Позитивизм и постпозитивизм
Термин «позитивизм» возник на базе латинского слова positivus - положительный, и означает действительно наличный, фактический.
Особенностью позитивизма является направленность сознания на окружающую нас «позитивную» (положительную) действительность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на «потусторонний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи (Средневековье и Возрождение).
В истории философии название «позитивизм» закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 1830-е гг. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание, его логика и методология.
Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки – и, прежде всего, естественных наук в Новое время. Последовательное использование новой методологии, в первую очередь экспериментального метода, привело к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли даже в повседневный быт людей, значительно изменив его. Уже в начале XIX в. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены хронограф и фотография, в конце века появились электрический свет, радио, телефон, кино, автомобили, самолеты и т.д.
Тезис о безграничных возможностях человеческого разума получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Надежды на улучшение в социальной жизни связываются с развитием науки и техники, которые преобразуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области естественных наук привели к тому, что именно «позитивное» или «фактическое» знание об окружающем нас мире стало особенно высоко цениться.
Позитивисты провозгласили лозунг: «Наука сама по себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть продукт специальных наук и их взаимодействия. Философия не имеет ни своего особого предмета исследований, ни положительного (строгого) метода. Следовательно, традиционная философия (философия как метафизика) не имеет права на существование. Эти идеи, высказанные в начале XIX в., были тепло приняты многими учеными и повлияли на облик всей западной науки.
Позитивизм как философское направление прошел в своем развитии три основные стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм.
Таблица 2. Позитивизм: периоды развития
Период | Хронологические рамки | Философы |
Первый: классический | 1830 – конец XIX в. | О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль |
Второй: эмпириокритицизм, или махизм | Конец XIX – начало XX в. | Э. Мах, Р. Авенариус |
Третий: неопозитивизм, или логический позитивизм | 1920 – 1950/60 | Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат |
Постпозитивизм: лингвистическая философия, аналитическая философия | 1960/70 – до настоящего времени | К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд |
Основоположником позитивизма является французский ученый Огюст Конт (1798 – 1857), он и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания – «научных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относительность наших знаний о мире на любой стадии развития науки.
Конт считал, что предшествующая философия (метафизика) в основном занималась анализом несуществующих в действительности умопостигаемых сущностей, следовательно, это «негативное» знание. «Позитивная» же философия должна стать теорией науки, заниматься логикой и методологией научного исследования.
Конт ввел термин «социология», благодаря ему социология впервые была разработана в определенную научную систему. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества.
Постпозитивизм (букв. «после позитивизма») возник как критическая реакция на логический позитивизм. Постпозитивисты исследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность. Главными представителями постпозитивизма считаются Карл Поппер (1902 – 1994) и Томас Кун (1922 – 1996).
Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:
► Как возникает новая теория?
► Как она добивается признания?
► Каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?
►Возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Особенности постпозитивизма:
1.Постпозитивизм обращается к истории науки;
2.По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии;
3.Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
К. Поппер одним из первых приступает к разработке теории роста научных знаний. Он отказывается рассматривать эти знания как абсолютно достоверные и полагает, что вся наука имеет гипотетический (предположительный) характер, а, следовательно, не застрахована от ошибок. Как же развивается наука? Ученые выдвигают гипотезы, в которых эмпирические и теоретические знания неразрывно связаны. Постепенно они опровергаются новыми фактами, и им на смену приходят новые, более смелые гипотезы. Так происходит расширение и углубление научного знания. Теория является научной не за счет своих гипотез, догадка может быть высказана в научной или художественной форме, а за счет того, что выдерживает тесты, направленные на ее опровержение. Теория, которая не может быть проверена (т.е., верифицируема), не является научной.
Т. Кун основой развития науки считает смену научных парадигм. Парадигма обозначает совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. «Под парадигмой, - пояснял ученый, - я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения». Период господства одной парадигмы не может быть вечным. Рано или поздно под воздействием противоречий между новыми фактами и старыми теориями (их объяснениями) принятая парадигма начинает рушиться. Начинается «революция» в науке. В этот период формируются новые парадигмы, способные теоретически вместить, объяснить и обосновать необычные факты. Одна из новых парадигм побеждает и начинается очередной этап науки.
