Полицентрическая структура древней Переднеазиатско-Средиземноморско-Европейской цивилизационной макросистемы
В Южной и Восточной Азии мы наблюдали ситуацию, когда в определенном регионе складывалась некая базовая цивилизация, к достижениям и ценностям которой постепенно начинали приобщаться соседние, отстающие от нее в своем развитии народы. Так складывались Индийско-Южноазиатская и Китайско-Восточноазиатская макроцивилизационные системы, вступившие во взаимодействие друг с другом (преимущественно в форме творческого восприятия китайско-дальневосточной культурой индобуддийской традиции) на стадии их зрелости или даже начинавшегося окостенения.
Во многом иную ситуацию мы наблюдаем в Ближневосточном регионе опережающего развития, с достижениями которого через ряд последующих зве-354 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
ньев связаны социокультурные основания Мусульманской, Восточнохристиан-ской и Западнохристианско-Новоевропейской цивилизаций. Здесь с самого момента параллельного формирования двух древнейших цивилизаций мира, Древнеегипетской и Древнемесопотамской (Шумеро-Аккадской, затем трансформировавшейся в Ассиро-Вавилонскую), фиксируем наличие двух взаимодействующих между собой центров опережающего развития. Народы одних областей оказываются в силовом поле одной из этих цивилизаций (эламиты, хурриты, урарты — Месопотамской, нубийцы, ливийцы — Египетской), другие — в зоне перекрещивающегося воздействия обеих (западные семиты Сиро-Палестинского региона: ханаанеи, финикийцы, древние евреи), а третьи в качестве таких, что сперва ориентировались на стандарты одной цивилизации, а затем — другой (хетты с их клинописной культурой во времена Древнехетт-ского царства и иероглифической в эпоху Новохеттской державы).
Кроме того, на отдаленных периферийных полях затухающего влияния такого рода дуального, Египетско-Месопотамского центра опережающего развития мы фиксируем становление вполне самостоятельных в своих социокультурных основаниях общественных систем, использующих достижения более древних соседних цивилизаций и со временем включающие последние в структуры, ими создаваемые в качестве автономных подсистем. Имеются в виду, прежде всего, Ираноязычный мир зороастрийской культуры и Античная цивилизация в ее древнегреческой, греко-македонской (эллинистической) и греко-римской формах.
Поэтому мы можем говорить, что в пределах Средиземноморско-передне-азиатского цивилизационного мира (в отличие от рассматривавшихся ранее макроцивилизационных систем), при сохранении его полицентрической природы, наблюдаются как смещение центров лидерства и влияния (сперва Египет и Месопотамия, затем Греция и Рим, с одной стороны, и Иран — с другой), так и качественная трансформация цивилизационных основ, в результате чего происходит угасание одних цивилизаций (Древнеегипетской, Древнемесопотамской, Античной и пр.) и становление других (в конечном счете, Мусульманской, Восточнохристианской и Западнохристианской). При этом сам принцип "генерального конструирования" макроцивилизационного пространства запад-ноазиатско-североафриканско-европейской ойкумены — ее полицентрическая организация — остается без изменений.
Своеобразный "мультикультурализм" рассматриваемого региона на протяжении всей его истории при, с одной стороны, относительно высокой интенсивности обмена информацией и товарами в его пределах, а с другой невозможности достижения полного торжества одной из двух-трех ведущих цивилизационных систем над конкурентами (к чему ближе всего были греко-македон-цы в III в. до н. э. и западные европейцы с северными американцами в первой половине XX в.) существеннейшим образом определял высокую динамику развития в рассматриваемом макрорегионе, особенно наглядную при сравнении с общей застойностью цивилизационных миров Южной и Восточной Азии в течение средневековья.
Однако не меньшее, если не большее, значение имел тот факт, что данная макроцивилизационная система соединяла цивилизации и восточного, и западного общественно-экономического типов. Они непосредственно взаимодействовали, порою сознательно или невольно перенимая друг у друга не только религиозные, художественные или философско-научные достижения (раннесред-Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 355
невековые мусульмане из наследия античности, западные христиане у мусульман и пр.), но и общественно-политические формы (восприятие ранневизан-тийским обществом восточной концепции сакрализованной царской власти и пр.). Принципиально важно и то, что в Средиземноморско-Переднеазиатском, а позднее — Западноазиатско-Североафриканско-Европейском макрорегионе сперва подспудно, а затем, со времени греко-персидских войн, энергично и осознанно шло состязание "двух систем", восточной и западной, зачастую приобретавшее острый военный характер.
В этой связи нужно вспомнить не только Александра Македонского в Пер-сеполисе или крестоносцев в Иерусалиме, но и арабов в Испании, и турок — в Константинополе, на подступах к Киеву (Чигиринские походы) или под стенами Вены, равно как и Наполеона в Москве и Александра І в Париже. Восточная и западная общественные системы здесь постоянно скрещивались и переплетались, бросая, выражаясь тойнбианской терминологией, вызовы друг другу и по мере сил давая отклики на них. Последнее наблюдаем, как минимум, со времен нашествия "народов моря" на Хеттское царство, Ханаан и Египет в конце XIII — начале XII вв. до н. э. и до сегодняшнего дня. Геродот, как известно, такое положение дел выводил от похищения Парисом Елены Прекрасной.
Ничего подобного не было в Индии или Китае, где борьба шла либо между принципиально однотипными "восточными" системами (скажем, эпохи "Борющихся царств" или "Троецарствия" в Китае, почти вся история доколониальной Индии — за исключением краткого периода вторжения греко-македон-цев), либо между ними же и варварскими, преимущественно кочевыми народами (сюнну, тангуты, кидани, монголы и Китай, гунны-эфталиты и Индия).
