Марксизм в России в последней трети ХIХ в.
«Великие реформы» 60-70-х гг. ХIХ в. оказали огромное влияние не только на развитие экономики, но и на состояние общества в целом. Перемены в стране начались «сверху», но не были усвоены, закреплены, поддержаны «снизу», не получили общественного продолжения и соучастия. Наоборот, всякое движение внизу подавлялось, отталкивалось.
В то же время реформы Александра II, хотя и были «революцией сверху», в то же время включали в себя ослабление цензуры, «раскрепощение слова», некоторую либерализацию общества. Либерально-демократическая общественность посчитала, что «мрачные времена» николаевской реакции миновали, и начала искать идейное обоснование путей и направлений будущего развития страны.
Новый период революционно-освободительного движения имел более широкую, нежели декабристы, социальную базу: выходцев из различных сословий - разночинцев. Теоретические воззрения революционных демократов-разночинцев были во многом ошибочны и наивны, однако и в идейной, и в практической области они сделали значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим периодом дворянской революционности. Этот шаг состоял в признании народа основной движущей силой в борьбе с самодержавием; в признании революции, но уже не военной, как ее представляли декабристы, а массовой, народной революции. В отличие от дворянских революционеров, с их неизбежной сословной ограниченностью, революционеры-разночинцы были единодушны в требовании демократического устройства общества, ликвидации помещичьего землевладения и широких социальных реформ в интересах народа.
В области практики революционной борьбы новый период отличался более широкой и разносторонней агитацией и организацией. Помимо революционных кружков и тайных организаций разночинцы создали легальную и нелегальную демократическую печать.
И в то же время не следует отождествлять разночинцев только с революционным народничеством. Н.А. Бердяев, объясняя происхождение русского максимализма, нигилизма, анархизма, совершенно справедливо говорил о левом и правом, славянофильском и западническом, религиозном и атеистическом народничестве, отделяя его от народничества революционного. Он считал славянофилов основоположниками народничества, указывая на принадлежность к нему Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Именно интеллигенты - разночинцы принесли с собой народническую идеологию, истоки которой берут начало с теории «русского социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 869;