Культ личности противоречит марксизму-ленинизму

Марксизм-ленинизм исходит из того, что решающую роль в истории играет деятельность и борьба классов, народных масс. Только в связи с борьбой классов, с деятельностью народных масс, в связи с общественными потребностями, порождаемыми этой борьбой, и может быть понята подлинная роль руководителей.

Такое понимание истории несовместимо с культом личности — преклонением перед выдающимся руководителем, приписыванием ему каких-то сверхчеловеческих заслуг и достоинств. Культ личности — это противоречащая марксизму идеология, которая уходит своими корнями в мировоззрение феодализма и буржуазного индивидуализма.

Вместе с тем культ личности создает условия для дурной практики, противоречащей потребностям и интересам социалистического движения.

Безудержное восхваление руководителя, раздувание его заслуг оказывает, хотят этого или нет, вредное влияние на массы, мешает их правильному воспитанию. Культ личности порождает среди масс ошибочные взгляды, будто задачи, которые стоят перед трудящимися, может выполнить кто-то другой, будто способности и заслуги руководителя дают миллионам руководимых основание уповать на великого человека, пассивно следовать предначертаниям и указаниям «начальства», которое якобы все знает и все предвидит, освобождая тем самым рядовых участников социалистического движения от обязанности думать, проявлять инициативу, творить, активно воздействовать на ход событий. Такие взгляды ослабляют сознание ответственности каждого трудящегося за судьбы и успех социалистического движения, ослабляют то бесценное чувство хозяев своей судьбы, которое так ясно и убедительно выражено в строках партийного гимна «Интернационал»:

Никто не даст нам избавленья — Ни бог, ни царь и ни герой, Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой.

Мало того. Перенесенный из области идеологии в практику, культ личности неизбежно сужает и подрывает глубочайший демократизм, органически присущий социалистическому движению. Он ведет к ограничению тех выработанных практикой

 

 

борьбы норм жизни, которые помогают массам активно участвовать в движении, а руководителям — учиться у масс, обобщая опыт их деятельности и борьбы. Вместо этого возникают другие нормы, наделяющие руководителей чрезмерными правами, переносящие центр тяжести руководства на единоличные решения, указания, директивы. Такая практика подрывает уже не только желание, но и самую возможность для миллионных масс трудящихся проявлять инициативу, развивать всю свою творческую активность.

Тем самым культ личности мешает вовлечению широких масс в борьбу против капитализма и строительство нового, социалистического общества. Между тем одно из величайших преимуществ социалистического движения в том как раз и состоит, что оно способно пробудить к активному историческому творчеству многомиллионные слои трудящихся. В борьбе за ликвидацию капитализма и строительство социализма важно использовать это преимущество в максимальной мере. Задачи социалистического движения настолько грандиозны, что и самые выдающиеся руководители одни, без активного участия народных масс, с ними никогда не справятся. Даже самый гениальный ум не заменит коллективного ума масс и партии, даже самый богатый и многосторонний личный опыт не заменит коллективного опыта миллионов людей, даже самый великий личный подвиг не заменит подвига масс трудящихся, поднявшихся на борьбу против капитализма и строящих социализм.

Отсюда следует вывод, что культ личности наносит прямой ущерб социалистическому движению, ограничивая возможность использования его величайших исторических преимуществ.

К тому же в обстановке культа личности возникает возможность внесения в социалистическое движение несвойственных его природе, случайных, ненужных и даже вредных явлений, связанных с теми или иными отрицательными чертами характера отдельных руководителей.

Как уже говорилось, тот или иной человек становится во главе класса или движения благодаря определенным необходимым качествам. Они и позволяют ему в основном и главном отражать в своей деятельности потребности этого класса или движения. Но наряду с такими необходимыми качествами человек, выдвинувшийся в руководители, может иметь и такие личные черты, которые, даже будучи второстепенными, могут в определенных условиях отрицательно влиять на его общественную деятельность.

И. В. Сталин, например, выдвинулся в число руководителей благодаря ряду качеств, необходимых для социалистического движения, таких, как преданность делу рабочего класса, выдающиеся способности организатора и теоретика, желез-

 

 

ная воля, непримиримость в борьбе с врагами. Все это и дало Сталину возможность сыграть выдающуюся роль в революционном движении и в социалистическом строительстве в СССР, а также в международном рабочем движении.