Таким образом, специфика рассматриваемого цивилизационного макрорегиона определяется не только его полицентричностью и "мультикультурализ-мом", но и взаимодействием в его пределах двух принципиально различных типов общественных систем. Это, как и многое другое, определяет более высокую (по сравнению с Индийско-Южноазиатским и Китайско-Восточноазиатс-ким мирами) степень сложности рассматриваемой макроцивилизационной системы, качественно изменяющейся и обновляющейся во времени.
Постараемся представить в самых общих чертах трансформацию цивилизаци-онной структуры рассматриваемого макрорегиона от возникновения здесь первых цивилизаций до конституирования сохраняющих свое значение и по сей день цивилизационных блоков Мусульманского, Восточнохристианского и Западнохри-стианского миров, о которых речь пойдет ниже, т. е. приблизительно в хронологических рамках рубежа IV—III тыс. до н. э.— конца I тыс. В пределах этого времени можно выделить три основных периода трансформации структуры рассматриваемого макроцивилизационного пространства.
Первый, Месопотамско-Египетский, охватывает в целом III—II тыс. до н. э., завершаясь в первых столетиях следующего тысячелетия с возвышением в своей основе иранских Мидийского царства и империи Ахеменидов, с одной стороны, и становлением Античной цивилизации — с другой.
Второй, Антично-Персидский, определяется в рамках второй четверти I тыс. до н. э.— второй четверти I тыс. н. э. Эти рамки являются достаточно условными, и если в грекоязычном Средиземноморье позднеантичное общество трансформируется в Восточнохристианскую цивилизацию приблизительно в это время, то в Иране Зороастрийская цивилизация доживает до середины VII в.356____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Третий период можно определить хронологически где-то с третьей четверти I тыс. н. э. и назвать Христианско-Мусульманским, учитывая при этом самостоятельный цивилизационный статус не только Мусульманского, но также Восточнохристианского и Западнохристианского миров.
Сами названия выделенных периодов указывают на ведущие цивилизации в рамках каждого из них, при том что каждая из этих цивилизаций (чем позднее она была во времени, тем в большей степени) сама представляла собою сложную структуру с одним или двумя-тремя центрами, периферийными компонентами и пр.
На протяжении первого и особенно второго периодов особое, специфическое место во всей макросистеме занимал Сиро-Палестинский регион — место конкуренции, противоборства, пересечения, взаимного наложения противостоящих, приблизительно равномасштабных цивилизационных силовых полей: сперва Месопотамского и Египетского (вплоть до разрушения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II в 587 г. до н. э.), а затем Персидского и Античного.
В такой геополитической обстановке, равно как и в силу иных причин, местное преимущественно западносемитское население было не в состоянии создать свое собственное могущественное и долговечное политическое образование, однако, находясь в зоне скрещения разнообразнейших культурных влияний и периодически оказываясь в экстремальных ситуациях, именно оно выработало основы монотеистической религии спасения, которая через древний иудаизм развилась в христианство и ислам, ставшие, в свою очередь, духовным содержанием Мусульманской, Восточнохристианской и Западнохрис-тианской цивилизаций. Охарактеризуем теперь вкратце сами эти этапы.
Месопотамско-Египетский период начинается с выхода на авансцену истории в конце IV тыс. до н. э. складывающихся раннецивилизационных систем Нижнего Двуречья и Нижнего Нила. На первых порах Шумеро-Аккадская цивилизация оказывала более существенное воздействие на окружающий мир, нежели Египетская, однако с середины II тыс. до н. э. влияние последней на Ближнем Востоке резко возрастает.
В отличие от Египетской, Месопотамская цивилизация была с самого начала полиэтничной. Ее основу составляли как шумерийские номовые города-государства (Ур, Урук, Лагаш и пр.), так и те, где преобладало восточносемит-ское, аккадское население (Киш, Мари и пр.). В ближайшем соседстве от нее находился Элам, простиравший свое влияние на обширные области Иранского нагорья, но сам, особенно со второй половины III тыс. до н. э., ориентировавшийся на нижнемесопотамские образцы культуры.
Северную периферию Месопотамской цивилизации составляли хурриты, ближайшие родственники которых в первой трети I тыс. до н. э. создали свое сильное царство Урарту на Армянском нагорье, северо-западную — хатгы и ассимилировавшие их хетты, государство которых уже было связано и с Эгейским, Крито-Микенским миром, а западную — западносемитское население Сирии, Финикии и Палестины, в не меньшей степени, особенно во II тыс. до н. э., входящее и в цивилизационную периферию Египта.
Через Сирию и Ханаан, сперва при посредничестве их обитателей, а затем и непосредственно, государства Двуречья поддерживали связь с Египтом, соприкасаясь опосредованно, через порты Сиро-Финикийского побережья (Угарит,Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 357
затем Тир, Сидон и Верит), и с циивилизационным миром Эгеиды: Крито-Ми-кенской, а затем Древнегреческой, на ее архаической стадии, цивилизациями.
Месопотамская цивилизация поддерживала связи и с Хараппской цивилизацией долины Инда, как опосредованно, через Элам и раннецивилизаци-онные центры Иранского нагорья (Сиалк, Тепе-Яхья, Шахри-Сохте, Мунди-гак) и южных районов Средней Азии (Алтын-Депе, Намазга), так и непосредственно — морем. Во втором, как и в первом, случае между двумя циви-лизационными центрами опережающего развития (Месопотамского и Ха-раппского) формировалось свое обширное поле пересекающегося воздействия социокультурных импульсов, результатом чего был выход на раннеци-вилизационный уровень как вышеназванных центров Ирана и Средней Азии, так и образование первых цивилизаций на побережье Восточной Аравии (Дильмун на о. Бахрейн и Маган в Омане).
