Техника приема мяча снизу

Мячи, летящие с большой скоростью, в современном волейболе принимаются, как правило, снизу двумя руками и реже — одной рукой. Установлено, что в технике выполнения этих приемов име­ются значительные различия в зависимости от встречной скорости полета мяча, высоты и направления его траектории по отношению к игроку. Поэтому необходимо дифференцирование рассматривать технику приема мяча снизу, исходя из воздействий вышеперечис­ленных факторов.

Техника приема мяча снизу состоит из исходного положения и четырех последовательных фаз: подготовительной, основной (рабо­чей), заключительной и фазы последействия.

Рациональность приема мяча снизу состоит в том, что волей­болист, как правило, остается в опорном положении, позволяющем быстро включаться в последующие игровые действия.

Техника приема мяча снизу при незначи­тельной скорости полета состоит в следующем (рис. 28).

Р и с. 28. Контурограмма (а). хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 6,4 м./сек.

В исходном положении ноги игрока согнуты в коленных и го­леностопных суставах, а туловище незначительно наклонено вперед. Руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены.

После исходного положения в подготовительной фазе несколь­ко увеличивается сгибание ног в суставах, в результате чего руки опускаются вниз-назад. Из этого положения начинается активное разгибание ног, выпрямление туловища и смещение рук вперед-вверх.

Встречная скорость движения рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. Однако еще до момента соприкосновения рук с мячом скорость их движения в пространстве заметно понижается. Это выражается в замедлении движения рук в плечевых суставах,

приторможенном разгибании ног и выпрямлении туловища. Сниже­ние скорости движения в данном случае необходимо для «мягкого» плассированного соприкосновения предплечий с мячом и сообще­ния ему новой траектории.

Мяч соприкасается с супинированными предплечьями выпрям­ленных рук волейболиста. После приема мяча руки смещаются вперед-вверх главным образом за счет выпрямления туловища и разгибания ног; смещение рук в плечевых суставах в этот момент почти отсутствует.

Мышечное напряжение двуглавой и трехглавой мышц плеча плавно повышается к моменту рабочей фазы и затем также плав­но понижается в послеударном движении при сопровождении мяча руками. Незначительное увеличение электрической активности на общем сгибателе и разгибателе кисти и пальцев свидетельствует о «свободном», ненапряженном состоянии мышц предплечья и кисти при выполнении приема мяча, летящего с незначительной ско­ростью. Плавность движений при данном способе техники приема мяча характеризуется также волнообразной структурой динамографической кривой, показывающей усилия игрока, прилагаемые к опоре.

В заключительной фазе (сопровождение мяча) наблюдается значительное выпрямление ног в коленных и туловища в тазобед­ренных суставах, что говорит об активности движений ног и туло­вища в момент приема мяча.

Таким образом, техника приема мяча, летящего с незначитель­ной скоростью, состоит из плавного движения выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямления туловища и активного разгибания ног, которое несколько притормаживается в момент со­прикосновения рук с мячом.

Затем волейболист быстро опускает руки вниз и принимает игровую стойку.

Техника приема мяча, летящего на уровне пояса при скорости его полета 18 м/сек (рис. 29), за­ключается в следующем.

В исходном положении ноги волейболиста незначительно согну­ты в коленных суставах (110—112°). Туловище игрока выпрямлено, взгляд направлен на приближающийся мяч.

В начале подготовительной фазы руки в течение 0,1 сек смеща­ются вниз-назад, что происходит одновременно с некоторым незна­чительным сгибанием ног в коленных, тазобедренных и голеностоп­ных суставах.

Несмотря на отсутствие движений в суставах, на мышцах плеча и предплечья уже в начале подготовительной фазы наблюдается по­вышение электрической активности, что свидетельствует о напря­жении этих мышц.

При смещении рук вперед-вверх скорость их движения доволь­но незначительна (2 м/сек), тогда как в момент подготовительной фазы простой передачи наблюдается более высокая скорость (до 8 м/сек). Это говорит о довольно быстром встречном движении

рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и их весьма медленном смещении вперед-вверх при увеличении скорости

полета.

