Проповедь в Ареопаге.

Дожидаясь Силу и Тимофея в Афинах, апостол Павел возмутился обилием языческих божеств. Видимо и об этом он говорил в проповедях и в синагоге и на улицах города, где и привлек внимание философствующих греков. Они то и привели ап. Павла в Ареопаг, требуя разъяснения, как им казалось нового философского учения. Ареопаг – место, близ Акрополя, где происходили заседания Верховного Совета греческой республики для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Т.е., апостолу была предоставлена самая высокая трибуна в колыбели европейской цивилизации – греческих Афинах. Там апостол произносит речь, являющуюся образцом его мудрости и вообще миссионерской проповеди. В ней апостол показывает всем нам, что в деле миссии везде можно найти нечто общее, хотя и не совпадающее по содержанию, с которого можно быть начато общение. И в начавшемся общении уже становится возможным раскрытие самого содержания. Поэтому везде их нужно искать, не позволяя себе эмоционального отторжения и ложно-благочестивого раздражения.

Апостол обращается к набожности афинян, хотя и с поправкой «как бы особенно», т.е., факт набожности очевиден, но он отличен от подлинного благочестия. «Ваши святыни» - эти слова апостола также указывают на различие в объектах религиозного почитания. «Жертвенник неведомому Богу» - по свидетельству Диогена Лаэрция, автора книги «О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», афиняне, пораженные моровой язвой, не зная, какому божеству приписать это бедствие, вывели за город двух овец: белую и черную, и в тех местах, где овцы ложились на землю, воздвигали жертвенники соответствующим божествам с означенной надписью. Апостол Павел проповедал афинянам Бога – Творца мира и всего, что в нем, Владыку неба и земли, животворный Источника всего живого. Который сотворил из «одной крови», одного человека и весь мир и до времени расселил все народы по лицу земли, но дал им объединяющее их начало –искание Бога, как источника жизни, «не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Апостол называет всех людей «род Божий» и возвещает, как пророк, волю Божию «людям всем повсюду покаяться» в преддверии Судного Дня, в который Иисус Христос, пострадавший за грехи человеческие и воскресший, будет судить всех людей.

До тех пока апостол богословствовал, афиняне его терпеливо слушали, но как только он произнес слова о покаянии во избежание осуждения в Судный День, одни подняли его на смех, другие прервали его речь, обещанием выслушать в следующий раз. Впрочем, «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина [по преданию его жена], именем Дамарь, и другие с ними».

Другой реакции на призыв к покаянию людей, обожествлявших сотворением идолов человеческие страсти, трудно было бы ожидать. Но в контексте той благодатной полноты, в которой проходили миссионерские труды апостолов, в свете того, что устами апостола Сам Св. Дух говорил афинянам, можно истолковать ситуацию в Ареопаге, аналогично такой же по отношению к иудеям. Своим отказом слушать Слово Божие, Благую Весть иудеи, как носители традиции, и язычники, как носители античной культуры, совершили хулу на Святого Духа, непростительный грех, что лишило их возможности покаяния и примирения с Богом. Со стороны, как иудеев, так и язычников это вылилось в ожесточенное противление и преследование христиан. Но, как видим, Бог, как бы не замечая их враждебности, дает им шанс к обращению через слушание Слова Божия.

Г.

Совершив максимум возможного в Афинах, апостол переходит в Коринф, где поселяется в доме Акилы и Прискиллы, иудеев, изгнанных из Рима Клавдием за споры между собой об Иисусе Христе. Здесь он пролает проповедовать в синагоге, а по прибытии Силы и Тимофея, делает это уже «принуждаем духом», т.е., уже придя в изнеможение от сопротивления иудеев. И лишь когда те перешли к злословию («противились и злословили») снимает себя ответственность за их будущее, отрясая одежды и говоря «кровь ваша на главах ваших». Впрочем, это касалось не всех. Например, начальник синагоги Крисп вместе со всем домом уверовал, как другие многие из Коринфян. М.б., ап. Павел и имел желание продолжить свое миссионерское путешествие, но Господь, явившись ему в видении ночью повелел остаться и продолжать. Так апостол остался в Коринфе еще на полгода.