Эти связи имели реальное значение главным образом в пределах последней трети III тыс. до н. э., тогда как с началом следующего тысячелетия вся их система рушится, а в течение первой половины II тыс. до н. э. прекращает жизнь сама Хараштская цивилизация, равно как и большинство раннецивили-зационных очагов Иранского нагорья и Средней Азии. Однако с середины II тыс. до н. э. на Среднем Востоке уже преобладали индо-арийские (южнее Гиндукуша, Памира и Гималаев) и, чуть позднее, ирано-арийские (Средняя Азия и Иранское нагорье) племена, причем последние включались в систему восточной периферии Месопотамской цивилизации.
• С середины II тыс. до н. э., после изгнания из страны гиксосов и успешных действий по завоеванию Нубии и Ханаана, ведущую роль в полицентрической Восточносредиземноморско-Переднеазиатской системе контактов играет Египетская цивилизация. При XVIII династии ее доминирование на Ближнем Востоке становится неоспоримым, так что даже хеттско-лувийское население Малой Азии, отказываясь от клинописи, переходит на иероглифику. В еще большей степени это относится к областям Принильского Судана, где господство (и политическое, и культурное) цивилизации фараонов было вообще безальтернативным.
В течение II тыс. до н. э. Египет и население восточносредиземноморского побережья (прежде всего, Угарит) поддерживают достаточно интенсивные связи также с Эгейской цивилизацией. Она возникает на рубеже III—II тыс. до н. э. как Критская (Минойская) без сколько-нибудь заметной роли (но, бесспорно, имевших место) соседних раннецивилизационных центров. В XVIII—XVII вв. до н. э. в процессе приобщения к ее ценностям и достижениям ахейских греков она трансформируется в Крито-Микенскую, в рамках которой в XV—XIII вв. до н. э. доминирующей силой выступают уже не критяне, а ахейцы.
Ахейские греки и ближайшие к ним этносы Эгеиды с середины II тыс. до н. э. активизируют морские контакты в масштабах всего Восточного и Центрального Средиземноморья. В этом деле после краха Крито-Микенской цивилизации в XII в. их наследуют финикийцы, уже в IX в. до н. э. приступающие к колонизации Западного Средиземноморья (основание Карфагена и пр.), где они вступают в контакт с формировавшейся (и ими же затем погубленной) южноиспанской цивилизацией Тартеса.
В начале I тыс. до н. э. цивилизационного уровня достигает и Италия: в области Тоскана складывается этрусское двенадцатиградье, причем решаю-358 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
щую роль в возникновении цивилизации этрусков играет морская их миграция со стороны Ближнего Востока — вероятно, из южной части Малой Азии А с VIII в. до н. э. начинается уже греческая колонизация — на первых порах от Южной Италии до Северной Анатолии.
Таким образом, ко второй четверти I тыс. до н. э., когда начинается второй, Антично-Иранский период межцивилизационного взаимодействия, Средизем-номорско-Европейско-Переднеазиатский макрорегион простирался от Испании (Тартес, финикийские колонии) до Памира и Гиндукуша (у западных предгорий которых формировалось Бактрийское царство и начинал распространяться зороастризм), доходя на юге до Йемена и Принильского Судана. По сравнению с III тыс. до н. э. его география заметно расширилась, тем более что его силовыми полюсами стали выступать более отдаленные, чем Египет и Месопотамия, в своих ведущих центрах друг от друга Греция и Персия.
Уровень развития Сирии и Палестины в принципе уже сравнялся с египетским и месопотамским, при том что, в отличие от царств на Ниле, Евфрате и Тигре, духовное развитие здесь протекало чрезвычайно динамично и драматично, ярким свидетельством чего являются создававшиеся как раз в это время книги ветхозаветных пророков, выдвигавших новую, принципиально монотеистическую религиозную концепцию.
Новым, естественно, было и то, что на весьма отдаленной периферии сцепившихся в решающей схватке за господство над Ближним Востоком, Египтом, Ассирией и Вавилонией формировались два новых цивилизационных мира: онтологизировавший понятия добра и зла зороастрийский Иранский— о г Заг-роса до Гиндукуша и Памира и Эллинский с его необычными для древнего мира тенденциями рационализма и индивидуализма, постепенно расширявшийся в пределах Средиземноморско-Черноморского бассейна. Можно ставить вопрос и об особом, удаленном от двух рассмотренных центров цивилизационном мире Йемена и Эфиопии, однако важной самостоятельной роли во всемирной истории он не сыграл.
Вместе со складывавшейся в самом центре борьбы и духовных поисков Ближнего Востока древнееврейской, ветхозаветной культурой, культуры древних иранцев и в еще большей степени древних греков формировали основы цивилизаций уже новой генерации: Иранско-Зороастрийской и Античной, Греко-Римской, с оказавшимся между ними, компенсировавшим свою военно-политическую несостоятельность созданием первой последовательно монотеистической религии — иудаизма — Палестинско-Сирийским миром.
Антично-Иранский период начинается с формированием основ социокультурных систем древних иранцев и древних греков, при том что именно в это время — столетия гибели Израильского и Иудейского царств, "Вавилонского пленения" и прочих бедствий — духовный накал в Палестине достигает своего апогея, раскрываясь в деятельности и творчестве ветхозаветных пророков, в первую очередь Исайи, Иеремии и Иезекииля.
