Контуры философии постмодернизма

Последние десятилетия в западной культуре оформилось интеллектуальное, философски значимое течение, именующее себя "постмодернизм", которое проявилось, прежде всего, в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления, закрепленных идеалами Просвещения.

Термин "постмодернизм" появился в 30-е годы XX в. для обозначения течений в искусстве, шедших на смену модернизму 1910-20 гг., и был воскрешен в 60-е годы в американском литературоведении (И. Хассан) для описания новых веяний в современной прозе и художественной критике. В возникшей философской дискуссии закрепилась тенденция привязывать постмодернизм к концепциям постиндустриального общества, поскольку промышленность классического капитализма являла собой кульминацию ра­ционализации производства.

Тенденции постмодерна в контексте оппозиции рационального и мифологического впервые отрефлексированы в книге М. Хоркхаймера и Т. Адорно "Диалектика Просвещения" (1944). С тех пор критика Просвещения ведется многими авторами и с различных точек зрения. Но всех их объединяет ирония, скепсис относительно проекта Просвещения и составляющих его тем и образов с целью "деконструкции" этого проекта посредством различных словесно-риторических стратегий. Имена и дискурсы, традиционные для постмодернизма: Ницше, Фуко, Деррида, Делез и Гваттари, Лиотар, Рорти и др.; психоанализ, деконструкция, шизоанализ и др.

Основные темы, критикуемые постмодернизмом - реальность,

-истина,

-история,

-человек,

-знание,

-язык,

-философия.

В каком же стиле ведется аргументация, отвергающая признанные ценности Просвещения?

1. Проблема реальности. Просвещенческая традиция трактует процессуальность метафизических оппозиций, один из терминов которой приоритетный, а другой - вторичный и производный. Такая репрезентация в асимметричных бинарных оппозициях позволяет философии диктовать собственную волю реальности, которая оказывается результатом определенных философских практик. Постмодернизм отклоняет всякую претензию на соотнесение текстов культуры с реальностью, так как последняя по сути тоже является текстовой, предполагающей постоянные отсылки к чему-то другому. Поэтому приветствуются бесконечные интерпретации в силу изменчивости, ситуативности и случайности. Сама задача репрезентации в данном контексте выглядит неуместной.

2. Проблема истины. Для Просвещения цель познания - получение объективной истины, не зависящей от субъекта. Постмодернизм ставит под сомнение какие-либо универсальные критерии отличия истины от не истины, так как истина-де есть всего лишь лингвистический, исторический и социальный конструкт. Ее можно сравнивать с женщиной, которая всякий раз другая, нетождественная себе. Таким путем утверждается многоликость истины, разрушающая ее.

3. История, согласно постмодернизму, это хаос совершенно случайных событий, которые не подчиняются какой-то необходимости или логической последовательности. Она не имеет предзаданной цели. Это бесконечное и открытое пространство интерпретаций.

4. Постмодернизм разрушает представление о человеке как автономном, самосознающем, обладающем "я" индивиде. Человек децентрируется, индивид - дуализируется, расщепляется и трансформируется в автомат, в конформистскую, "машину желания". Цельный человек не имеет будущего.

5. Постмодернизм привязывает знание к власти, поэтому оно не может быть нейтрально. Как видно, абсолютизируется социально-историческая обусловленность знания.

6. Постмодернизм отвергает представление о языке как о нейтральном репрезентативном посреднике между реальностью и мышлением. Постмодернизм "текстуализирует" реальность. Текст ничего не означает, поскольку записывается нейтральными ко времени знаками.

7. Постмодернизм осуществляет последовательную деконструкцию философии, размывая дистанцию между философским и
каким-либо другим дискурсом. Философия предлагает бесконечное число смыслов и значений, которые не укладываются в замкнутую систему. В их глазах идеал философской книги - это хрестоматия, где чередуются, возможно, даже на одной странице тексты Платона, Гете, Маркса, Аристотеля и др. Любая логически выдержанная точка зрения ведет к тоталитаризму, - считают постмодернисты.

В качестве художественного приема или метода постмодернизм предполагает:

— неопределенность, двусмысленность, разрывы повествования, перестановки и инверсии;

— фрагментарность, использование коллажа и монтажа, расчленения текста;

— деканонизацию, отказ от всяких канонов и официальных условностей;

— безличность, стирание цельной личности, высвечивание множественности "я";

— культ непредставимого и непредставляемого как путь к ирреализму;

— иронию как следствие игры, диалога, аллегории, самоотражения, направленных на поиски постоянно ускользающей истины;

— гибридизацию, мутантное изменение жанров, порождающие неясные формы: паралитература, паракритика, нехудожественный роман.

— карнавализацию, "веселую" данность праздника;

— имманентное вторжение культуры в природу с наделением ее смыслом культуры.

Постмодернизм, в буквальном смысле слова - это то, что следует за модернизмом, за Новым временем и Новейшим временем в истории. Постмодернизм отслеживает стилевые изменения в художественной и интеллектуальной культуре конца XX - начала XXI вв. В этом значении термин постмодернизм укоренился совсем недавно, в начале 80-х гг.

Постмодернистское мышление обнаруживает следующие более или менее устойчивые тенденции:

— ценится пластичность действительности и знания;

— отдается предпочтение конкретному опыту перед отвлеченными принципами, которые, будучи априорными, больше не тяготеют над воззрениями человека;

— считается, что человеческое познание субъективно определяется множеством факторов;

— что объективная сущность недоступна и не позволяет делать о себе никаких окончательных утверждений и, тем более, приговоров;

— что ценность всех истин и представлений следует постоянно подвергать непосредственной проверке;

— что критический поиск вынужден смиряться с неоднозначностью и множественностью, а обретенное решение будет знанием скорее относительным и подверженным ошибкам, чем абсолютным и определенным.

Поэтому обретение знания должно стать бесконечным его пересмотром. Нужно пробовать все новое, экспериментировать;

-проверять с оглядкой на объективные и субъективные следствия,

-учиться па собственных ошибках,

-не позволять никаких безосновательных предположений,








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 506;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.