Становление структуры традиционной Индийско-Южноазиатской макроцивилизационной системы
Теперь обратимся к вопросу о формировании региональной макроцивилизационной системы в пределах Индостана и прилегающих к нему территорий, население которых в последние века до н. э. и первые века н. э. оказалось охваченным буддийско-индуистским влиянием.
Формирование региональной Индийской макроцивилизации начинается еще в середине III тыс. до н. э., когда вокруг цивилизационного центра опережающего развития долины р. Инд, благодаря тесным экономическим и культурным контактам с ним, начинают образовываться отдельные очаги раннегородского развития. Наиболее значительными из них во второй половине III — первой половине II тыс. до н. э. были те, что возникали в зоне перекрещивающегося и взаимоналагающегося воздействия Хараппской и Месопотамско-Эламской цивилизаций: на побережье Персидского залива в Восточной Аравии (Маган в Омане и Дильмун на о. Бахрейн), в предгорьях Белуджистана, Афганистана и Иранского плато (культура Кули, Тепе-Яхья, Шахри-Сохте, Мундигак и пр.), в южной зоне среднеазиатских республик (Намазга и Алтын-Депе в Прикопет-дагской Туркмении, Саразм на севере Таджикистана, Джаркутан на юге Узбекистана и пр.). По крайней мере в пределах Белуджистана и Афганистана мы с уверенностью можем говорить о доминировании в то время индийских циви-лизационных импульсов.
Менее ясной выглядит картина с цивилизационной интеграцией доарийс-кого Индостана. Восточнее бассейна р. Инд цивилизации эпохи энеолита и бронзового века не обнаружены, однако как лингвистические, так и археологические данные дают основания для вывода, что, по крайней мере, с рубежа III—II тыс. до н. э. в обход пустыни Тар, через Пенджаб в сторону бассейна Ганга и морским побережьем к Камбейскому заливу и предгорьям Виндхья и далее к Декану и Малабарскому побережью начинается движение дравидоя-зычных земледельцев-колонистов, в этнокультурно-языковом отношении непосредственно связанных с творцами цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Особенно эти процессы интенсифицировались к середине — второй половине II тыс. до н. э. в результате краха Хараппской цивилизации и последующего освоения территорий Северо-Западной Индии индо-арийскими племенами. С этого времени, как о том свидетельствует множество прямых и косвенных данных, связанное с хараппскими традициями население осваивает побережья и острова Индийского океана до Мальдивского архипелага и Цейлона.
Утверждение воинственных скотоводческих индо-арийских племен в северо-западных областях Индостана, начиная с Пенджаба, в третьей четверти II тыс. до н. э. стало началом многовекового процесса арийско-дравидийского синтеза. В него, по мере колонизации болотистых джунглей долины Ганга, постепенно втягивались и заселявшие их племена мунда, представлявшие в Индии общность носителей тибето-бирманских языков. Утверждая свое господство над деморализованными гибелью своей цивилизации темнокожими дравидоязыч-ными аборигенами, отступавшими в гористо-лесистые районы Южной Индии, арии к концу первой трети I тыс. до н. э. прочно овладевают индийским Севером до гор Виндхья. В этой части субконтинента и складывается основа собственно традиционной Индийской цивилизации, основные принципы и струк-378____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
туры которой, по единодушному мнению исследователей, мало изменились со времен Будды до начала колониального периода.