Будучи территориально весьма удаленными друг от друга, центры формирования новых духовных традиций — древнегреческой, начиная с ее архаического периода, и иранско-зороастрийской — длительное время не только не взаимодействовали между собой (до второй половины VI в. до н. э.), но и с ареалом древнееврейской культуры, связанном не позднее как с X в. до н. э. с Йеменско-Эфиопским цивилизационным ареалом. Достаточно вспомнитьАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности__________359
визит к царю Соломону царицы Савской (из йеменского государства Шаба) и отправку им кораблей с финикийскими командами за Красное море.
Иудейско-зороастрийское взаимодействие (при том что заимствующей стороной выступала ветхозаветная культура) начинается, по сути, лишь с занятием Вавилона войсками персидского царя Кира в 539 г. до н. э. (хотя столетием ранее библейский Товий бывал в Рагах Мидийских — древнем Тегеране). Иудей-ско-эллинские связи устанавливаются еще позднее — с появления греко-македонских войск Александра в Сирии и Палестине в 332 г. до н. э., при том что в течение, как минимум, всего следующего столетия заимствующей стороной выступала прежде всего иудейская. К этому времени Египет и Месопотамия утрачивают самостоятельную роль в социокультурном развитии человечества.
Иранско-Зороастрийская цивилизационная системаимела богатое, оригинальное содержание и величественную историю, которые до сих пор остаются недооцененными. В этом повинно и в целом негативное отношение к "персам" или "парфянам" античной традиции, поскольку персы для греков и ранних византийцев, а парфяне для римлян были главными соперниками в их борьбе за господство на Ближнем Востоке, и то, что в середине VII — начале VIII вв. данная цивилизация была разрушена арабами, хотя ее достижения и традиции и стали одним из оснований, на которых возводилась Мусульманская цивилизация.
Основы древнеиранского цивилизационного мира формируются на рубеже II—I тыс. до н. э., когда на обширных пространствах Среднего Востока между Аралом и Индийским океаном, от Памира и Гиндукуша до Загроса, осуществлялся грандиозный синтез пришлых из пояса Евразийских степей скотоводческих ирано-арийских племен с потомками распавшихся в течение II тыс. до н. э. ран-нецивилизационных очагов Иранско-Среднеазиатского региона, представлявших периферийные формы месопотамско-эламской цивилизационной традиции.
Еще до этого времени происходит разделение на две ветви древнеиранских народов: западную, представленную в дальнейшей истории, в первую очередь, индийцами и персами, и восточную, среди этнических групп которой наиболее известны бактрийцы и согдийцы. Целый ряд древнеиранских этносов занимал промежуточную позицию между двумя названными ветвями. Среди них особого внимания заслуживают парфяне, чьи первоначальные владения находились в пределах современного Туркменистана, и хорезмийцы — древние обитатели Южного Приаралья, преимущественно Амударъинской дельты.
В течение первой половины I тыс. до н. э. две названные ветви древнеиранских этносов играли особую роль в формировании основ общеиранской цивилизации. Решающим в ее становлении как некоего уникального социокультурного целого было возникновение и распространение древнейшей (наряду с иудаизмом) "пророческой религии" — зороастризма, связанного с именем ее основателя Заратуштры (Заратустры, Зороастра античной традиции). При всем разнообразии опирающихся на весьма скудную источниковедческую базу мнений, наиболее вероятным представляется отнесение его жизни приблизительно к X—IX вв. до н. э. в восточноиранском ареале: где-то в пределах Западного Таджикистана, Южного Узбекистана или Северного Афганистана.
Отсюда зороастризм с его последовательно дуалистической религией противостояния благого бога света и добра Ахурамазды и властителя тьмы и зла Ахримана, высокими этическими идеалами, корпусом священных книг ("Авеста"), ориентированной на почитание огня и света обрядовой стороной распро-360
Первые цивилизациии Цивилизационные системы второй генерации
Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности__________361
77л — Империя Ахеменидов в V в. до н. э.
"•Jjj) — Область древнеиранского культурного влияния в эпоху Ахеменидов
— Финикия и побережья, колонизованные финикийцами
— Греция и побережья, колонизованные греками
(О) — Основные государства, вошедшие в состав империи Ахеменидов
, ( ) — Другие страны: 1 — Персия, 2 — Мидия, 3 — Бактрия, 4 — Вавилония, 5 — Египет,
6 — Лидия, 7 — Этрурия, 8 — Скифия, 9 — Напата и Мероэ, 10 — Саба
Карта 16. Древнеиранская цивилизация в эпоху Ахеменидов (вт. пол. VI—сер. IV вв. до. н. э.)
страняется среди ираноязычных этносов Среднего Востока, укореняясь к середине VII в. до н. э. и в западноиранском ареале, как раз в период тяжелейшей борьбы мидийцев с господствовавшей на Ближнем Востоке военизированной Ассирийской державой.
Зороастризм, утверждавший идеалы справедливости и чести (концепция "арты") и обещавший загробное блаженство тем, кто пал в борьбе за них, становится идейным знаменем борьбы западноиранских народов за независимость против Ассирии, а их победа, тем более стремительное установление иранского господства над всем Ближним Востоком при Кире Великом (559—530 гг. до н. э.), служила лучшим доказательством истинности исповедуемой религии.