7). Неотомизм
Неотомизм – одно из самых влиятельных религиозно-философских течений Запада. Зарождается он в конце XIX в. Этому способствовали решения I Ватиканского собора (1869–1870). В своей энциклике (1879 г.) папа Лев XIII призвал к восстановлению в католических школах «христианской философии в духе доктора Фомы (Thomas) Аквинского», центральный принцип которого гармония веры и разума. Так появляется неотомизм, провозглашенный католическими кругами единственно истинной философией, являвшейся официальной теоретической платформой католицизма.
Для неотомизма, как и для всей религиозной философии, характерно острое противостояние догматиков – приверженцев традиционной теоцентрической ориентации, и реформаторов – сторонников переориентации философии на антропоцентризм, т.е. проблемы человека. Укреплению позиции реформаторов способствовала сама социальная действительность XX в. с ее революциями, мировыми войнами, религиозными столкновениями и экологическими катастрофами. Поэтому современная церковь вынуждена обращаться к насущным жизненным проблемам человека.
Неотомисты полагают, что философия должна служить целям теологии, раскрывать и обосновывать ее истины средствами разума. Предпринимаются попытки примирить веру и разум. Однако провозглашается, что вера должна вести, направлять разум.
Главные философские проблемы неотомизма и других религиозных течений:
Бог (доказательство его бытия),
человек (сущность – это его душа, существование, познание Бога) и проблемы нравственности (происхождение зла, преодоление зла).
Цель неотомистов:
● Доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
● Приспособить католицизм к современным условиям;
● Приблизить католицизм к простым людям.
К началу 1970-х гг. в мире насчитывалось свыше 1 млрд. христиан, 80 % из них проживали в Европе и Америке. Более половины христиан относилось к самой многочисленной из христианских церквей – католической. Необходимость церковных перемен осознали папа Иоанн XXIII (1958 – 1963) и папа Павел VI (1963 – 1978). Обновленческий процесс начал II Ватиканский Вселенский собор католической церкви (1962 – 1965). Важные нововведения и церковные реформы Ватиканского собора выразились в отмене инквизиции, в провозглашении отказа от отлучений, в ликвидации индекса запрещенных книг, латынь перестала быть обязательной при богослужениях. Признавая научные достижения, церковь стала использовать в своей деятельности для привлечения верующих новейшую технику, современные музыку, искусство, индустрию развлечений.
В 1978 г. впервые папой был избран славянин (польский кардинал Карл Войтыла). Он принял имя Иоанн Павел II как продолжатель дела реформаторов церкви. В социальной доктрине церкви папа подтвердил идеи преодоления бедности и утверждение достоинства личности (1991). В своих посланиях он призвал к «упрочению единства всех христиан» - к развитию экуменического (вселенского) движения (1995), признал роль науки в постижении истины и в достижении нынешнего уровня развития общества (1998), впервые принес от имени церкви извинения за все ее грехи, включая инквизицию (2000).
Наиболее яркие представители неотомизма: Э. Жильсон (1884 – 1978), Ж. Маритэн (1882 – 1973), и др.
8). Психоанализ
Психоанализ – философское направление, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Ключевое понятие психоанализа: бессознательное – особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного – сновидения. По Фрейду, сновидения – это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности.
Едва возникнув, это направление коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Родившись в начале XX в. в исследованиях З. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно философские аспекты, став поистине синтетической дисциплиной по изучению человека.
а). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач, невропатолог, психиатр, психолог.
Он начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и других сбоев в организме и поведении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд пришел к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические заболевания, не доходящие до сознания больного, – страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Они не могут быть им отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом – Й. Брейером в 1890 – 1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис – это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу, врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и постыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, но ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.
В 1897 – 1920 гг. Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Бессознательное образуется с младенчества путем вытеснения из ясных пластов психики тех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фрейду, это, прежде всего, переживания сексуального характера. То, что соответствует реальности и требованиям сознания, принимается, а то, что не соответствует, вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желания никогда не умирают и не теряют силы.
Поскольку запретные желания и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромной энергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание и ищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываются невротические симптомы; символы разного рода, являющиеся человеку по преимуществу во снах и грезах; в состоянии бодрствования «случайные», спонтанные действия, описки и оговорки, «странности».
Метод психоанализа предполагает скрупулезный и внимательный анализ снов, описок и оговорок. Он пользуется также методикой «свободных ассоциаций». Психотерапевт ведет с пациентом беседу таким образом, чтобы тот проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого «всего» и вылавливаются замаскированные случайностью и незначительностью символы бессознательного, которые затем должны быть истолкованы психоаналитиком.
