Функции и структура КИНОТа
Интересная научная школа в области менеджмента сформировалась и Казанском институте научной организации труда (КИНОТ) 1. Он был образован 12 апреля 1921 г. по инициативе небольшой группы исследователей но главе с инженером Иосифом Менделевичем Бурдянским как Бюро НОТ при Татпрофсовете. Поначалу Бюро состояло из четырех отделов (не считая музея труда): зкономико-статистического, технического, психофизиологического и организационно-инструкторского 2.
Задачей экономико-статистического отдела являлось «изучение труда и организации его с экономической точки зрения, а также содействие научной постановке организации труда в рамках местных возможностей»3.
Технический отдел был признан разрабатывать вопросы рационализации труда, производства и управления. Он состоял из двух подотделов: материально-технического, занимавшегося проблемами рационализации средств производства и рабочих процессов, и технико-организационною, исследовавшего вопросы совершенствования систем управления предприятии и учреждении.
Психофизиологический отдел занимался научной разработкой всего комплекса соответствующих вопросов и делился для этого на три подотдела: общей психофизиологии труда, гигиены груда и бюро по выбору профессий.
Наконец, организационно-инструкторский отдел должен был, во-первых, обеспечивать надлежащую организацию возможностей для работы всех других отделов, а во-вторых, заниматься пропагандой идей НОТ, организациейучебного процесса и издательского дела.
Как видим, с самого начала КИНОТ, так же как и ЦИТ, замышлялся не только как чисто академическое подразделение, а как орган, осуществляющий три тесно взаимосвязаные функции:исследовательскую, практико-рационали-тическую и учебную. Лидером научного коллектива стал И. Бурдянский, сумевший сплотить вокруг себя интересных, вдумчивых ученых, таких как В. Ди-тякпн, М. Гефтер, Д. .йилнгер, X. Керве, Н. Первушин, К. Сотошш, М. Хомяков, С. Флавицкнй, И. Циммсрлинг, М. Юровская и др. К сожалению, почти все они, за исключением в какой-то, весьма незначительной степени, И, Бурдянского, до сих пор остаются в полной безвестности.
Энтузиасты НОТ взялись за дело с большим вдохновением и энергией. В частности, специалисты экономико-статистического отдела под руководством профессора В. Дптнкнпа совместно с сел рудниками технического отдела, возглавлявшегося И. Бурдянским, уже в первые полгода существования Бюро НОТ провели значительное исследование по вопросу о поднятии промышленности Татреспуб-лики. Ученые казанского Бюро разрабатывали такие темы, как современная экономическая политика и НОТ, новая финансовая политика с точки зрения рациональной организации хозяйства, .экономическая выгодность рационализации труда, методы учета издержек производства и др.
Большую работу вели сотрудники технического отдела. Ими, например, были разработаны проекты реорганизации Татпрофсоветаи Татсовнархоза, перестроен аппарат управления Союза работников просвещения Татарин 4. Специалисты психофизиологического отдела (М. Юровская, К. Сотомин и др.) проводили исследования, устанавливавшие связи между настроением, темпераментом работников к скоростью их работы, исследования утомления, одаренности, пригодности лиц к той или иной профессии.
Уже в апреле 1922 г. Бюро было переименовано в Институт НОТ, который перешел в ведение Татнаркомтруда. КИНОТ в значительной мере благодаря усилиям И. Бурдянского хорошо снабжался отечественнойи зарубежной специальной литературой.
С 1924г. КИНОТ обрел новую, более эффективную структуру: отдел организации производства и управления, психотехническая и гигиеническая лаборатории,учебный отдел.
Отдел организации производства и управления был образован в результате слияния технического и экономико-статистического отделов. Под руководством И. Бурдянского отдел выработал собственную методику обследования предприятии, базировавшуюся на четырех основных положениях:
О принципе всестороннего охвата деятельности обследуемых предприятий;
2) принципе концентрического изучения предприятий;
3) принципе изучения деятельности предприятий в исторической и географической перспективах;
4) принципе комплексного комбинированного обследования предприятии по
линиям экономической, технолого-техннческой, технико-органнзашю; санитарно-гигиенической и психофизиологической,
Благодаря особенностямметодики всестороннего обследования предприятийвыводы КИНОТовцен оказывались, как правило, точными, они адекватно характеризовали состояние и возможности исследуемой отрасли в целом5.
Так же, как и ЦИТ, отдел организации производства и управления КИНОТа образовал свои орга-станции при НКВД, при Татмедторге, при редакции газеты «Красная Татария», при Татпищетресте, при ТНК РКИ, при Таткожтресте.