Если на востоке общеиранского ареала закладывались духовные основы новой цивилизации, то ее организационно-политические формы, как и основы ее художественной традиции, вырабатывались в его западной части — на периферии могущественных месопотамских деспотий, прежде всего -— Ассирии. Мидийцы, как и тем более сменяющие их в качестве ведущей политической силы на Ближнем и Среднем Востоке в середине VI в. до н. э. персы, воспринимают уже веками отработанные приемы и методы организации и управления, принципы городской жизни, каноны парадного монументального искусства и пр. После завоевания Камбизом в 525 г. до н. э. Египта первая персидская империя — держава Ахеменидов — достигает приблизительно тех границ, в которых она просуществовала следующие два столетия — до ее покорения Александром Македонским.
В течение двух веков Ближний и Средний Восток, от Нила до Памира и от Босфора и Дарданелл до р. Инд, входили в состав единой, в целом стабильной и обустроенной военно-политической макросистемы. В ее пределах налаживался обмен товарами и информацией, взаимодействовали разнообразные национально-культурно-религиозные традиции, вырабатывались некие общие социокультурные основания дальнейшей жизни народов данного региона.
Империя Ахеменидов охватывала преимущественно те земли, которые тысячелетие спустя станут ведущими в процессе становления цивилизации Му-362 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
сульманского мира: прежде всего Сирию и Месопотамию, с одной стороны, и Иран с южными областями Средней Азии и Северным Афганистаном — с другой, при постепенном подключении Египта, Анатолии и других территорий. Уже тогда, как и в эпоху Халифата, явственно проступали духовно-культурные различия преимущественно семитоязычного Ближнего Востока и, главным образом, ираноязычного Среднего Востока, хотя в мусульманское время религиозная общность делала их менее выразительными.
Создается впечатление, что социокультурная система империи Ахеменидов, при всей ее гетерогенности, представляется своего рода прообразом того циви-лизационного единства народов Ближнего и Среднего Востока, которое было достигнуто благодаря арабским завоеваниям и распространению ислама. Но в отличие от последнего, зороастризм не вышел за пределы ираноязычной среды, да и в ней самой подвергался размыванию и синкретизации, что выражалось, в частности, в возрастании значения культов Митры и Анахиты во второй половине I тыс. до н. э. Кроме того, зороастризм, в отличие от буддизма, христианства и ислама, не обладал высоким профетическим потенциалом, и его служители, как правило, не стремились к обращению в веру Заратуштры иноплеменников.
Существеннейшим препятствием на пути завершения социокультурной консолидации областей Ближнего и Среднего Востока в древности стала греко-македонская экспансия, докатившаяся до берегов Окса (Амударьи), Яксарта (Сыр-дарьи) и Инда. Она, как и сменяющая ее в самом конце I тыс. до н. э. агрессия Рима, на несколько веков отсрочили завершение социокультурной интеграции Ближнего и Среднего Востока в рамках одной цивилизационной системы.
Иранцам потребовалось полтора века, чтобы оправиться от нанесенного им Александром поражения и ущерба. Однако и создание могущественного Парфянского царства, царям которого в 141 г. до н. э. удалось отвоевать у сирийских Селевкидов Вавилонию, а в 53 и 36 гг. до н. э. разгромить римские легионы (Крас-са, затем Марка Антония), не привело к восстановлению их власти над областями Восточного Средиземноморья (к чему иранцы, уже в лице персов Сасанидов, стремились вплоть до начала VII в.). Более того, римлянам в начале II в., при Траяне, удается добиться решающего перелома в борьбе с парфянскими царями династии Аршакидов, а столетием позднее полностью разгромить их державу.
Однако сопровождающееся постоянной напряженной борьбой противостояние на Ближнем Востоке Позднеантично-Ранневизантийского и Иранского миров от момента гибели Парфянского царства в начале 20-х гг. III в. затягивается еще на четыре столетия, в течение которых ираноязычный мир находился под властью могущественной персидской державы Сасанидов. Последним, особенно таким могущественным представителям этой династии, как Шапур II (309—379) или Хос-ров I Ануширван (531—579) и Хосров II Парвиз (591—628) преимущественно удавалось удерживать под своим контролем не только ираноязычный регион до Памира и Гиндукуша на востоке, но также прочно владеть Месопотамией, частично контролируя Закавказье и Приевфратскую Сирию. С 570 г., после завоевания Йемена (до того разбитого эфиопами), их влияние доминировало в Восточной и Южной Аравии. В 614 г. персы овладели Дамаском и Иерусалимом, в 619 г. — Египтом, а в 626 г. их войска стояли на азиатском берегу Босфора — перед самим Константинополем, заняв предварительно Армению и Малую Азию.
На какое-то мгновение заветная мечта Сасанидов о восстановлении Иранской империи в границах времен Ахеменидов была осуществлена. Однако этоАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 363
была пиррова победа — силы персов были истощены, и через два года Византия вернула утраченные области. Однако главный удар был нанесен с юга: в 637 г. арабы захватили Месопотамию, где находилась столица Сасанидского государства Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, одновременно отторгнув и от Византии едва возвращенные ею ближневосточные провинции.
Так к середине VII в. Иранско-Зороастрийская цивилизационная система рухнула и ее территории были включены в ядро утверждавшейся на Ближнем и Среднем Востоке Мусульманской цивилизации.
Параллельно с формированием Древнеиранского мира закладывались основы и Античной цивилизации.Ее первоначальным центром была Греция, оправившаяся после катастрофы падения Крито-Микенской системы и в первой четверти I тыс. до н.э. вставшая на путь формирования социокультурной системы нового, древнеевропейского типа.
Первичные цивилизационные очаги античного типа к так называемому "гомеровскому времени", к VIII в. до н. э., утверждались преимущественно в пределах Эгеиды, на побережье материковой Греции (Коринф, Мегара, Афины и пр.), на островах (Халкида и Эретрия на Эвбее, Митилена на Лесбосе, Хиос, Самос и пр.) и на побережье Малой Азии, прежде всего в Ионии (Милет, Эфес, Фокея и пр.).