В 1920 – 1939 гг. Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он предлагает следующую модель психической структуры личности:
- Высшая инстанция в структуре душевной жизни – «Сверх-Я» (супер-Эго) – давящая и влияющая на личность внешняя реальность: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Это источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании. «Сверх-Я» - это внутренний цензор, совесть.
- Сфера сознания – «Я» (Эго), которая может контролировать «Оно», это посредник между «Сверх-Я» и «Оно», между влечением и удовольствием. «Я» руководствуется требованиями реальностями.
- Сфера бессознательного – «Оно» (Ид) – неосознаваемые влечения и инстинкты. Инстинкт жизни (Эрос) – стремление к самосохранению и продолжению рода, что проявляется в сексуальном влечении (либидо). Инстинкт смерти (Танатос) – агрессивная сила, которая подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.
Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождения неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо). Либидо – основа бессознательного, большинство психических действий человека обусловлены либидо.
Либидо ищет свое выражение:
► в сексуальных действиях;
► в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.
Сублимация – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сферы религии и искусства. Творчество необходимо для самовыражения, для выхода наружу скрытых, подсознательных переживаний. В процессе творения эти переживания оформляются в виде конкретных образов, и наступает своего рода примирение с ними. Кроме того, у человека повышается самооценка, он находит свое место в мире, из которого, как ему казалось, его насильно вышвырнули.
В 1900 г. появляется работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд расставляет первые вехи психоаналитической теории. В 1905 г. в работе «Три эссе по вопросам сексуальности» он уточняет мысль, являющуюся определяющей для понимания неврозов, о «детской сексуальности». Кроме того, предпринимает более широкое толкование различных видов деятельности человека. Рассматривая психоанализ как возможный способ приблизиться к культурным явлениям, он исследует искусство, религию: «Будущее одной иллюзии» (1927), право и процессы становления человеческих цивилизаций: «Тотем и табу» (1912), «Неудовлетворенность в культуре» (1930).
б). Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психолог и психиатр, вторая после Фрейда фигура психоаналитического направления.
Став основателем аналитической психологии, он развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Его дружба с Фрейдом началась в 1907 г., когда взгляды Юнга, практикующего психиатра, уже сложились, а в 1913 г. последовал разрыв между этими крупными психоаналитиками из-за серьезных теоретических расхождений.
Собственно ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Они пытались язык сновидений переводить на язык привычной нам повседневной реальности. Фрейд задавал вопрос: почему снится сон, Юнг – зачем снится сон. Юнг считал, что сновидение есть не что иное, как послание человеку из коллективного бессознательного, поэтому сновидения надо не только запоминать и анализировать, но к ним необходимо прислушиваться, тогда они смогут вести человека по его жизненному пути.
По Юнгу, под индивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида – коллективное бессознательное. Это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу как у Фрейда. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории, в период первобытности.
Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 г. посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась Первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.
Коллективное бессознательное не имеет границ и присуще всем людям. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некотором смысле это идеи, универсальные образы, закодированные в структуре головного мозга. Это «зашифрованная» история человечества, или иными словами, генетическая память человечества.
Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает выявленные им основные архетипы.
Анима и Анимус – архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и мужским. Доминирование в мужчине Анимы выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Мужской архетип во внутреннем мире женщины вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти.
Юнг выделяет и такие архетипы, как Персона и Тень.
Персона – совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Согласно, Юнгу, персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Таким образом, Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения.
Важнейшим архетипом, по Юнгу, является Самость. Это целостность человека как индивидуальности, такое сущее, которое может сказать: «Я».
Энергия понимания
1. Какими основаниями и условиями можно объяснить становление неклассической философии?
2. Как Вы оцениваете критику христианских принципов Ф. Ницше? Во всем ли Вы с ним согласны?
3. В чем драматизм проблемы выбора в философии экзистенциализма?
4. Объясните философский смысл основного принципа экзистенциализма (по Сартру).
5. Почему свобода порождает проблемы? Может ли человек выбрать несвободу?
6. Каков механизм феноменологического метода?
Фрагменты из классичеси х источников
А. Шопенгауэр
«С мыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами».
«Истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления».
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 4262;