Эффективно функционировалаи Психотехническая лаборатория (зав. М. Юровская, зам. зав. К. Сотонии), образованная на базе психофизиологического отдела. Лаборатория продолжала исследования проблем утомляемости, одаренности и др., характеризовавшиеся непосредственнойпрактическойнацеленностью. Они проводились на предприятиях Татпищетреста, Татмедторга, в Татарском коммунистическом университете, и школах и воинских подразделениях. То же можно сказать о гигиенической лаборатории (зав. М. Хомяков, а с 1925 г. — проф. В. Милослав-екпп), обследовавшейкожзаводы Татарии, предприятия Татпищетреста н др. и сделавшей ценные рекомендации по санитарии и гигиене труда. Постоянно ширились международные связи КИНОТа, география которых была весьма представительна: Германия, Швейцария, США и др.
5.1.2. Линия «величайшего универсализма»
Казанскому институту и труднейшие годы хозяйственногостроительства, в условиях крайнего дефицита финансовых средств удалось найти собственную нишу и оставить свой след в истории отечественного менеджмента. Представляется, что у А. Гастева были все основания охарактеризовать линию КИНОТа как линию «величайшегоуниверсализма»,проводимую с «энергиейи желанием что-нибудь сделать». Вместе с тем, как нам думается, А. Гастев сделал не вполне справедливый выпад, заявив, что исследования КИПОТа слишком общи и лишены какой бы то ни было специфики6. Разумеется, институт имел свое лицо. Отметим, что выпад директора ЦИТа, скорее всего, объясняется непримиримой позицией, которую заняли по отношению к его воззрениям ученые КИНОТа.
Так, В. Дитякин, характеризуя некоторые основные течения НОТ в России, с ядовитой иронией «прошелся» по А. Гастеву как экономисту-поэту, «поэмы которого иногда смахивают на трактаты по психологии хозяйственной деятельности, и уже, несомненно, все теоретические статьи похожи на поэмы»7. Еще резче высказывался И. Бурдяискнн, обвинявший А. Гастева в игнорировании «больших вопросов рационализации производства и госаппарата» и в ориентации «на дрессированного рабочего, обученного рациональным приемам работы»8.
Но что же противопоставили «узкой базе» представители «величайшего универ-сализма» из КИНОТа? Прежде всего отметим, что коллектив КИНОТа с самого начала отстаивал позиции «широкой базы», а его директор И. Бурдянский был в числе тех, кто вместе с П. Керженцевым подписал тезисы ко Второй Всесоюзной конференции по НОТ, известные под названием «платформа17-ти». В отличие от школы А. Гастева, нередко отождествлявшей, как было показано, управление вещами и управление людьми и делавшей акцент на изучении первого вида управления — закономерностейфункционирования личного фактора производства (рабочего, управляющего станком, верстаком). И. Бурдянский и его коллеги видели в рамках широкой мотовской проблематики три взаимосвязанных, но имеете с тем самостоятельных научных направления:
1. Изучение вещественных факторов производства(предметов и средств труда) с точки зрения максимальной эффективности организации производственных процессов.
2. Изучение личного фактора производства с точки зрения максимальной эффективности организации труда человека.
2. Изучение управления как важнейшей функции совместного, кооперативного труда, с точки зрения максимальной эффективностиего организации.
Следует сказать, что И. Бурдянскпй был едва ли не первым российскимисследователем менеджмента, сформулировавшим политико-экономический подходк изучению этой проблемы, что отличало его не только от А. Гастеиа, но и от всех других представителейотечественной НОТ. Выделение И. Бурдянским вышеприведенных научных направлений было основано на использовании им известных и никем пока не опровергнутых методологических положений К. Маркса о моментах простого труда: предметах и орудиях труда и самого труда. Указав на наличие уже в условиях простого труда отдельных производителей определенных элементов его планирования и организации (т. е. элементов управления, отличающих деятельность человека от животно-инстинктивных форм проявления активности, лишь внешне осознанной и целесообразной), И. Бурдянский вслед за К. Марксом отмечал, что в условиях, когда простой труд заменяется сложным кооперативным, при котором в производственном процессе участвуют не одно, а много лиц, возникает самостоятельный вопрос об управлении трудовой деятельностью9.
Анализируя тезис К. Маркса о том, что всякий непосредственно общественным млн. совместный труд нуждается в большей или меньшей степени в управлении, подобно тому, как оркестр нуждается в дирижере, И. Бурдянский приходит к выводу, что в условиях кооперации к перечисленным выше элементам трудового процесса добавляется еще один — управление трудом10.
Разумеется, все указанные элементы: средства производства, самый труд человека и управление трудом (производством) должны быть, по мнению И. Бурдянского, комплексно поставлены под «стеклянный колпак» научной организации. Однако особое внимание И. Бурдянскнй и его коллеги уделяли проблеме хозяйственного управления.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 644;