Греки с самого начала античной истории проявляют невиданное ранее стремление к внешним сношениям, к установлению морских связей с весьма отдаленными, по понятиям тех времен, областями. Так, уже на рубеже IX—VIII вв. до н. э. на побережье Киликии, Сирии (в частности, в устье Оронта) и Палестины появляются маленькие, но постоянные греческие поселения, представлявшие собою торговые базы (эмпории) греков. С этого же времени в самой Эгеиде (Крит, Родос, Эвбея, Аттика) появляются изделия сиро-финикийского и египетского происхождения. Конкурируя с финикийцами, у которых они перенимают многие достижения, в том числе и алфавит, греки активно включаются в систему восточносреди-земноморских экономических и культурных связей, закладывая основы своего дальнейшего продвижения в Западное Средиземноморье и Причерноморье.
К началу VIII в. до н. э. они уже обживали Троаду и Эгейское побережье Фракии. Около 775 г. до н. э. милетцы основывают Кизик (на Мраморном море) и Трапезунд, непосредственно выходя к Колхиде. А около 750 г. халкидяне основывают первую греческую колонию в Италии — Кумы, после чего колонизационный поток из Эгеиды на запад значительно возрастает. Во второй половине VIII в. до н. э. греки уже достаточно прочно обживают плодородное и, в отличие от областей Восточного Средиземноморья, негусто заселенное побережье Южной Италии до Неаполитанского залива, параллельно осваивая и Сицилию, где около 733 г. до н. э. коринфяне закладывают важнейший город этого острова — Сиракузы.
К V в. до н. э. эллины охватили своим колонизационным порывом огромную протяженность морских побережий. Отдельные их колонии-форпосты мы видим даже на Средиземноморском побережье Испании (Менанка, Гемероскопей-он, Сагунг), однако здесь, как и на Балеарских островах и Сардинии, доминировали финикийцы — карфагеняне.
Сплошной зоной греческой колонизации стали, во-первых, Средиземноморское побережье современной Франции, где во главе с Массалией (современным Марселем) расцветают такие города, как Эмпорион, Агата, Амфиполь, Никея и пр., во-вторых, южное побережье Италии до Неаполя и основная территория364____________________Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
Сицилии (кроме обжитого карфагенянами ее западного выступа), в-третьих, часть Ливийского побережья — Киренаика с ее союзом пяти городов во главе с Кире-ной, в-четвертых, все побережье Фракии от Халкидики в Эгеиде до Истрии при устье Дуная (Истра), в-пятых, все западное и северное побережье Малой Азии с прибрежной полосой современных Грузии и Абхазии, в-шестых, области Северного Причерноморья, где особо значительные сгустки греческих поселений видим в низовьях Днестра (Тира, Никоний), у Богу-Днепровского лимана (Борис-фен, Ольвия), на юго-западной оконечности Крыма (Херсонес) с последующей колонизацией оттуда и Северо-Западного Крыма (Керкинитида), в областях, примыкающих к Керченскому проливу — от Феодосии до Горгиппии (Анапы) во главе с Пантикапеем. При этом отдельные греческие колонии мы знаем от Корсики (Алалия) до Кипра (Солы, Пафос, Саламин) и Киликии (Таре, Анхиал), в устьях По (Адрия), Дона (Танаис) и Нила (Навкратис).
Как видим, древнегреческая колонизация к середине I тыс. до н. э. охватила большую часть Средиземноморского бассейна и практически все Причерноморье. И если в Восточном Средиземноморье греки сами длительное время оказывались как бы на периферии великих цивилизаций Ближнего Востока — Египта, Месопотамии, связанных с ними областей Сиро-Палестино-Финикийского и Анатолийского регионов, то в других направлениях своего распространения они прямо надвигались на позднепервобытные общества, стимулируя их выход на уровень раннецивилизационных отношений. И если в одних случаях (как, скажем, в Причерноморье) они выступали единственным цивилизацион-ным ферментом, то в других, главным образом в Западном Средиземноморье, им приходилось выдерживать жесточайшую конкуренцию с другими цивилизованными народами — носителями трансформированной ближневосточной традиции: карфагенянами и этрусками.
Иными словами, если в пределах Причерноморья и Приазовья варварские народы, главным образом фракийцы Восточных Балкан и Нижнего Дуная, скифы Северопричерноморских степей и праславяне Лесостепной Украины, как и меньшие по численности этнические группы (тавры, синды, меоты и пр.), воспринимали импульс преимущественно одной, собственно древнегреческой цивилизации, причем в виде не военного вызова, а торгового сотрудничества, то в Западном Средиземноморье ситуация выглядела гораздо сложнее. Здесь, в сущности, "на равных" конкурировали этруски, карфагеняне и греки, и когда последние начали возобладать, первые и вторые заключили союз. В 539 г. до н. э. карфагенско-этрусский флот наносит решающее поражение греческому (собственно — фокейскому) у берегов Корсики, после чего эллинам в Западном Средиземноморье остается довольствоваться тем, чем им удалось завладеть до этой даты.