Как в этой связи пишет К. Паниккар, Арьяварта, т. е. арийскоязычная Северная Индия, всегда была центром индийской жизни, и постепенное распространение ее влияния на весь полуостров являлось главным фактором в истории страны. В этом заключалось действительное становление Индийской цивилизации. Прекращение ко второй четверти I тыс. до н. э. прямой военной экспансии на юг ариев, не решавшихся углубляться в горные леса по склонам Виндхья и пришедших к образованию собственных раннегосударственных структур, компенсировалось усилением культурного воздействия северян на драви- k доязычные группы южной части субконтинента. Начало этого процесса леген- ' ды связывают с миссионерской деятельностью святого подвижника Агасьи, до \ сегодняшнего дня считающегося покровителем Дакшинапатхи — Южной Ин- \ дии. Приблизительно к VI в. до н. э. завершается становление основ традиционного "общеиндийского мира", который без особых изменений сохранял свою , самоидентичность на, протяжении полутора тысяч лет. Это, к примеру, явственно I проявилось в оформлении, начиная приблизительно с этого времени, основ ведущих школ индийской философии.
Постепенно складывается представление о единой в духовно-культурном } отношении Индии (Бхаратварте) как состоящей из весьма отличных друг от друга арийской Северной Индии — Арьяварте, в целом игравшей ведущую роль, и дравидоязычной Южной Индии — Дакшинапатхе. Если первая традиционно была сугубо континентальной, поддерживала связи с внешним миром преимущественно сухопутными маршрутами, издревле связывавшими ее с областями Средней Азии и Иранского плато, а через них — с Ближним Востоком и несколько позднее с Тибетом и Китаем, то вторая отличалась тяготением к морю, была связана через Малабарское побережье с Аравией, странами Персидского залива и с эллинистического времени Египтом, а через порты Коромандельского берега — со странами Юго-Восточной Азии. И если в западном направлении импульсы, шедшие с Индостана в целом перекрывались влияниями, а то и прямой экспансией из зоны Восточносредиземномор-ско-Переднеазиатского региона, то в восточном индийское, буддийско-инду-истское влияние расходилось чрезвычайно далеко, вплоть до Японии и Восточной Индонезии, пересекаясь с волнами цивилизационного воздействия, S исходившими из Китая. \
Силовое поле Индийской цивилизации в тысячелетие между серединами I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. периодически распространялось на области Афганистана, юг республик Средней Азии и восточные области Ирана, приблизительно в тех же рамках, в каких очерчивается средневосточная периферия Харап- ' пской цивилизации. До Кабула и Кандагара встречаются наскальные эдикты '-< императора Ашоки середины III в. до н. э., а с рубежа эр мы фиксируем появление многочисленных буддийских комплексов и святилищ в сочетании с распространением своеобразного гандхарского искусства Северо-Западной Индии в пределах Кушанского царства, охватывавшего Бактрию, Согдиану, обширные области современного Афганистана и названную часть Индии. Однако в процессе экспансии на восток Сасанидского Ирана гуннских нашествий и особенно арабского завоевания к началу VIII в. позиции буддийско-индуист-ской культуры в этих областях были окончательно подорваны.Традиционные цивилизации южной и восточной азии 379
Параллельно с этим, с середины I тыс. влияние Индийской цивилизации все шире распространяется в Синцзяне и Тибете, вступая здесь в непосредственный и особенно плодотворный в последнем случае синтез как с местными элементами, так и с традициями, привнесенными из Китая. И уже из Тибета переоформленные индийско-китайские традиции в виде ламаистского комплекса проникают к монгольским племенам Центральной Азии.
Гораздо более глубоким и плодотворным оказалось распространение основополагающих принципов Индийской цивилизации на Юг, в уже упоминавшиеся южно-индийские государства и на о. Цейлон, и на Восток — в пределы Индокитая и островной Юго-Восточной Азии, о чем явственно свидетельствуют монументальные храмы Ангкора (Кампучия — Камбоджа) и Боробудура (Индонезия, о. Бали), равно как и иные памятники архитектуры, изобразительного искусства и литературы этого региона, основанные на традициях индийской культуры.
Как писал Дж. Неру, начиная с первого столетия христианской эры и далее, индийские колонисты последовательными волнами эмигрировали на восток и юго-восток, достигая Цейлона, Бирмы, Малайзии, Явы, Суматры, Борнео, Сиама (Таиланда) и Камбоджи (Кампучии), а некоторые добирались даже до Филиппин. Широко разбросанные колонии возникали на важнейших торговых путях, становясь центрами распространения индийской культуры в ее буддийской и индуистской формах.
