Святой Дух: ипостась и нетварная благодать.
Думаю, что следует обратиться к догматическому богословию, а именно раскрыть полноту понятия «Святой Дух». Употребляя словосочетание «Святой Дух», «богословие Восточной Церкви всегда отличало [при этом] ЛицоСвятого Духа - Подателя благодати - от самой подаваемой Им(Лицом, т.е., Божественной Личностью)нетварной благодати. По своей природе благодать нетварная и божественная - это энергия или преизбыточествующее исхождение единой божественной природы, это - Божество в аспекте Своего неизреченного отличия от сущности, в аспекте сообщения тварному существу егообожения.
Святой Дух – это незнаемое Божественное Лицо, не имеющее Своего образа в другой Ипостаси (о отличие от Отца, Который имеет Свой образ в Сыне), являет Себя в обоженных человеческих личностях, ибо образом (живыми иконами) Его (Личности Св. Духа) будет весь сонм святых». (В. Лосский).
Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2); проявляет волю: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян.15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30); Ему возможно солгать, причем «солгать Ему — значит солгать Богу» (Деян.5:4).н.13:2).
В ветхозаветный период Святой Дух, как Субъект общения, как Лицо проявлял Свое присутствие по отношению к душе, как действие, производимое Божественной волей и влияющимна нееизвне.В Сошествии Своем, Он, как божественное Лицо, оставаясь невидимым (незнаемым), как бы отступает, как личность, перед тварными личностями, которым Он присваивает благодать. Святые получают возможность быть богами по благодати, т.е, распоряжаться благодатью, как боги по благодати.
От себя скажем, что в аспекте личностного общения Бог, как Субъект общения, является нам в Лице Сына Божия Иисуса Христа. А Бог, как божественная природа дарствуется нам Лицом Святого Духа. Когда говорится о том, Сын Божий как одно из Лиц Святой Троицы дарует Святого Духа, то имеется в виду именно благодать, т.е., нетварная божественная энергия, общая всем Лицам Св. Троицы. Однако, это отличается от события Сошествия Святого Духа, в котором Третье Лицо Св. Троицы – Святой Дух уже как Личность – присваивает (а не только дает) человеческим личностям Святого Духа, как божественную энергию, общую всем Лица Св. Троицы, сообщает им обожение. Именно обожениеи является конечной целью Божественного Домостроительства.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 331;