53-54 гг.

Однако, злобствующие иудеи не хотели оставлять в покое апостола и, схватив его, привели к проконсулу Ахайи (Греции) Галлиону \(брату Сенеки) с обвинениям, что он учит чтить Бога не по закону. Но был посрамлены отказом Галлиона. И, более того, сменивший Криспа начальник синагоги, видимо возглавивший иудеев против апостола, был бит язычниками прямо перед зданием суда при полном равнодушии проконсула.

Видимо в время этого сложного и опасного миссионерского путешествия ап. Павел дал обет постричь волосы после его завершения. Что и делает в восточной гавани Коринфа перед своим отплытием вместе с Акилой и Прискиллой в Сирию. Ненадолго остановившись в Эфесе, апостол, сославшись на необходимость быть на празднике в Иерусалиме, отбывает туда ненадолго. Поприветствовав Церковь, он уезжает в Антиохию Сирийскую, чтобы начать оттуда свое третье миссионерское путешествие.

Третье миссионерское путешествие. (54 – 57 гг.)

Апостол вместо морского пути выбирает сухопутный, чтобы посетить основанные им церкви в Тарсе и Листре. Прибыв в Эфес, он останавливается в нем дольше всего, на два с небольшим года и основывает церковь, ставшую впоследствии знаменитой митрополией. Здесь впоследствии пройдет третий Вселенский Собор.

Первоначально он крестит во имя Господа Иисуса около 12 учеников Иоанна Крестителя и низводит на них Святого Духа, после чего они начинают говорить на языках. Затем в течении трех месяцев проповедует и совершает чудеса в синагоге, однако, встретив со стороны некоторых ожесточение и публичные насмешки над верой, оставляет их и продолжает проповедовать в частной синагоге Тиранна. Через это все жители Малой Азии смогли услышать Слово Божие. Авторитет апостола, сила проповеди и благодать на нем были так велики, что даже частями его одежд совершались чудеса исцелений и изгнания злых духов.

Действие проповеди было усилено еще косвенным образом через побиение бесом неких иудейских заклинателей, промышлявших экзерсисом. Этот случай вызвал в народе волну покаяния и обращений ко Христу бывших чародеев, которые публично сожгли свои книги стоимостью 50 000 драхм.

Видя такие плоды проповеди, апостол «положил в духе» отправиться далее, чтобы посетить церкви в Македонии и Ахайе (Греции) и вернуться в Иерусалим, чтобы из него отправиться в Рим. Отправив в Македонию Тимофея и Ераста, он на время остается в Асии. Но вскоре вынужден был оставить Эфес после мятежа язычников против христиан, поднятого неким сребреником Дмитрием, который, впрочем, благополучно свернулся.

Апостол Павел прошел Македонию, откуда, дав наставления, отправился в Ахайю (Элладу), видимо и до Коринфа, где пробыл три месяца, но причине поднятого против него иудеями возмущения, хотел отправиться в Сирию, но передумал и пошел пешим путем через Македонию. Из Македонии он вместе с ап. Лукой прибывает в Троаду, где их встречают еще 8 спутников. В Троаде апостол воскрешает выпавшего и убившегося во время его ночной беседы юношу. Затем отправляется по островам и прибрежным городам Малой Азии. Он не заходит в Эфес, так как хотел по влечению Духа Святого успеть в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, и собирает в Милите епископов и пресвитеров малоазийских церквей. Перед собравшимися он произносит свою прощальную речь, в которой, упомянув о своих непрестанных трудах (делая это ради назидания епископов и пресвитеров), говорит «Дух Святый по всем городам свиде­тель­ствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, про­поведуя Царствие Божие». Апостол говорит, что он сделал все, что мог сделать как посланник Божий, как духовный отец, и по этой причине все, что будет происходить в их жизни – на их совести. Поэтому он призывает их внимать себе, т.е., трезвиться, испытывать свою совесть, пасти Церковь. Апостол пророчествует («ибо я знаю, что по отшествии моем…») о лютых волках – лжеучителях, которые буду угрожать единству Церкви. Призывает помнить о своих наставлениях, посвящает их Богу и призывает подражать ему в его трудах. Все присутствующие понимают, что видят апостола последний раз в земной жизни.