Под прямым воздействием такого рода колонизационных волн, продолжавшихся приблизительно до 900 г., в прибрежной зоне Юго-Восточной Азии формируется ряд раннегосударственных образований. Большинство из них носило характер небольших городов-государств, ориентированных на заморскую торговлю, но некоторые, такие как Фунань в дельте Меконга, как и охватывающая бассейн этой реки империя Ангкора последующих столетий, занимали обширные пространства. Еще более впечатляющими выглядят пределы морской империи Шриваджей раннего средневековья, контролировавшей воды и побережья всего Малайско-Индонезийского ареала.
Эти государства носили отчетливо выраженный отпечаток индийского системообразующего культурного воздействия, преобладавшего здесь (за исключением Вьетнама, где китайские импульсы имели большее значение) до позднего средневековья, когда "стратегическую инициативу" здесь захватили мусульмане, а после них — христиане. '
Степень индийского воздействия была чрезвычайно сильной во всех сферах социокультурной жизни, но более всего проявлялась в общественно-политической, языково-литературно-художественной и религиозной сферах. Правители принимали индийскую титулатуру, подчиняли дворцовые ритуалы индийским нормам и даже, хотя бы формально, вводили варновое деление общества. По индийскому стандарту возводились города и престижные постройки, в первую очередь храмы, монастырские комплексы и дворцы правителей. Официальным языком письменности становится санскрит в его южно-индийской литературной форме, а когда с середины I тыс. начинают появляться надписи и на местных языках, они изобилуют санскритизмами. Официальными религиями становятся (сильно видоизмененные на бытовом уровне местными влияниями) буддизм и индуизм в его шиваистской форме. Буддизм преобладал (и господствует поныне) в Бирме и в пределах империи Шриваджей, тогда как шиваизм — в прочих частях Юго-Восточной Азии, однако между этими учени-380____________________Первые цивилизациии Цивилизационные системы второй генерации
ями не было четкой границы и обычно доминировали синкретические шиваи-стско-буддийские культы тантрического характера.
Индийское влияние в буддийской форме в эпоху раннего средневековья широко охватило и огромные пространства Восточной Азии — Китай, Корею и Японию, однако по сравнению с Юго-Восточной Азией здесь оно имело иное значение. В Китае и отчасти Корее пришедший из Индии буддизм не только не стал системообразующей основой местной культуры, но сам был интерпретирован в духе традиций Древнекитайской цивилизации, весьма органично в таком трансформированном виде дополнив конфуцианско-даос-ские основы ее мировоззрения. В Японию же буддизм проникает уже в сильно китаизированной форме как неотьемлемый компонент воспринимаемого островными жителями VI—VII вв, весьма целостного цивилизационно-куль-турного комплекса, как нечто уже органически связанное с конфуцианством и даосизмом, с высокими стандартами изобразительного искусства, архитектуры, поэзии, философии и пр.
Как видим, в разное время зона прямого или опосредованного воздействия Индийской цивилизации охватывала огромные пространства от Шри-Ланки до Средней Азии, Монголии, Японии, Филиппин и Восточной Индонезии. Однако в различных местах характер этого влияния имел качественно различный характер. В одних случаях оно было временным и не оставило существенного следа (в Афганско-Среднеазиатском регионе), в других же имело принципиальный характер, но вписывалось в уже сложившуюся цивилизационную систему (Китай, Корея) или воспринималось в уже адаптированном виде "из вторых рук" (Япония — из Китая и Кореи, Монголия — из Тибета). Такого рода общества вписывать в Индийскую макроцивилизационную систему оснований нет.
