Демократический централизм Н. Осинского
Наиболее ярким и последовательным приверженцем второй позиции, защищавшим самостоятельность мест и ратовавшим за «демократический централизм», был В. Оболенский, упорно отстаивавший тезис, согласно которому «Россия настолько велика, ...что она должна управляться более децентрализованно» 13.
Таким образом, уже па I съезде СНХ начинается борьба между сторонниками чрезмерного централизма и централизма «неполного», умеренного. Она продолжалась весь период «военного коммунизма» и отражала два разных подхода к управлению, один из которых обосновал В. Ленин и большинство его соратников, а другой — В. Оболенский с единомышленниками. В, Ленин настаивал исключительно на строго централизованном руководстве; его аргументация сводилась к следующему: «Коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства по всей стране. Поэтому общероссийскомуцентру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли. Областные центры свои функции определяют в зависимости от местных, бытовых и прочих условий, согласно общепроизводственным указаниям и решениям центра. Отнять право у всероссийского центра подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли во всех концах страны, как это вытекает из проекта комиссии, было бы областническим анархо-синдикализмом, а не коммунизмом»14. Фактически В. Ленин предлагал установление полного контроля центра над всеми сторонами деятельности предприятий. И такая точка зрения, еще раз подчеркнем, отстаивалась им еще до начала гражданской войны и интервенции, в условиях отнюдь не экстремальных.
Н. Осинскому, идеалом которого было «государство-коммуна», претили подобные, по его мнению, гиперцентралистские устремления, неизбежно ведущие, как он небезосновательно полагал, к гибельной для общества всеобщей бюрократизации. Суть его позиции сводилась к мысли о том, что управление любым предприятием должно быть прерогативой данного рабочего коллектива и только такое коллективное, коллегиальное руководство (а форме фабрично-заводского управления — ФЗУ) способно предотвратить бюрократизацию системы и обеспечить демократический характер централизма.
Надо сказать, что на I Съезде советов народного хозяйства ощутимый перевес
оказался на стороне централистски настроенных делегатов. Побила большинства была зафиксирована в выработанном съездом «Положение об управлении национализированными предприятиями», узаконившим жестко субординированную трехзвенную систему: центральное правление ВСНХ —областное правление —предприятие. Однако демократические усилия Н. Осинского и его сторонников не были совершенно безрезультатными, особенно в решении вопросов соотношения коллегиальности и единоначалия, выборности и назначенчества.
Если во главе капиталистического частного предприятия стоит единоличный руководитель - «наместник капитала», то в условиях, когда предприятия становятся объектом общественной собственности, управление из единоличного может и должно стать коллегиальным. Выборный пролетарский орган — ФЗУ — вот кто теперь должен быть коллективным директором предприятия. Столь же ясной была позиция Н. Осинского по вопросу о формировании состава органов управления. Должны ли сами рабочие данной отрасли выбирать целиком центральные и областные правления, состоящие при ВСНХ и областных советах? Или все они должны назначаться?Ответ Н. Осинского был следующим: все органы должны выбираться низами, по утверждаться «наверху».
«Положение», принятое съездом, интегрировало и себе противоборствующиетечения и предусматривало назначение 2/3 членов ФЗУ или правления и избрание 1 3 членов рабочими предприятия и отрасли. Демократическая ориентация Н. Осинского не осталась бесследной, хотя и потерпела поражение.
К сожалению, концепция Н. Осинского не оставила следов в историко-экономи-ческой литературе. Блестящий интеллектуал, первый председатель ВСНХ, автор интереснойконцепции «демократического централизма» оказался в полном забвении. С учетом этого обстоятельства остановимся несколько подробнее на воззрениях Н. Осинского.
Прежде всего, не следует переоценивать его приверженность демократии. В соответствии с положениями марксизма, горячим апологетом которого Н. Осинский оставался всю свою жизнь, он мечтал о новом строе, о государственном, централизованном социализме, ибо капитализм не в состоянии избавиться от имманентных ему антагонистических противоречий; последние в рамках этого строя неустранимы. И никакие «ухищрения» финансового капитала, ГМК не способны излечить насквозь «больной», «дышащий на ладан» способ производства. Впрочем, Н. Осинскнй не исключал того, что на время «болезнь» могла быть загнана внутрь15. Но, вырвавшись наружу, она неизбежно свалится на голову пролетариата «в удесятеренном размере» в виде войн, голода, физической нищеты, моральной деградации, тяжкого политического гнета. Вот тогда-то обнаружится, что капитализм - «слишком дорогостоящая роскошь» и, чтобы существовать, общество должно будет сломать все перегородки частной собственности (причем, непримиримо добавлял Н. Осинскнй, не только крупной, но и мелкой) и организовать управление производством как
«технически единым аппаратом», направив его на удовлетворение потребностей всех членов общества (без преимуществ и различий) и создав «железную власть, опирающуюся на миллионы, порожденную ими и развивающую их самодеятельность, несмотря на всю мощь этой власти»16.
Н. Осинский честно признавал, что и у него, и у других государственных руководителей отсутствуют ясные представления о том, как надо строить такой аппарат, новые органы управления, как связать их между собой и как разграничить их компетенции. Поэтому выработку основ социалистического управления он считал важнейшей задачей «нашей практической работы» 17.