Цивилизационный процесс в Западном Средиземноморье проходил под знаком не только карфагенско-этрусско-греческого противостояния, но и активной роли местных, достаточно высокоразвитых этносов, оказавшихся в системе столь сложных и многосторонних вызовов внешних, более могущественных и культурных сил. В течение второй половины VIII—VII вв. до н. э. греки и в меньшей степени карфагеняне оттесняют от побережья уже вполне вышедших на рубеж цивилизационной стадии коренных обитателей Сицилии, сике-лов, устанавливая в конечном счете свое господство над ними. Аналогичным образом от моря и плодородных долин в гористые местности оттесняется иАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 365
менее развитое местное население Западного Средиземноморья: греками в Южной Италии и карфагенянами в Северной Африке (в пределах современных Туниса и отчасти Алжира).
К 500 г. до н. э. усилиями карфагенян была уничтожена первая цивилизация Испании — Тартес в бассейне р. Гвадалквивир, после чего местные ранне-цивилизационные тенденции в весьма замедленном темпе, прерываясь дальнейшей карфагенской, а затем, уже окончательно, римской экспансией, реализуются во внутренних районах Пиренейского полуострова.
В таком контексте легче понять и условия образования раннецивилизаци-онного центра в Средней Италии, ио нижнему течению р. Тибр, во главе с Римом. По Варрону, город был основан в 753 г. до н.э., однако в течение последующих полутора — двух столетий никакой особой роли в истории Западного Средиземноморья не играл. Он находился в непосредственной близости от Этрурии, воспринимая цивилизационные достижения (в том числе и основы письменности) преимущественно от нее.
В то же время ближайшими соседями римлян "царского периода" с юга оказались греки Неаполя, Кум и Дикеархейи, тогда как через гавань Остии обитатели Лациума поддерживали связь и с карфагенянами. Возглавляемые Римом общины Лациума занимали плодородные, выходящие к морю области. Этим их положение выгодно отличалось от других групп италиков (умбров, марсов, сабинов, самнитов и пр.), владевших внутренними, гористыми областями Апеннинского полуострова.
Доминирование этрусков в северной половине Италии в VII—VI вв. до н. э. определило и установление их господства над Римом, однако их дальнейшее продвижение на юг было остановлено греками Кум, разбивших этрусков в 524 г. до н. э. Это облегчило освобождение римлян, изгнавших в 509 г. до н. э. последнего своего царя этрусской династии Тарквиния Гордого и заключивших союз с конкурентами этрусков — карфагенянами.
В следующем году, при помощи италийских греков, им удалось отстоять независимость в борьбе с этрусками, после чего, сперва медленно, а затем все решительнее, римляне в той или иной форме (где силой, где через союзнические соглашения) подчиняют племена италиков Апеннинского полуострова, ослабленные галльским нашествием начала IV в. до н. э. города-государства этрусков, а затем и греческие колонии Южной Италии, господство над которыми было окончательно закреплено победой над эпирским царем Пирром при Бе-невенте в 275 г. до н.э. С этого момента борьба за господство над Западным Средиземноморьем разворачивается уже между господствующими в Северной Африке карфагенянами и завладевшими Италией римлянами.
По отношению к Древнегреческой цивилизации, в орбите прямого воздействия которой после блестящих завоеваний Александра на Востоке оказалась вся Западная Азия до Инда с Египтом, два названных полюса сил Западного Средиземноморья в IV—III вв. до н. э. представляли вполне самостоятельные социокультурные системы, имеющие вполне (Карфаген) или преимущественно (Рим) иные цивилизационные основания.
Карфагеняне и по происхождению, и по своим традициям экономической, общественной и культурной жизни были прямыми потомками и наследниками финикийцев — полноправных представителей ближневосточного цивилизаци-онного круга. И если разрушение Тира греко-македонскими войсками в 332 г.366
Первые цивилизациии Цивилизационные системы второй генерации
Античная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 367
^Т — Древняя Греция, направления греческой колонизации и древнегреческие колонии f/a — Пределы завоеваний Александра Македонского и территории эллинистических государств — Пределы древнегреческого культурного влияния в эпоху эллинизма
( J — Страны и государства, интегрированные в систему Античной цивилизации в эпоху эллинизма: 1 — Македония, 2 — Фракия, 3 — Лидия, 4 — Фригия, 5 — Армения, 6 — Финикия, 7 — Сирия, 8 — Иудея, 9 — Египет, 10 — Вавилония, И — Мидия, 12 — Персия, 13 — Парфия, 14 — Согдина, 15 — Бактрия, 16 — Хорезм, 17 — Скифия, 18 — Этрурия, 19 — Рим, 20 — Карфаген, 21 — Manama и Мерод, 22 — Аксум, 23 — Саба ^^ — направления влияния Индии и Китая
Карта 17. Античная цивилизация в эпоху эллинизма (III—II вв. до н. э.)
до н. э. нанесло роковой удар по основам финикийской социокультурной системы в Восточном Средиземноморье (где последняя процветала в течение двух веков существования державы Ахеменидов), то Карфаген с этого времени как раз и становится главным репрезентантом оригинальной (в том числе и своей способностью легко воспринимать иноэтничные влияния) сиро-финикийской цивилизационной традиции.
Сложнее обстоит дело с Римом. Как отмечалось, его социокультурные основания в VIII—VI вв. до н. э. утверждались при решающей роли этрусских традиций, воспринимавшихся италийским населением Лациума. Однако со временем все большую роль начинают играть и воздействия со стороны италийских греков, значительная часть которых в конце IV — начале III вв. до н. э. непосредственно включается в состав Римского государства, способствуя началу его медленной эллинизации. Однако о существенных успехах в этом процессе можно говорить лишь начиная со II в. до н. э. До этого борющаяся в течение всего III в. до н. э. объединенная под властью Рима Италия представляет особую Этрусско-Латинскую цивилизацию, в известном смысле периферийную по отношению как к карфагенской филиации цивилизационного мира древнего Ближнего Востока, так и к Древнегреческой цивилизации времен поздней классики и раннего эллинизма.