Прибыв из Патар в Тир, а через Птолемаиду в Кесарию, апостол слышит пророчества о том, что в Иерусалиме его ждет опасность, но продолжает свой путь.

(59 г.)

В Иерусалиме на собрании народа и пресвитеров апостол Иаков, выслушав рассказ о миссионерском путешествии, говорит ему о клевете, взводимой на него иудеями, что он «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступле­нию от Мо­исея». По этой причине в еврейском народе его ненавидят, и для умиротворения масс, апостол Иаков предлагает Павлу совершить обряд очищения. Однако, когда апостол пришел в храм для объявления окончания дней очищения, собравшаяся толпа из Асийских (малоазийских) иудеев, которые преследовали его во всех его миссионерских путешествиях, возмутила народ. От побиения апостола Павла камнями за стенами города спасет лишь тысяченачальник Клавдий Лисий, который уводит его в крепость. За ними устремляется неистовствующая и жаждущая крови толпа. Апостол просит тысяченачальника дать ему возможность обратиться к толпе, и начинает говорить ей о себе и своем обращении и о явлении ему Господа в Иерусалимском храме. Об этом явлении апостол рассказывает только здесь. Но когда он говорит о послании его с проповедью к язычникам, толпа поднимает вой, начинает рвать одежды и метать пыль в воздух.

Тысяченачальник прерывает проповедь и намеревается под пытками выведать у апостола причину такого возбуждения толпы, но узнав от апостола, что он является римским гражданином, распоряжается собрать синедрион для этой же цели. Но синедрион разделяется на две партии, причем фарисеи проявляют готовность оправдать Павла. Поднимает такой неистовый шум, что тысяченачальник, опасаясь за его жизнь, уводит в крепость.

В туже ночь апостолу является господь, укрепляя его словами: «Дерзай Павел, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». На это диавол еще больше возбуждает врагов. Ненависть их распаляется настолько, что собирается 40 человек, давших обет не есть ничего, пока не убьют апостола, причем составляют для этого коварный план. Который и излагают членам синедриона. Однако, промыслом Божиим об этом услышал брат апостола Павла, о чем рассказывает своему дяде, а тот своим стражам. Клавдий распоряжается отправить апостола под усиленной стражей в Кесарию к тогдашнему правителю Иудеи Феликсу. Туда же приходят делегаты от Синедриона вместе с профессиональным ритором. Выслушав обе стороны, Феликс откладывает свое решение, но как потом выясняется с целью вымогательства, ожидая взятки за освобождение. При этом он желает и доставить развлечение своей жене Друзилле (которую по словам историка Флавия очаровал с помощью волхва) устроив беседу с апостолом, но услышав «о правде, о воз­держании и о будущем суде, то Феликс при­шел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, по­зову тебя».

Два года апостол Павел находился в заключении в крепости. За это время Феликса сменяет Порций Фест, который по настойчивой просьбе синедриона устраивает суд над апостолом. Во время которого апостол, во исполнение воли Божией о себе, требует суда у кесаря, т.е., в Риме: «если я неправ и сделал что‑нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева». Там же в происходит встреча царя Агриппы (последний царь из Иродов, сын Ирода Агрпппы 1 убившего апостола Иакова Заведеева) и его жены Вереники. На ней апостол еще раз повествует о себе и своем обращении ко Христу Фест насмешливо пытается прервать слова о Кресте и Воскресении словами «безум­с­т­ву­ешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасше­с­т­вия», но апостол возражает, что говорит «слова истины и здравого смысла» и призывает в свидетели Агриппу, обращаясь к его вере пророкам. Признав апостола не заслуживающим ни смерти ни заключения, они равнодушно решают отправить его в Рим к кесарю, что, впрочем, было согласно с промыслом Божиим.

