья было пронизано проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только с позиции церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от богословия (теологии), которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Основные характеристики средневековой философии:
1. Монотеизм. Бог един, уникален. Если в античности Платон и Аристотель божественным называют Космос (безличное начало), то христианско-мировоззренческие установки говорят о белее субъективном понимании Божества (личностное начало).
2. Теоцентризм. Бог как основа бытия человека и следовательно – основа любых философских доктрин и религиозных представлений.
3. Креационизм. Идея творения мира Богом из ничего. В философском понимании креационизм является новым ответом на античный вопрос – откуда все?
4. Вера. Если разум – это проявление логической необходимости, то вера – результат свободной воли (Фома Аквинский). Вера как личное самоопределение человека, часть его внутреннего мира. Средневековая философия впервые начинает разрабатывать проблематику веры.
5. Духовность человека. Человек - это вера, надежда и любовь (к Богу). Человек – тело, душа и дух. Дух как причастность к божественному посредством веры.
6. Герменевтика как искусство толкования текстов. Задача философии - это интерпретация Священного писания («Философия - служанка богословия»).
В истории средневековой философии выделяется два этапа:
· патристика (1-У111 вв.):Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др., от лат. «патер» - отец Церкви. Деятельность этих мужей Церкви заключалась в разработке основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов - прежде всего Платона и Аристотеля;
· схоластика (Х1-ХIV вв.): И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй.Схоластика- это тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе. Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.
Средневековье было единственной эпохой, целиком погруженной в метафизические проблемы. Земное, материальное полагалось падшим и чуждым. Человеческий дух рвался ввысь, в Запредельное. Все, происходившее в то время, будь то культура, философия или история, отмечено печатью Величия, Стремления к Высшему, Божественному. Смысл человеческой жизни, счастье человека понималось только в одном - в трансцендентном Боге, а задачи философии реализовывались в рамках теологии.
Рекомендуемая литература:
Абельсон А. Мысль Средневековья. -М., 1976.
Вейнберг П. Разум и Вера в Средневековье. СПб., 1984.
Вольф Л. Что такое иудаизм// Восход. - 1987. № 12,
Зарецкий Л.В. Еврейские тайны. М., 1991.
Лебедев А.С. Развитие Духа в Средневековье. М., 1989.
Лемми И. Становление средневековой мысли// Восход. - 1978. №3.
Невский А. Иерусалим, евреи христиане, мусульмане. М., 1995.
Пругавин А.А. Духовно-библейское братство. М., 1992.
Роттен Дж. Человеческое и Божественное в культуре Средневековья. М., 1992.
Слонимский Д.Л. Средневековье. Из истории рационализма и мистицизма. М., 1988.
Хвольсон Д. Христианская мысль в средние века. М., 1986.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Янг А. Теологическая мысль в Средневековье. М., 1991.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1209;