Апостольское служение.

Первый век истории Церкви – это, прежде всего, история апостольской проповеди, которой ознаменовалось рождение Церкви в Пятидесятнице, и благодаря которой по лицу земли излилась в слове благодать и истина, посеялись ростки новой жизни новой твари – нового человечества, примирившегося с Богом и облагодаствованного Им.

Как «очевидцы Слова» (Деян 1. 2; ср.: 1 Кор 9. 1) Апостолы должны были стать свидетелямитого, что сами видели (1 Ин. 1. 1; ср.: Лк. 24. 48; Деян. 1. 8). Апостольское служение по устроению Церкви на земле есть, прежде всего, служение словом, произносимого в Духе и Истине. Избирая 7 мужей Церкви Иерусалима, Апостолы указывают: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6. 2). Апостол Павел говорит об апостольской проповеди как о своей «необходимой обязанности» и «вверенном ему служении» (1 Кор. 9. 16-17). «Горе мне, если я не благовествую»,- восклицает он (там же).

Центром апостольского благовестия, по словам апостола язы́ков, является «слово о Кресте» (1 Кор. 1. 18) и слово о Воскресшем Господе (1 Кор. 15. 14-15), Христос Распятый и Воскресший: «Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию». (1 Кор. 15:3-4). И верующие в Воскресение Христово будут со Христом.

В V главе 2 Кор. появляется чрезвычайно важное определение апостольства: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь, древнее все прошло, теперь все новое. Все же от Бога Иисусом Христом примирившим нас с Собою, давши нам служение примирения». (2 Кор. 5, 17-18). «Мы – посланники от лица Христова, как бы Сам Бог увещевает через нас. От имени Христова просим – примиритесь с Богом». (2 Кор. 5, 20). Дело апостольства – призывать к примирению с Богом отвратившихся от Бога и прогневавших Его и потом сообщать им дары Святого Духа.

Апостольское служение (Мф 28. 19) не ограничено определенным местом и состоит в со-работничестве Христу (1 Кор 3. 9) в деле устроения Церкви по всей земле. В 1 Кор 3. 10-11; в Еф 2. 20 и Откр 21. 14 Апостолы сравниваются с основанием церковного здания.

Что касается вопроса, есть ли некая иерархическая вертикаль среди апостолов, то можно привести слова Константинопольского Патриарха Иоанна Кантимира в 12 веке, что церковь почи­тает апостола Петра первым учеником Христовым и приносит ему превосходное почитание перед другими апостолами. Церковь как на камне зиждется на исповедании ап. Петра «Ты Христос сын Бога Живаго!». Петр, как первый исповедавший Иисуса Христом – «корифей», но и ап. Павел, например, – «избранный сосуд». Ап. Петр – первый апостол, но не глава апостолов и не глава Церкви, Глава же ее - Сам Христос. Ему первому вручает Иисус Христос ключи Царства небесного, но и затем всем апостолам, ему первому дается власть «вязать» и «решить», но затем каждому апостолу.

Ап. Петр возглавляет евхаристическое собрание в иерусалимской общине, собранной вокруг остальных апостолов на протяжении 12 глав книги Деяний. Но после того, как Ирод убивает ап. Иакова, брата Иоаннова, мечом, на его место не выбирается новый апостол, как после предательства и смерти Иуды. Но жизнь апостольской общины меняется. Ап. Петр «пошел в другое место», место главы иерусалимской общины занимает ап. Иаков брат Господень, который и председательствует на Соборе. Сам ап. Петр покидает Иерусалим для проповеди к иудеям, а ап. Павел, возведенный в апостольское достоинство, но без того, чтобы восполнить их число, с проповедью к язычникам. Другие апостолы последовали их примеру.

Апостольство, будучи послушанием и служением Господу, в отношении ко всем христианам первенствующей Церкви представляло собой особую власть. Она проявлялась, прежде всего, в пастырстве и чудотворении.

Пастырская власть вручена Апостолам Спасителем для управления Церковью Божией. Слова Христа «паси агнцев Моих» (Ин 2. 15) обращены непосредственно к ап. Петру, но содержат повеление всем Апостолам. Важнейшая прерогатива пастырской власти «вязать» и «разрешать» дана была сначала ап. Петру (Мф 16. 19), а потом и остальным ученикам. (Мф. 18. 18). Совершение таинств и др. богослужений также является одной из задач Апостолов. Сам Господь посылает их крестить. (Мф. 28. 19; Ин. 4. 2; 1 Кор. 1. 14.16). Они преломляют Хлеб (Деян. 2. 42; 20. 11), совершая Евхаристию. Апостолы рукополагают своих преемников (Деян. 14. 23; 2 Тим. 1. 6).

Свое священство Апостолы получили в даре Пятидесятницы от «Первосвященника по чину Мелхиседекову» (Евр. 5. 10). Природу власти Апостолов над созданными ими Церквами раскрывают Послания ап. Павла, где указывается, прежде всего, на ее Божественный источник (2 Кор. 13. 10). С другой стороны, Апостолы ощущают себя отцами Церквей, которые они «родили во Христе» (1 Кор 4. 15).