Апостол вместе с ап. Лукой и Аристархом (ап. от 70- ти) под стражей отправляется в долгое и опасное путешествие в Рим через Сидон, Миры Ликийские, Крит, Кипр, Сиракузы. По пути он пророчествует не отплывать из Крита, но сотник более доверяется корабельщикам, когда же их застает шторм, успокаивает о том, все останутся живы, хотя и потеряют корабль. Корабельщики пытаются сбежать с тонущего судна, при посадке на мель у Мальты сотник намеревается казнить узников, опасаясь смертного приговора в случае их бегства. Укус апостола ядовитой змеей, реакция туземцев, прием у правителя острова, исцеление его отца Публия и многих других. После окончания зимы через три месяца в феврале Апостола Павла отправляют в Рим.

(62 г.)

Там определяют жить не в темнице но отдельно с охранииком. Апостол встречается с иудеями, которые слышали о спорах, но ничего против Павла не получали из Иудеи. Там он проповедует иудеям, из которых некоторые, видимо немногие убеждались его словами, другие нет, но в прочем лишь вступали во взаимные перерекания. На что апостол Павел приводит им пророчество Исайи: «пойди к народу сему и скажи: слухом услы­шите, и не ура­зу­меете, и очами смотреть будете, и не увидите…Итак да будет вам извест­но, что спасе­ние Божие по­слано язычникам: они и услы­шат».

Эти слова отвратили от апостола иудеев, и он продолжает беспрепятственно проповедовать уже язычникам, живя два года в гостинице на своем иждивении.

На этом текст Книги Деяний апостолов заканчивается. Из слов Иоанна Златоуста можно узнать, что дело апостола разрешилось благополучно, и он уехал из Рима, чтобы вернуться туда еще раз, чтобы принять мученическую кончину: «Коринф имел его у себя два года, Азия три, этот (Рим) два,а потом он пришел туда во второй раз, когда и скончался...Ты хотел бы знать последующее? Оно таково же, как и предыдущее: узы, страдания, борьба, темничное заключение, козни, клеветы, ежедневная смерть!».

Почему так долго не было суда? М.б., ждали свидетеля из Иудеи против апостола, м.б., сказалась обычная небрежность правителей (или взятку ждали, как в Кесарии?), м.б., ученики апостола постарались задержать его подольше в Риме для своей пользы.

Вообще, живя в Риме, апостол Павел написал свои послания: «Послание к Филиппийцам» (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), «К Колоссянам», «К Ефесянам» и «К Филимону», жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с апостолом от 70 –ти Тихиком.име для своей пользы.Риме Рие5 РРРРРРРРРРРиРРРРРР

 

Сказания о дальнейшей судьбе апостола заимствуются главным образом из сообщений Евсевия Кесарийского, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста, Барония, Климента Римского, Лактанация и других.

Т.о., в 63 г. ап. Павел был освобожден, благодаря недоказанности обвинений против него, одобрительным отзывам о нем римских правителей Иудеи и его собственной беспорочной жизни. Тогда он (по предположению еп. Арсения), путешествовал в Испанию и из Рима отправил туда семь благовестников, которые и учредили там первые епископские кафедры. После этого ап. Павел проповедовал на о. Крите, где оставил ученика своего Тита, для рукоположения пресвитеров, т.е., рукоположил его в епископы Критской церкви. Был в Ефесе, поставив епископом Тимофея. Находясь в Македонии, он (в 64 или 65 гг), он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое «Первое послание к Тимофею» и еще одно - «К Титу». Позже в своем «Послании к Титу» апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса. Примерно в это же время апп. Иасон и Сосипатр положили основание Церкви в Коркире, нынешнем Корфу.