Связывая социализм с централизованным общественным хозяйством, руководимым пролетарской государственнойвластью, Н. Осинский сводил его к понятию государственного социализма. Он полагал, что в силу недостаточной централизации производства во многих отраслях промышленности и безграничных пространств России, всего многообразия ее экономического наследия хозяйственное строительство может только стремитьсяк развернутому государственному социализму, «к централизованноесистеме общественного производства, монополизированного распределения продуктов и планомерного использования рабочей силы»18. В первое время потребуются значительные отступления от полной централизации управления хозяйством, так как «исходной ступенью социалистического строительства в России является недоразвитой и потому по необходимости децентрализованный государственный социализм» 19.
Каковы же должны быть, по мнению Н. Осинского, основные вехи в выработке основ управления, соответствующих будущему государственному социализму? На первое место им ставится проблема соотношения центра и регионов. Рассматривая под этим углом зрения деятельность ВСНХ, Н. Осинскнй указывал на необходимость не только единства плана, но и единства управляющей воли, подчинения всех частей хозяйства одной и той же коллективной личности. Предвидя, что чрезмерная централизация ВСНХ будет тормозить его работу, вызывать перегрузку массой мелких дел, постоянные задержки в решении местных вопросов, теоретически беспочвенные решения, что на местах из-за этого будет развиваться сепаратизм, стремление отделиться от центра, ученый полагал, что «демократический централизм» вовсе не сводится к тому, что широкие массы, избрав центральный орган, сами отказываются от всяких самостоятельных действии. Они, считал Н. Осингкип, вверяют всю полноту власти центру, но центр не может монополизировать пес ответственные решения: пи должен передоверять часть своих общих полномочий местным органам, не говоря уже о частных конкретных вопросах 20. Причем в различных отраслях хозяйственной жизни и по различным функциям пределы этого делегирования полномочий могли быть различными.
Так, например, строгая централизация необходима в финансовых вопросах, в установлении твердых цен, в области распределения, снабжения и заготовки продовольствия, в вопросе использования рабочей силы. Наоборот, децентрализация возможна в работе по организации потребления. Н. Осинский также справедливо считал, что необходимо сочетание территориального и вертикального управления хозяйством.
Второе по значимости место Н. Осинский отводил проблемам разграничения компетенций центрального правления (при ВСНХ), областного правления (при областных СНХ) и местных фабрично-заводских управлении. По его мнению, прерогативами центрального правления должны были стать общероссийская сводка и согласование смет и программ производства, его снабжение и учет; оно должно осуществлять общее руководство и надзор, в его распоряжении должны быть резервы — денежные, технические, человеческие. Иначе говоря, центр (ВСНХ) должен быть законодателем, учетчиком, контролером и регулятором производства21.
Настоящее же управление предприятиями следует сосредоточивать в областных органах ВСНХ, возложив на них снабжение предприятий средствами производства и продовольствием, рациональное использование рабочей силы и другие вопросы, не требующие вмешательства центра. И, наконец, низовое
звено, фабрично-заводское управление, задача которого «во всех случаях чисто исполнительная и техническая». Оно должно принимать от руководящего органа денежные средства, сырье, рабочие кадры, работать по его заданиям и сдавать товар в указанное место.
Различия функций объясняют, указывал Н. Осинский, почему центральный и областной органы управления называются правлениями, а местный орган - фабрично-заводским управлением. Первые два могут распоряжаться, а последнее -только выполняет полученные задания. Видимо, поэтому в «Положении об управлении национализированными предприятиями» от 3 июня 1918г. говорилось о правах и обязанностях заводоуправления, а не предприятия.
Как видим, взгляды Н. Осинского противоречивы, в них борются две противоположные тенденции, и при всех симпатиях к одной из них — демократии, часто берет верх другая — централизм. Ведь что остается от демократических устремлений, когда предприятиям уготована роль лишь пассивных исполнителей «единой» поли Центра? Правда, ФЗУ должны принимать участие в предварительной работе по составлению производственных программ, финансовых смет, планов снабжения, но псе это представляет собой лишь сырой материал, который будет
рассмотрен и переработан в вышестоящих органах лишь тогда приобретет вид действительных планов и смет. Предприятие не имеет никаких прав на произведенную им продукцию, вся она должна сдаваться в Центр. Право Центра - требовать продукт, обязанность ФЗУ - сдавать его. Никаких самостоятельных операций, не одобренных Центром, только выполнение его заданий!
Доминирование централизаторского начала в концепции Н. Осинского нашло свое выражение и в его представлениях о предназначении ВСНХ, объектом воздействий которого должно быть все народное хозяйство в целом.
К сожалению, сетовал Н, Осинский, пока наблюдается ведомственная разобщенность и «чересполосица», причем каждое ведомство (комиссариаты промышленности, торговли, земледелия, труда) склонно проводить собственную политику. В таких условиях не приходится и говорить о единстве управляющей воли - необходимой предпосылке социалистического строительства. Подобное положение, по мнению автора, должно быть незамедлительно ликвидировано признанием верховенства ВСНХ в планировании и регулировании всех отраслей «частного» и «публичного» хозяйства. Только так можно будет победить ведомственную болезнь. Однако предложение Н. Осииского было отклонено. Совет Народных Комиссаров счел нецелесообразным признать ВСНХ органом, монопольно узурпировавшим всю хозяйственную власть в стране. Ведь помимо прочих моментов в таком случае возникла бы реальная опасность противопоставления его самому СПК, а подобная перспектива вряд ли могла показаться его председателю В. Ленину «захватывающей».
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 453;