Но в характере Сталина были и другие черты — грубость, нетерпимость к мнению других, болезненная подозрительность, капризность. В обычных условиях эти отрицательные черты не смогли бы нанести ощутимого ущерба делу. Этому воспрепятствовали бы нормы жизни социалистического общества, партии, рабочего движения, предусматривающие коллективное руководство, действенный контроль масс над руководителем, широкую демократию для трудящихся, критику и самокритику. Но обстановка, в которой протекала деятельность Сталина, не была обычной. Строительство социализма в экономически отсталой стране, в условиях капиталистического окружения, ожесточенной классовой борьбы и атак со стороны враждебных партии течений требовало особой централизации. Сталин постарался довести ее до предела, сосредоточив в своих руках чрезмерную власть, нарушая принципы коллективного руководства, присущие коммунистическим партиям. В такой обстановке его отрицательные личные черты начали оказывать известное влияние на его общественную и партийную деятельность, а тем самым и на жизнь партии и страны. Так возникли некоторые явления, глубоко чуждые марксизму-ленинизму и социализму как общественной системе: отход от демократических принципов в ряде важных вопросов политики, тяжкие нарушения социалистической законности, необоснованные репрессии, выдвижение на важные посты отдельных совершенно негодных, чуждых партии людей, втиравшихся в доверие с помощью лести и угодничества. Эти отрицательные явления, конечно, не изменили социалистической природы советского общества. И в тот период оно продолжало развиваться по социалистическому пути, по пути укрепления общественной собственности на средства производства, быстрого роста производительных сил, подъема благосостояния, культуры и сознательности трудящихся. Несмотря на все отрицательные последствия культа личности Сталина, народы нашей страны добились в этот период выдающихся побед. Но успехи были бы еще более крупными, если бы не было ошибок Сталина и культа личности.

Культ личности, таким образом, чужд всему духу и потребностям социалистического движения, несовместим с марксизмом-ленинизмом. Не случайно Маркс, Энгельс, Ленин всегда боролись против любых проявлений культа личности, органически не терпели лести и славословия, не раз предостерегали рабочий класс и его партии против практики возвеличения и восхваления руководителей.

 

 

Следуя духу этих традиций социалистического движения, Коммунистическая партия Советского Союза повела решительную борьбу против культа личности Сталина, борьбу, включающую, с одной стороны, воспитательную и идеологическую работу, а с другой — мероприятия, направленные на предотвращение всяких возможностей возникновения культа личности, на развитие социалистической демократии, восстановление ленинских норм партийной жизни. Эта борьба имеет большое значение для всего социалистического движения.

Буржуазия вместе с реформистами и ревизионистами всех мастей попыталась использовать критику культа личности Сталина для того, чтобы оклеветать Советский Союз и социалистический строй, подорвать моральный авторитет Коммунистической партии Советского Союза, внести разлад и замешательство в рабочее движение. Но эти попытки окончились провалом. Несмотря на все потуги прислужников империализма, общий итог борьбы против культа личности — это дальнейший подъем социалистического движения, укрепление его сплоченности и единства.

Марксистско-ленинские партии сумели дать своевременный отпор также нигилистическим взглядам на роль руководителей, анархическим настроениям, старательно раздувавшимся врагами социализма. Реакция издавна ставит перед собой цель оклеветать, скомпрометировать руководителей трудящихся, стараясь таким путем подорвать и дезорганизовать рабочее движение. Но в своем подавляющем большинстве массы трудящихся понимают, что авторитет и популярность выдающихся руководителей рабочего класса не имеют ничего общего с осужденным партией культом личности. Авторитет и популярность — это не только законное следствие деятельности лучших руководителей рабочего класса. Это вместе с тем важное оружие рабочего движения в борьбе за социализм. Об этом говорит весь опыт освободительной борьбы рабочих. Без авторитетных, связанных с массами и популярных среди них руководителей нет и организованного социалистического движения, нет и не может быть больших побед в борьбе за социализм. Лучшие вожди рабочего класса, которые тесно связаны с народом и с успехом руководят борьбой трудящихся за их жизненные интересы и идеалы, играют выдающуюся роль в истории и заслуживают любви народа.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 801;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.