В 65 г. ап. Павел, оставив Македонию, снова посещает азийские церкви и приходит в Коринф. Туда же прибыл с Востока ап. Пётр, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дойдя до Рима, для утешения и ободрения гонимых при императоре Нероне христиан, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании. (Указания на это можно найти в его пастырских посланиях — «К Тимофею» и «К Титу»). Из Рима же вскоре написано и «Послание евреям» Палестины. Всего апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Считают, что «Книга деяний святых апостолов»была написана ап. Лукой в 63-64 гг.

Лжебратия об этом донесли на апостолов и они были заключены в темницу в конце того года или в начале следующего. Впрочем, есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

Заключение.

Миссионерские усилия ап. Павла в его путешествиях и в Риме были направлены на объединение различных по происхождению групп в единую Церковь. Он утвердил на практике право, данное Богом народам из язычников войти в Церковь, стать вместе с евреями единым вселенским церковным телом под Главой Христом. «Как иудеи, так и эллины – все под грехом» - эти слова ап. Павла что подразумевают необходимость покаяния всех: «мы признаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона… мы уничтожаем закон верой? Никак, но закон утверждаем». Через него голос Иисуса Христа зазвучал широко вовне обособленной иудейской общины, увлекая к Нему все народы.

Что касается палестинских христиан, то они, постоянно терпя гонения от иудеев (1 Фес.2:14), в течение долгого времени не порывали с иудаизмом в надежде на полное обращение еврейского народа. Однако постепенно разрыв сделался неизбежным. Фраза из "Жизнеописания Клавдия", написанного Светонием ("Так как иудеи постоянно устраивали беспорядки по подстрекательству некоего Хреста, Клавдий выселил их из Рима"), может означать, что уже в 50 г. в Риме происходили столкновения между иудеями и христианами.

 

Иудаизм.

В свою очередь сама вера еврейского народа после отвержения ими Христа претерпела резкое изменение. По существу, ветхозаветная вера и новозаветный иудаизм - это две совершенно разные религии. Чаяния Мессии окончательно сфокусировались в политической сфере.

После долгой и изнурительной осады Иерусалим был взят в 70 г. сыном императора Веспасиана - Титом. Храм был разрушен и сожжен. Синедрион переселился в палестинский прибрежный город Ямнию (Явне – евр.). Там же была основана академия, которая проделала огромную законотворческую работу. В г. Ямнии (Явне) было положено начало формирования еврейского ветхозаветного канона. Там же в 70г. приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков. Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»). Оно гласило: «Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками». (Фрагмент из Генизы-1925).

Около 85 г. христиане подверглись жесточайшему погрому от иудеев (второму после Пятидесятницы). Тогда же определением Синедриона в синагогальное богослужение была включена официальная анафема: "Да будут внезапно уничтожены назаряне и все еретики; и да будут они истреблены из Книги Жизни". Само существование миссии к язычникам осложняло положение иудео-христиан и делало практически невозможным их миссию к собственному народу («В отношении к благовестию - они враги ради вас», - пишет апостол Павел в Рим.11:28).

 

Иудео-христиане.

В то же время иудео-христиане, или как о них пишется в Деяниях - «уверовавшие из фарисейской ереси», представляли собой внушительную и влиятельную партию внутри Иерусалимской церкви, их мнения опасались даже апостолы Петр и Варнава. Иудео-христиане верили в Иисуса, но при этом не готовы были принять никаких изменений в самом иудаизме и в своем еврейском образе жизни. Они считали, что более правильно выражают дух иудаизма, чем все остальные группы и течения. Иудео-христиане были одновременно иудеями и христианами и стремились доказать образом своей жизни, что иудаизм и христианство являются в сущности одной и той же религией.

Первая христианская община продолжала существовать в Иерусалиме вплоть до начала Великого восстания против римлян. С началом восстания, примерно в 66 г. н.э., члены общины перебрались в Пахель (Пеллу) за Иорданом. Хотя относительно достоверности этого факта сегодня существуют разногласия.

