Постмодернистский климат позволил науке точнее самоопределиться и переосмыслить отношение человека к природе, избегая редукционизма и антропоцентризма.
Здесь имеются в виду такие теоретические новшества как -экология мышления Г. Бейтсона,
-теория подразумеваемого порядка Д. Бома,
-теория формативной каузации Шелдрейка,
-теория генетической транспозиции Макклинток,
-Гея-гипотеза Дж. Лавлока,
-теория И. Пригожина о рассеивающих структурах и флуктуационном порядке,
-теория хаоса Лоренца и Фейгенбаума,
-теорема Белла о нонлокальности.
Сходную переориентацию научного мышления отражает и методологическая рекомендация Ивлин Фокс Келлер, следуя которой ученый должен стремиться к полному отождествлению (эмпатии) с объектом своего изучения. Многие из этих открытий внутри научного сообщества возбудили и отчасти подстегнули интерес к разнообразным архаическим и мистическим представлениям о природе, за которой вновь стали признавать впечатляющую силу и мудрость.
5. Еще одним прорывом внутри постмодернистской интеллектуальной среды стало эпистемологическое переосмысление природы воображения в трудах Юнга и в постюнговской глубинной психологии. Воображение более не рассматривается в упрощенном противопоставлении восприятию и разуму; вместо этого признается участие воображения в восприятии и разуме.
6. Признание постмодернистами метафорической природы, внутренне присущей философским и научным утверждениям (Фейерабенд, Барбур, Рорти) получило развитие с обнаружением архетипических категорий бессознательного, которые обусловливают и структурируют человеческий опыт и познание (Юнг, Хиллман).
7. Постмодернизм углубил представление о самоопределяющейся автономии и эпистемологической свободе человека, а, следовательно, и о его огромнейшей ответственности за мировоззренческий выбор. Чем более сложным сознанием владеет индивид, чем менее он скован идеологически, тем свободнее он в выборе миров, тем глубже его причастность к сотворению реальности. Так как приходится выбирать из множества потенциально приемлемых вариантов, то сделанный выбор, в свою очередь, неминуемо скажется и на природе реальности, и на самом субъекте. Постмодернизм прояснил ту ситуацию, когда человек, пытаясь познать и переделать мир, во многом осваивает его при помощи той соотносительной сети вопрошаний, с которой к нему и подступается.
8. Вследствие новейших достижений и открытий постмодернизма, а также преодоления раскола между верой и разумом, вновь на повестку дня встал изначальный замысел романтизма - примирение субъекта и объекта, человека и природы, духа и материи, сознательного и бессознательного, рассудка, разума и души, - причем с более реальными шансами на плодотворную реализацию.
9. Постмодернизм поставил актуальный для массовой культуры и СМИ вопрос, какое мышление более эффективно и более современно: линейно-иерархическое книжное или "мозаичное" (по выражению А. Моля), формирующееся в контексте телевизионной и компьютерной культуры? Не компенсируется ли отсутствие жестких стержней у второго возросшей терпимостью, гибкостью, меньшей восприимчивостью к фанатизму и лучшей способностью к компромиссам?
Постмодернизм укоренился там, где завершилась или завершается модернизация и общество вступает в постсовременность (дословное толкование понятия "постмодернизм"). Условно этот рубеж относится к 70-м годам XX в. В отличие от модернизма, постмодернизм не отвергает прошлое, "несовременное", а провозглашает сосуществование и синтез с ним в образе жизни, образе мысли и духовном настрое.
Так, постмодернизм
-оценивает новое в свете традиции,
-склонен примирять светскость с религиозностью,
-демократию с авторитетом, харизмой,
-экономический рост и его экологическое ограничение,
-индивидуализм с коллективностью,
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 374;