Процесс стремительного вхождения Римского государства в цивилизацион-ную систему эллинистического мира начинается с рубежа III—II вв. до н. э., после того как римляне, разгромив Ганнибала при Замме в 202 г. до н. э. и победно закончив Вторую Пуническую войну, в результате чего они стали хозяевами Западного Средиземноморья, начинают экспансию на восток. В 197 г. до н. э. они наносят решающее поражение Македонии при Кеноскефалах, а в 190 г. до н. э. разбивают при Магнесин войска Антиоха III, царя могущественной западноазиатской державы Селевкидов.
К середине II в. до н. э., особенно после того, как в 146 г. до н. э. был уничтожен Карфаген, подавлены очаги сопротивления в Греции, а Македония превращена в римскую провинцию, гегемония Рима во всем бассейне Средиземного моря становится непререкаемой. Следующие победы на востоке, среди которых надо прежде всего упомянуть уничтожение Понтий-368 Первые цивилизациии. Цивилизационные системы второй генерации
ской державы Митридата VI Евпатора к концу 60-х гг. I в. до н. э. и включение в состав Римского государства Египта в 30 г. до н. э., определяют распространение владычества римлян до Евфрата. Параллельно заканчивается завоевание Северной Африки и Западной Европы между Атлантикой и Рейном (с Британией).
В результате этих завоеваний к рубежу эр Античная цивилизация конституируется как некое структурно упорядоченное социокультурное единство в пределах прилегающих к Средиземному морю земель. Ее внутреннее содержание составляет эллинистическая культура, основы которой в той или иной форме восприняты как коренным коптско-арамейско-армяноязычным населением Ближнего Востока, так и римлянами, латинизирующими преимущественно кельтское население завоеванной ими Западной Европы и кельтско-иллирийско-фрако-дакийских обитателей придунайских провинций.
Рим придает уже в принципе исчерпавшему свои творческие возможности Античному миру формальную, структурную упорядоченность, при том что сами римляне вполне реорганизуют свою культуру на общеэллинисти-ческих основаниях.
Для первых веков нашей эры структура Античной цивилизации может быть представлена следующим образом. Двумя ее основными субцивилизационными ареалами выступают грекоязычное Восточное Средиземноморье с Причерноморьем и латиноязычный Западносредиземноморско-Приатлантический регион с его придунайским ответвлением. В этом своем греко-римском дуализме Античная цивилизация в известной степени напоминает двойственную же структуру современных ей цивилизаций Индии и Китая.
Однако в каждом из этих ареалов, при всем доминировании грекоязычной или латиноязычной культур, сохранялись и не вполне ассимилированные ими местные социокультурные традиции. Особую живучесть они демонстрируют в пределах зоны древних цивилизаций Ближнего Востока: Египта, Палестины, Сирии, Верхней (захваченной у Парфян в 167 г.) Месопотамии.
Аналогичную ситуацию в то же время наблюдаем и в соседних, не иранских, областях Парфянского царства, особенно в Месопотамии. Именно здесь, в угнетаемой в течение многих столетий персами, греко-македонцами, римлянами и парфянами ближневосточной, преимущественно семитской, арамейскоя-зычной среде, главным образом на иудейской, ветхозаветной основе (при воздействии на нее как эллинистической, так и иранско-зороастрийской традиций) формируются базовые принципы новой духовности, постепенно оформившейся в виде древнехристианской культуры (конкурирующей с зарождающимися здесь же митраизмом, гностицизмом и манихейством).
Таким образом, можно сказать, что в первые века нашей эры Средиземно-морско-Европейско-Переднеазиатская макроцивилизационная система состояла из двух больших региональных цивилизаций — Античной, приблизительно в границах Римской империи, и Иранской, основу которой составляли державы парфян Аршакидов и сменивших их персов Сасанидов.
Между ними явственно просматривается древнеближневосточный социокультурный мир арамеоязычных обитателей Палестины, Сирии и Месопотамии, а также близких к ним по духу коптов Египта, армян и сильно эллинизированных иудеев городов Средиземноморья. Этот мир, примерно соответствующий тому, то АДж. Тойнби понимал под Сирийской цивилизацией, является одновременноАнтичная цивилизация и средиземноморско-европейско-переднеазиатская система древности 369
завершением традиций древнего Ближнего Востока и отправной точкой нового социокультурного спектра, дающего выход на Мусульманскую, Восточнохристи-анскую и Западнохристианскую цивилизации.
Предельно упрощая, можно сказать, что этот новый, оформляющийся на рубеже эр на Ближнем Востоке духовный фермент и определяет последующую трансформацию латиноязычной античной субцивилизации в Западнохристианскую цивилизацию, а грекоязычной — в Восточнохристианскую, при том, что на его основе, в сочетании с глубокими иранскими традициями и отдельными элементами античной культуры, со временем утверждается Мусульманская цивилизация в двух ее основных субцивилизационных проявлениях — ара-боязычном Ближнего Востока и ираноязычном Среднего Востока.
Таким образом, в VII в. прежняя антично-иранская Средиземноморско-Пе-реднеазиатская макроцивилизационная система приобретает качественно новый вид. Теперь — это Западноазиатско-Североафриканско-Европейская циви-лизационная макросистема, состоящая из Мусульманской, Восточнохристианс-кой и Западнохристианской цивилизаций. Начался третий, Христианско-Мусуль-манский период цивилизационного взаимодействия в этом огромном регионе.ГЛАВА XI
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 1112;