Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.
Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.
г). Альбер Камю (1913 – 1960) – эссеист и романист, развивает тему абсурдности существования: «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951).
«Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» - вопрошает Камю в «Мифе о Сизифе». К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю приводит доказательства абсурдности жизни. Это соприкосновение со смертью, когда ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Человек беспомощен при соприкосновении с окружающим миром, природой, существующей уже многие миллионы лет. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. В итоге смысл жизни в самом существовании человека.
4). Феноменология
Главная фигура феноменологии – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).
Феноменология есть описание феноменов, явлений, т.е. того, что непосредственно дано сознанию. Феноменом в философии называют явление, данное нам в чувственном опыте, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. У Гуссерля феноменология есть учение о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. Важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность (направленность), т.е. сознание всегда является сознанием о чем-либо, пустым сознание никогда не является. Реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, являющееся.
Интенциональность означает устранение обычного разделения на субъект и объект. Сознание существует только в виде определенного отношения с объектом, оно направлено на объект. Объект не является вещью в себе, он существует только для субъекта, т.е. представляет для него смысл. Не существует сознания вообще, которое «включится» при необходимости заметить, скажем, дерево, не будучи по сути своей уже связанным с этим отдельным явлением. Сознание, напротив, существует как нацеленное на этот объект. Ощущение этого дерева является формой, которую принимает бытие сознания в этот данный момент.
Люди смотрят, но не видят; слышат, но не слушают. Необходимо феноменальное видение. Именно благодаря феноменологическому видению возникают искусство, философские идеи, делаются научные открытия. Все наблюдали, что яблоки падают с деревьев, однако первым увидел этот феномен И. Ньютон. Феномен есть то, что лежит на поверхности, чтобы его выявить не нужно конструировать глубокомысленные теории, строить телескопы, микроскопы и т.п., необходимо просто переориентировать внимание с реальных фактов на реальность для сознания, т.е. значения для разума. Эти значения и образуют феномен как таковой.
5). Герменевтика
Герменевтика есть искусство понимания, интерпретации, толкования. Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Первоначально герменевтика являлась чисто филологической дисциплиной, т.е. техникой прочтения, направленной на понимание классических античных произведений (Гомер) и религиозных текстов (Библия). Филологические действия по толкованию развертываются по строго определенным правилам: лексическое и грамматическое объяснение, критическое исправление ошибок копиистов и т.д., а также аллегорическое и моральное толкование, направленное на оценку характера текста. Это техника восстановления текста или слова, а в более глубоком понимании – восстановление смысла, который считался утраченным или неясным. В этом отношении герменевтика призвана скорее обнаружить истину, уже существующую, чем открыть ее.
Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. Задачей христианской герменевтики является восстановление смысла, скрытого в Библии. Еще в средние века различали четыре уровня значения, толкование которых должно позволить достичь истинного понимания божественного послания:
- смысл буквальный, или исторический, который записывает первое значение слов и устанавливает фактические данные.
- смысл аллегорический, представляющий духовное содержание, скрытое буквой, когда обнаруживается, что священные тексты говорят иное, чем это представляется на первый взгляд.
- смысл тропологический, или моральный, возникает, как только Библию начинают понимать как «книгу жизни».
- смысл мистический, который отсылает к трансценденции, к потустороннему и записывает это в пласт спасения, который составляет сущность христианского учения.
Важную роль в распространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика явилась методом понимания чужой индивидуальности. Внимание направляется не только на текст, но и на самого автора. Прочитать текст – означает поддержать диалог с автором и попытаться определить его намерения, попытаться понять его мысль путем расшифровки произведений, в которых она выражена. Толкование текста имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, а при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.
Только в творчестве немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833–1911) герменевтика получает статус метода познания, пригодного для понимания человеческого факта, не сопоставимого с естественными явлениями. Интерпретируемый текст является человеческой реальностью в ее историческом развитии. Примененный к изучению исторического действия, акт герменевтики призван восстановить, так сказать, «изнутри» намерение, которое направляло действующего в момент принятия решения, и тем самым постичь значение этого действия. Дильтей выдвигает следующий постулат: «Богатство нашего опыта позволяет нам представить путем некоторой транспозиции аналогичный опыт, находящийся вне нас, и его понять…» Если мы способны понять другого, это значит, мы имеем возможность представить его внутреннюю жизнь, исходя из нашей жизни.
Значимые понятия герменевтики:
«Герменевтический треугольник» – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем. Дильтей полагал, что воссоздать прошедшее можно лишь при условии правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понять психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не в состоянии адекватно воспроизвести прошлые факты, если не сможет принять во внимание психологию создателя документа.
«Герменевтический круг»: чтобы понимать часть текста, нужно иметь представление о нем как целом, но понимание целого предполагает знание составляющих его частей. Дильтей, анализируя текст в качестве объективации культурно-исторического опыта (жизни), видел в нем круговое отношение между творческим индивидом и духом истории.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 468;