Научное и вненаучное знания.

В этой связи постмодернистский образ жизни и мысли не принимает ценности Просвещения, считая их "экстремистскими и амбициозными", отвечающими так называемой "логике проекта", то есть логике стремления разработать и предложить обществу всеобъемлющий проект общественного переустройства, который якобы принесет людям счастье и благоденствие. Такие проекты не могут быть застрахованы от субъективных пристрастий и ошибок творцов от вариативных зигзагов истории и, главное, - от того, что люди не желают быть материалом для экспериментов, послушными винтиками, жертвуя своей свободой и правом по своему разумению проявлять свою активность и субъективность. Нельзя навязать человеку счастье.

 

Идеологи постмодернизма реабилитировали многие представления, отвергнутые Просвещением. Например, если

-эпохе модернизма свойственна своеобразная тирания большинства,

-то постмодернизм пристально заботится о соблюдении прав самых разнообразных меньшинств - от политических, этнических, религиозных и т. д. до сексуальных.

В искусстве также избегается вызывающее резкое противопоставление классики и модерна. Отрицается всякая претензия считать какое-то направление в искусстве, равно как в любой другой сфере, единственно верным или наиболее передовым. В такого рода претензиях усматривается неправо мерная попытка навязать другим какие-то вкусы, предпочтения, пристрастия.

Постмодерн не признает выстраивания по линии прогресса. Например, образ жизни и обычаи североамериканских индейцев модернизм считает отсталыми, тогда как постмодернизм убеждает их ценить и защищать. И это не простой каприз интеллектуалов.

Постмодернизм утверждает радикальную плюральность, одновременность разновременного. Общая ситуация симультанности (одновременности) и взаимопроникновения различных концепций и точек зрения стала реальностью. Эти-то проблемы по-своему и осмысливает постмодернизм.

Итак, постмодернизм вызвал к жизни два противоположных импульса: первый направлен на радикальное разрушение и разоблачение знания, верований, мировоззрений, второй же - на радикальное воссоединение, новую, более эффективную реинтеграцию, новый синтез. Они взаимодополняют друг друга, рассыпая поистине сказочное богатство взглядов и воззрений, и из этой неиссякаемой сокровищницы можно черпать какие угодно идеи, вооружаясь ими для решения актуальных задач.

В контексте современной эпохи постмодернизм по-своему отражает новую ситуацию, когда общество и его культура, встревоженные глобальным кризисом цивилизации, пытаются обнаружить продуктивные связи традиции и инновации, сохранения и обновления. Время традиций (первобытность, варварство, античность, средневековье) давно миновало.

Но и эпоха доминирования инноваций, то есть модернизм, исчерпывает себя - стрела прогресса уперлась в стену экологической и других глобальных проблем современности. Поэтому естественно возникают мотивы вынужденного переоткрытия инновации внутри традиции в режиме диалога или даже полилога различных культур, социальных общностей, художественных стилей, научных концепций, религиозных воззрений.

Вопрос их новизны и приоритетности уступает место вопросу об их разумных сочетаниях, языке их взаимопонимания и формах взаимодействия. В этом ракурсе перспектива деконструкции культурных стандартов и привилегированных позиций, намечаемая постмодернизмом, имеет серьезный реальный смысл и эвристическую ценность.

Беспокоит только, как долго еще продлится нынешнее состояние глубокой метафизической и эпистемологической неопределенности, является ли оно прелюдией к апокалиптической развязке истории или же знаменует начавшийся переход к новой эре и новой цивилизации с новыми мировоззренческими принципами, отличными от тех, что ранее побуждали общество двигаться по драматической траектории конца второго тысячелетия.

Литература к лекции 9

Ильин И. П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. 255 с.

Словарь

Абсурд (лат. absurdus – фальшиво звучащий) – нелепость, бессмысленность, неразумность, противоречивость. С 1940-х гг. понятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарактеризовать отношение человека к бытию.

Архетип (греч. arhe – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

Верификация (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждение теоретических построений опытным путем. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – основной принцип всей действительности. Ницше видел во всем живущем волю к власти.

«Воля к власти» - название произведения Ницше и составная часть его философии жизни.

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Коллективное бессознательное – термин, введенный психиатром К. Г. Юнгом для обозначения одной из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом), общей для человечества в целом и являющейся продуктом наследуемых структур мозга. Коллективное бессознательное отлично от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывающейся на опыте конкретного человека. Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, или общечеловеческие первообразы и идеи.

Либидо (лат. libido – страсть) – одно из основных понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность.

Неопозитивизм – философское течение, распространенное в первой половине XX в. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков – этим неопозитивизм сближается с герменевтикой. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, лишь когда его можно подвергнуть проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения. Другая идея неопозитивизма – освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Неотомизм – наиболее авторитетное течение современной теологической (богословской) философии, являющейся официальной теоретической платформой католицизма. База неотомизма – учение Фомы Аквинского.

Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс. Для пессимиста А. Шопенгауэра оптимизм являлся «гнусным» способом мышления.

Пессимизм (лат. pessimus – наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Представитель философского пессимизма – А. Шопенгауэр.

Сверхчеловек – представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы.

Фрейдизм – общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг. В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив основную логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

Экуменизм – движение за объединение всех христианских церквей в рамках единой догматики.








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 432;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.