Особым видом власти Апостолов была данная им вместе с апостольским званием сила творить чудеса (Мф 10. 8; Лк 9. 2.6; 10. 1.19), которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов. «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия»,- пишет ап. Павел. (Рим 15. 18-19). «Знамения, чудеса и силы» он называет отличительными признаками апостола. (2 Кор 12. 12).

Апостольское служение предполагало полную преданность воле Божией, готовность отдать даже свою жизнь. Страдание во имя Христа неразрывно связано с апостольством (Мф 10. 16-23; 20. 22-23). Христос сравнивает своих посланников с агнцами посреди волков (Лк 10. 3). Апостол Павел также говорит о ежечасных бедствиях, сопровождающих его служение (1 Кор 15. 31).

Особым делом Апостолов, возложенным на них Господом, было запечатлеть жизнь, дела и учение Иисуса Христа и передать это знание в различных формах всей Церкви. Будучи свидетелями Слова, они составили книги, принятые Церковью как священные (2 Петр 3. 16) и ставшие основанием христианской веры и жизни. Богодухновенные писания Апостолов собраны Церковью в единый корпус Нового Завета.

Завет– это книги, удостоверяющие союз двух договаривающихся сторон. Термин «Новый Завет» появляется в известном пророчестве Иеремии: «вот наступят дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31:31). Слово «Новый Завет» неоднократно употреблялось Самим Иисусом Христом и святыми апостолами для обозначения истории искупленного и облагодатствованного человечества. (Мф. 21:28; Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1Кор 11:25; 2Кор. 3:6 и др.).

В состав Нового Завета включены 27 священных книг. Из них 12 Апостолам принадлежат - ап. Матфею - Евангелие, ап. Иоанну Богослову- 1 Евангелие, 3 Послания и Откровение, апостолам Иакову, Иуде, Петру – 4 соборных послания. Из числа 70 Апостолов - 1 Евангелие принадлежит ап. Марку, 1 - ап. Луке; 14 Посланий принадлежат ап. Павлу. Окончательно состав канона священных книг Нового Завета был утвержден на 5-6 Трулльском соборе в 692 г.

Что касается хронологии появления книг новозаветного канона, то сегодня широко распространена гипотеза, что первым письменным источником о господе Иисусе Христе было собрание изречений Иисуса (Логии Господни). Около 65-70 гг. было написано "Евангелие Иисуса Христа", которое мы знаем сегодня как "Евангелие от Марка". Около 130 г. Папий сообщает нам, что Евангелие было написано в Риме и что Марк записал его со слов апостола Петра вскоре после его мученической кончины во время Неронова гонения (64 г.) и обращено оно было к христианам из язычников.

В течение следующих 20 лет (приблизительно между 65 и 85 гг.) появились два других Евангелия. Евангелисты Матфей и Лука используют в качестве своего источника Евангелие от Марка и сборник изречений Иисуса. Евангелие от Матфеябыло написанодля иудео-христианских круговв Сирии, а грекоязычный Лука писал свое повествование, возможно, в Антиохии, Греции или Риме для всех людей. Как мы уже говорили, четвертое Евангелие было написано в Эфесепосле 96 г. и до 105 г. О том, что оно написано "апостолом любви" Иоанном Богословом, мы знаем со слов его ученика сщмч. Поликарпа Смирнского.

Кроме того, Апостолам приписывают ряд апокрифических евангелий (насчитывают их до 50-ти), деяния апостолов (наиболее упоминаемые 12),послания (4 послания) и откровений (до нас дошли фрагменты 9-ти). Апокрифы («сокровенный» в противоположность - «публичный») - это те книги, которые, по своему заглавию или тону, выдают себя за творения боговдохновенных писателей, не имея на то права. Не все апокрифы были составлены еретиками с целью искажения истинной веры. Многие из них, несомненно, возникли под влиянием более невинных мотивов, из желания проникнуть в сокрытые от нас подробности из жизни Спасителя и Его апостолов.

Но главное, чем отличаются канонические Евангелия – это то, что они содержат в себе именно того Христа, Которого Церковь знала с самого начала,

Существует ряд памятников послеапостольского времени (II-III вв.), надписанных именами 12 Апостолов («Учение двенадцати апостолов» - «Дидахе», Апостольские постановления, Апостольские правила, Апостольское предание) и продолжающих апостольскую традицию. Церковь хранит полноту апостольского предания. Богодухновенные писания Апостолов вместе с основанием ими Церкви являются одной из причин, почему Никео-Константинопольский Символ веры называет одним из существенных свойств Церкви ее апостольство. Церковь признает за апостольским преданием непререкаемый догматический и учительный авторитет. Соборные определения предписывают: «Хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов» (VI Всел. 1).

 

1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египте, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

2. Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4. Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии.В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10. Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11. Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12. Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

 

Харизматические дары в Церкви: апостолы, евангелисты, пророки, учители и др.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 875;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.