Иудео-христиане, исключенные из общения и бойкотируемые своими соплеменниками, продолжали соблюдать субботы, обрезание и все иудейские праздники. Поскольку это весьма раздражало многих христиан из язычников, они стали изолированными, никем не поддерживаемыми группами. Ортодоксальные иудеи не могли простить им сам факт их христианства, в то время как нееврейское большинство Церкви не принимало их упорства в соблюдении традиционных обычаев и правил иудаизма. Постепенно эти общины утрачивали свое значение.

Из "Диалога с Трифоном-иудеем", написанным св. Иустином Философом около 160 г., мы можем заключить, что они еще были заметным явлением. Иустин верил, что каждый иудео-христианин был свободен соблюдать Моисеев закон, не изменяя, таким образом, христианской вере. Но, добавлял св. Иустин, это можно делать только при условии отношения к этим обычаям как к национальным традициям и как к предмету сугубо индивидуального выбора. Однако св. Иустин отметил, что многие его собратья по вере не разделяли его терпимой позиции и считали, что соблюдающие закон Моисеев лишают себя спасения.

В среде иудео-христиан было много сект, каждая из которых имела своего лидера и свои особенности. Скорее всего, всех их объединяло то, что, что они продолжали исполнять предписания Торы. При этом они верили в то, что Иисус – либо пророк, либо Мессия. Иудео-христиане не были специфическим явлением только лишь для Страны Израиля. Подобные общины существовали и в других близлежащих странах. В сохранившихся источниках упоминаются только иудео-христиане в Сирии и Заиорданье.

Самой известной группой иудео-христиан являются эбиониты (Ebionitae), или эвиониты, что в переводе с еврейского означало «бедняки», непосредственные потомки иерусалимской иудео-христианской общины, которые, начиная со св. Иринея Лионского (сер. 2 века), утрачивают преемство с Иерусалимской первоцерковью, и считаются одной из сект. Эта община продолжала существовать, в основном в Заиорданье на протяжении более четырехсот лет. Согласно учению этой секты, Иисус был сыном Иосифа и Марии (Mирьям). Он был призван Господом стать Мессией ввиду безупречного образа его жизни. Таким образом, Иисус был праведником (цадик), безупречно исполнявшим все заповеди Торы, и при этом оставался человеком, а не Сыном Божьим. Божественная сила была дана ему в момент крещения (твила). Именно тогда на него спустился Дух Божий. Он не был «предвечным Мессией», т.е. Мессией, существовавшим еще со времен сотворения мира и имевшим божественную сущность. Не был он и Мессией от рождения. Иисус стал Мессией во время крещения. Эта иудео-христианское учение о Христе противостоит учению Павла. Оно враждебно самой личности Павла, которого считает своим врагом.

Ориген (ок. 185-254) пишет об иудео-христианах так: «Не только евреи по плоти должны быть отвергнуты нами из-за обрезания плоти их, но и некоторые из тех, которые как будто признали Христа, но продолжают считать, что нужно делать обрезание плоти, как, например, эбиониты, повинные в скудости понимания, и другие похожие на них».

Другие – это, во-первых, секта назареев (nazareni). Впервые о них упоминает Епифаний Кипрский (ок. 315-403). Епифаний сообщает, что назареи живут в Пелле. Назареи, как и эбиониты, тщательно соблюдали предписания Торы и противились учению Павла. Разница между ними и эбионитами состояла в том, что назареи верили в рождение Иисуса от девственницы и не были вегетарианцами. Церковные писатели упоминают еще несколько иудео-христианских сект: керинтиан (cerinthiani), елкесаитов (elkesaei) и симмахианцев (symmachiani).

В четвертом веке и даже позже еще можно было найти в Сирии небольшие еврейские церкви. После пятого века мы более уже ничего не слышим об этих общинах. На этом заканчивается грустная история иудео-христианства.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 400;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.