Происхождение государства и права
По данным науки, наша планета образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Древний человек появился примерно 2 млн лет назад. На территории нашей республики, по данным археологов, первый человек появился около 1 млн лет назад. Человек – разумный homo sapiens – появился 40 тысяч лет назад. Первые государственные образования появились 4-5 тысяч лет до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства.
Догосударственный период получил в науке название первобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами – большими группами, основанными на кровном родстве, совместном проживании и совместной трудовой деятельности.
Первобытнообщинный строй был неразвитым обществом, где основными видами трудовой деятельности являлись собирательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия труда были примитивными, неразвитыми.
В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась, прежде всего, не на принуждении, а на добровольности. Люди исполняли свои обязанности добровольно, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.
Основными органами управления в родовом обществе являлись вождь, советы старейшин и общее собрание всех членов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода, такие как вопросы войны и мира, усыновление чужих людей и др.
Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.
Для оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.
Старейшина был равен со всеми остальными членами рода и получал равную долю, как все. Его власть основывалась исключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Также внутри рода образовывался совет старейшин.
Роды объединялись в племена, которые, в свою очередь, управлялись советами старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала никаких привилегий.
Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза. С развитием общества вожди стали осуществлять свои функции пожизненно.
Можно выделить следующие основные характерные черты родового строя:
1. Наличие кровного родства, общей территории проживания и общей совместной хозяйственной деятельности у членов рода.
2. Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.
3. Запрет на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников до “седьмого колена”, т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.
4. Наличие общего места погребения.
5. Каждый род имел свое наименование.
6. Возглавлял род вождь или старейшина – наиболее авторитетный член рода, избираемый на общем собрании рода.
Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.
Ф.Энгельс называл первобытное общество “первобытным коммунизмом”, “золотым веком человечества”.
Нормативная регуляция общественных отношений в первобытный период характеризовалась тем, что социальные нормы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.
Первоначально нормы существовали в виде запретов – “табу”, которые постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.
Первобытные нормы, правила поведения носят характер мононорм. Мононормы – это такие нормы, в которых сливаются черты обычаев морали, религий, традиций и привычек.
Можно выделить следующие признаки норм, существовавших в догосударственный период:
1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;
2) они существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
4) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу, отсутствие собственно прав и обязанностей);
5) они выражали интересы всех членов рода и племени.
Причины возникновения государства и права до сих пор носят дискуссионный характер. Из всех теорий возникновения государства и права на сегодняшний день наиболее разработанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория связывает возникновение государства и права с развитием производства и появлением частной собственности на землю, средства производства и другие блага. Поскольку собственник стремился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появилась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также право, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип “частная собственность священна”, что обществу было трудно понять после бывшей общественной собственности на землю. По-видимому, этим и объясняется крайняя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.
Существует множество теорий возникновения государства и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зерно, поэтому изучение всех теорий не только повышает юридическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.
Основными теориями возникновения государства на сегодняшний день являются:
1. Теологическая теория (Форма Аквинский, все религии). Согласно данной теории, творец всего сущего на земле – бог. Государство существует вечно в силу божественной воли, как средство поддержания богом порядка на земле, хотя бы в определенных рамках.
2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к созданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.
3. Теория общественного договора (Т.Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, А.Радищев). Основой теории является утверждение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициатором этой воли.
4. Теория Гегеля о происхождении государства. Немецкий философ Гегель выводил происхождение государства из требований разума и нравственности. По его мнению, государство есть высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие общества, такое государство общество и заслуживает. Государство – это цель, к которой должно стремиться общество, пиком же достижения этой цели является правовое государство.
5. Теория насилия (завоевания). Основоположниками данной теории являлись Каутский, Дюринг и др. Сторонники данной теории связывают возникновение государства с ведением захватнических войн. Государство образуется для удержания в подчинении порабощенных народов и управления ими.
6. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Данная теория связывает возникновение государства с развитием средств производства, разделением труда, возникновением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.
Тщательно изучив указанные теории, необходимо уяснить, что не стоит полностью отвергать ту или иную теорию, важно взять из нее все то рациональное, что в ней имеется.
Кроме того, необходимо понять и уяснить само назначение государства – оно призвано быть орудием примирения различных социальных и иных слоев населения.
Основными теориями возникновения права являются:
1. Теологическая теория. Определяет право как нечто божественное, вечное, но вместе с тем приспособленное для земных порядков.
2. Теория естественного права. Сторонники данной теории утверждают, что наряду с правом, устанавливаемым государством, существует и естественное право, вытекающее из природы человека.
3. Историческая школа права. Данная теория определяет право, как нечто возникающее и развивающееся исторически, с учетом национальных особенностей, а не утверждаемое законодателем.
4. Нормативистская школа права. Согласно данной теории право возникает само по себе и никаких причин правообразования не существует. Норма права подчиняется вышестоящей норме права, венчает же эту пирамиду некая норма права, законность которой не оспаривается.
5. Психологическая теория права. Усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это психологическое желание людей закрепить правила поведения, одобряемые в обществе, ведь человек не терпит неопределенности.
6. Марксистская теория права. Сторонниками этой теории убедительно доказано, что корни права лежат в экономике и право зависит от экономического бизнеса. Право не может быть выше экономики, ведь именно экономика диктует, какие нормы права необходимы на данный момент. Однако связывание права с борьбой классов и видение в праве лишь воли господствующего класса излишне, так как все зависит скорее от типа общества и государства, ведь в правовом обществе право направлено не на подавление низших классов, а на развитие отношений в обществе и причем на равных условиях.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 737;