Деятельность как категория философии
Ознакомьтесь. Обратите внимание на значение категории деятельности для представления о человеке.
Понятие деятельности оказалось одним из самых плодотворных в научной психологии ХХ века. До этого и при религиозной, и научно-материалистической интерпретации, человек представлялся полностью зависимым от обстоятельств, условий жизни. В педагогике такие представления выразились в знаменитом положении о душе ребенка как "чистой доске" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Естественно, что при таком подходе к человеку его роль в определении своей судьбы и ответственность за нее сводились к минимуму.
Заслуга классической немецкой философии состояла в том, что она попыталась взглянуть на человека с принципиально иных, гуманистических позиций. Ее яркие представители - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель - стремились понять человека не как пассивный элемент мира, а как активного субъекта, который творит свою жизнь, творит мир, отвечая за себя и за результаты своей деятельности. Отсюда - повышенное внимание к проблемам нравственности как основы человеческой жизни (Кант), к проблемам собственной активности человека, его идеалов, стремлений. Попытка ввести категорию деятельности как источник человеческой жизни, как определяющий характеристики способа его существования в мире была, несомненно, крупным шагом вперед.
Идея деятельности в этом своем значении было воспринята в свое время Марксом. Как бы мы ни оценивали марксизм как идеологию, не может быть сомнения в том, что это было незаурядное явление философской мысли и культуре вообще. Стремление понять человека, источники и возможности его развития безусловно является прогрессивным. Одна из центральных и наиболее важных идей в философии Маркса - это идея деятельности как основания жизни и человечества в целом, и каждого отдельного индивида. В такой философии человек не раб обстоятельств, а творец своей жизни. Конечно, обстоятельства диктуют свою волю, но свобода человека в том и состоит, что он сам решает, принять обстоятельства такими, какие они есть, подчиниться им, или изменить их согласно своим потребностям, целям, идеалам. Тем самым из пассивного объекта исторического процесса он становится активным субъектом истории.
Что значит продукт деятельности по отношению к субъекту? Новый предмет, но новый предмет как воплощение ориентировочной части, т.е. новый предмет как материализация желаний, воли, знаний субъекта. В процессе деятельности происходит объективация и материализация психики. К. Маркс говорил: история промышленности (т.е. человеческое производство) - чувственно предлежащая перед нами книга сущностных человеческих сил. И та психология, для которой эта книга закрыта, не может быть истинной.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1274;