Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12,11).
Апостолы.
Исключительное положение апостолов в жизни Церкви обусловлено было их служением. Церковное сознание выразило эту мысль в формуле «апостольская церковь». 12 учеников были «предъизбраны» Христом, чтобы стать апостолами. Временная миссия, которую на них возлагал Христос (Мк. 6,7 и пар. места), не была тождественна с их служением после Пятидесятницы. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии, и даже до края земли» (Дн. 1,8).
Как все лица, имевшие служения в первоначальной церкви, апостолы были поставлены Богом, но это поставление было единственным и неповторимым. Дар апостольства, как было указано выше, не принадлежит к числу даров, которых Бог преподает каждому. Он был преподан Богом тем, кого Бог избрал для этого служения. И ими же это служение, как целое, исчерпывается. «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти…» (1 Кор. 4,9). Павел считал себя последним апостолом: им замкнулся круг апостолов. Дар апостольства «по данной мне благодати» — был дан в Церкви в последний раз Павлу. Его предъизбрание было тождественно с избранием Двенадцати.
Евангелисты.
Павел одновременно был, как и все остальные апостолы, апостолом и евангелистом, но не все евангелисты были апостолами. На этом основании мы можем сказать, что одна из функций апостолов была особым служением евангелиста. Благовестие апостолов, как мы видели, имело целью не индивидуальное обращение в христианство, а «созидание» местных церквей, тогда как «благовестие» евангелистов, по-видимому, заключалось в индивидуальном обращении.
Пророки
Лица, которые призваны Богом и поставлены Им на особое служение в Церкви через сообщение пророческой харизмы. Они в Церкви возвещали волю Божию, согласно которой Церковь живет и действует. Важность пророческого служения выступает из того, что в списках служений Павла пророк стоит на втором месте. По словам Апостола верные утверждены на основании апостолов и пророков (Еф. 2,20).
Местная церковь могла быть без пророка, но она не могла быть без пророческой харизмы, т. к. дар пророчества необходим для ее жизни. Даром пророчества могли обладать многие, не будучи особо призванными к служению пророчества. Пророческое откровение может быть дано в Церкви и не пророку, как носителю особого служения.
Пророческое откровение не может изменить того, что открыто самим Господом, или добавить к нему того, чего не было в первоначальном откровении. Пророчество служит для верных назиданием, увещанием и утешением (1 Кор. 14,3), так как воля Божья всегда является назиданием, увещанием и утешением для членов Церкви. Пророк научает церковь через откровение Духа, поэтому в известном смысле каждый пророк является учителем. Пророческое откровение подлежит разбирательству, суду с целью выяснить, открылась ли действительно воля Божья. Духа не угашайте, пророчества не уничижайте, все испытывайте, хорошего держитесь, удерживайтесь от всякого зла» (1 Фес. 5,19–22).
Поэтому пророчество состоит из слов пророка и испытания его Церковью, а это означает, что пророчество принадлежит Церкви, как открытое ей и для нее. Вне Церкви не может быть истинного пророчества, т. к. вне Церкви не может быть суждения и испытания пророческого слова. При огромном уважении, которым пользовались пророки, они бывали наиболее излюбленными кандидатами в пресвитеры–епископы. Пророк по преимуществу служит одной местной церкви, которая, однако, может возложить на него миссию служения другим церквам.
Учители.
Если пророк говорил людям в «назидание, увещание и утешение» через откровение воли Божьей, учитель также говорил в назидание и утешение через изложение учения веры.
Дидаскал обучал церковь через раскрытие истин веры, содержащихся в Предании и в Писании. Если не все, то в большей своей части дидаскалы ученые богословы древней церкви, представители богословской науки, которая служит Церкви. Из-под пера дидаскалов вышли первые творения христианской письменности, как напр. «Послание Варнавы», послание Климента Римского и др. Они же считали своей обязанностью не только поучать церковь, но и защищать ее перед язычниками и римской государственной властью. В противоположность языческим школам они открывали свои школы, где не только обучались оглашенные, но и верные, желающие познать Слово Божие. Церковь очень ценила деятельность дидаскалов, старательно сберегая их творения. Истинное учение дидаскала содержит только то, что передано Христом.
Другие дары.
В 1–м послании к Коринфянам ап. Павел перечисляет еще следующие дары: силы (чудодейственные), исцеления и разные языки. Первые два дара ясны сами по себе. Третий – глоссолалия. Достаточно только указать на этот дар, который имела апостольская церковь.
Местная церковь, возлагая миссию на пророка или учителя, не могла действовать сама по себе, но только по откровению. Если местная церковь возлагала миссию на пророка, учителя и даже апостола, каким был Павел, то она могла это сделать только в отношении своих членов. Это дает право утверждать с максимальной вероятностью, что пророки и учители, как было указано, состояли в одной определенной местной церкви, Также как и пресвитеры–епископы, также как и все остальные верные. Даже Двенадцать не являлись исключением в этом отношении.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 310;