Иное дело, когда речь идет о тех областях и народах, которые непосредственно восприняли основы цивилизации от собственно Индии (Цейлон, преимущественно Тибет и Юго-Восточная Азия, особенно Бирма, за исключением в определенном смысле Вьетнама), пусть даже и дополненные потом самым существенным образом иными цивилизационными воздействиями (главным образом, со стороны Китая). В этом случае мы можем непосредственно "вписывать" соответствующие миры в Индийско-Южноазиатскую цивилизационную ойкумену, не забывая, что рамки последней в разные века существенно не совпадали.
Сказанное позволяет в общих чертах представить структуру Индийского мак-роцивилизационного мира в века его наибольшего распространения, где-то во второй половине I тыс. Основу его составляла собственно Индия (Бхаратаварта), состоящая из двух неравнозначных частей: доминирующей северной (Арьявар-ты), преимущественно арийскоязычной, и дравидоязычной южной (Дакшина-патхи). В обеих в рассматриваемое время индуизм возобладал над буддизмом, частично абсорбируя, частично вытесняя его.
Кроме этой основы, Индийско-Южноазиатский цивилизационный мир в пору своего наибольшего распространения включал такие сохранявшие и традиционно сохраняющие приверженность буддизму территории, как Цейлон, Непал, Бирма и Тибет, хотя в последнем случае по наростающей действовали и китайские влияния. Последнее еще более характерно для Юго-Восточной Азии в целом, в которой в рассматриваемое время везде, кроме Вьетнама, цивилиза-ционнообразующим началом выступали именно индийские принципы, повсюду так или иначе взаимодействовавшие с китайскими.Традиционные цивилизации южной и восточной азии__________________________________381
Таким образом, в начале мусульманской экспансии Индийская макроцивилизация состояла из собственно ядра в пределах Индостана и более или менее примыкающих к нему, воспринявших основы его культуры регионов, в которых (за исключением разве что Шри-Ланки) принципы индийской и китайской цивилизаций так или иначе сочетались, взаимодополняя друг друга. Далее шла обширная зона несистемного, а часто и непрямого влияния индийской духовной культуры (в буддийской форме), в целом относящаяся уже к иной — Китайско-Дальневосточной — макроцивилизационной зоне.
Иными словами, в основной, центральной части рассматриваемой макроцивилизации мы можем выделить два субцивилизационных региона — Северо-Индийский и Южно-Индийский, к югу, востоку и северо-востоку от которых простирается периферия собственно Индийской цивилизации, включаемая в Индийско-Южноазиатскую макроцивилизацию. Компоненты этой периферии весьма неоднородны, и если Цейлон, Непал и с небольшими оговорками Бирма вполне вписываются в последнюю, то Тибет и большая часть Юго-Восточной Азии, так же в целом принадлежа к ней, оказываются в зоне перекрестного воздействия и Индийской, и Китайской цивилизаций, в определенном смысле образуя уже в последней четверти I тыс. соответствующие трансцивилизационные регионы.
В последующие столетия, до середины II тыс., роль китайско-дальневосточных импульсов все более повышалась, а индийских медленно и неуклонно снижалась, так что со времени приблизительно монгольских завоеваний Тибет с примыкающими в культурно-религиозном отношении к нему областями Центральной и Юго-Восточной Азии в целом представляют собою уже в собственном смысле слова два трансцивилизационных региона: Тибетско-Монгольский и Индокитайско-Индонезийский, со временем начинающие ощущать все более выразительные мусульманские и восточнохристианские (от России) импульсы в первом случае и мусульманские же и западнохристианские (сперва от португальцев, испанцев и голландцев, а затем и от англичан и французов, в XX в. — североамериканцев) — во втором.
Исторические судьбы и социокультурные особенности отдельных народов (в динамике их формирования, развития, стагнации или дезинтеграции) целесообразно рассматривать уже в пределах соответствующей макроцивилизационной ойкумены, с учетом их места в постоянно видоизменяющихся цивилиза-ционно-субцивилизационно-трансцивилизационных региональных системах.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 802;