С самого начала подготовительной фазы плечевой сустав по­следовательно смещается назад-вверх, что осуществляется одновре­менно с разгибанием ног в суставах и выпрямлением туловища.

Рис. 29. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 18 м/сек.

Изменение положения стопы и динамографическая запись уси­лий, прилагаемых к опоре, свидетельствуют об активных движениях, направленных на отталкивание игрока от опоры вверх-назад, при котором происходит одновременное разгибание голеностопных и коленных суставов.

В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока, смещаясь назад-вверх, находится в приподнятом положении (нача­ло безопорной фазы) вследствие ранее приложенных усилий. Руки соприкасаются с мячом внутренней частью супинированных пред­плечий в течение 0,03 сек. К этому моменту скорость их движения в пространстве падает до нуля, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после отскока до 9,9 м/сек.

Амортизация удара обеспечивается целым комплексом движе­ний. К ним относятся: приподнятое положение туловища в момент приема мяча и смещение рабочей поверхности рук вверх-назад.

Степень мышечного напряжения в фазе амортизации значи­тельно увеличивается. В особенности это проявляется в повышении напряжения двуглавой мышцы плеча и общего разгибателя паль­цев и кисти, что связано с выпрямленным положением рук.

Реактивное увеличение биоэлектрической активности у трехгла­вой мышцы плеча обусловлено отведением предплечий вниз в мо­мент соприкосновения с мячом, что является важным компонентом фазы амортизации.

Все перечисленные выше движения имеют непосредственное от­ношение и к заключительной фазе—смещению рук вверх-назад и безопорному положению туловища.

При высокой скорости полета мяча угол между плечом и вер­тикальной осью туловища не изменяется и в течение всего приема находится в пределах 40°, что свидетельствует об отсутствии дви­жения рук в плечевом суставе навстречу мячу.

После смещения туловища назад-вверх волейболист приземля­ется, опускает руки вниз и занимает игровую стойку.

Таким образом, основной двигательный механизм рабочей фа­зы техники приема мяча, летящего на уровне пояса со скоростью 19—20 м/сек, заключается в максимальном снижении скорости дви­жения рук в рабочей фазе, что достигается последовательным раз­гибанием ног в коленных суставах, отталкиванием от опоры назад-вверх, выпрямлением туловища в тазобедренных суставах, смеще­нием плечевого сустава и рук назад-вверх.

Техника приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек (рис. 30), состоит в следующем.

В исходном положении ноги игрока согнуты в суставах, руки выпрямлены и подготовлены к приему мяча, туловище незначитель­но наклонено вперед, взгляд сконцентрирован на мяче.

Определив, что траектория полета мяча направлена ниже уров­ня пояса, игрок в подготовительной фазе сгибанием ног опускает ОПТ вниз. При этом вначале происходит смещение рук вниз-назад, а затем вперед-вниз. Скорость движения рук постепенно снижается и еще до момента соприкосновения с мячом приближается к нулю.

В фазе амортизации и отскока мяча сгибание ног продолжа­ется. В отличие от предшествующего способа приема мяча обраща­ет на себя внимание тот факт, что после соприкосновения рук с мя­чом ОЦТ игрока продолжает понижаться в результате непрекра­щающегося сгибания ног. Вследствие этого и главным образом из-за выпрямления туловища от 27° в начале рабочей фазы до 10° в мо­мент вылета мяча, а также из-за уменьшения угла между тулови­щем и плечом на 10—12°, руки волейболиста, амортизируя удар, смещаются назад-вниз. Таким образом, в данном случае принимаю­щая поверхность рук для погашения силы удара смещается в сто­рону, противоположную направлению удара. В результате аморти­зации мяч получает начальную скорость отскока 8 м/сек.

После приема мяча скорость смещения рук в пространстве уве­личивается, а их движение направлено вверх. Увеличение скорости в данном случае связано не с активным их движением в суставах, а объясняется разгибанием ног, последующим их отталкиванием

Рис. 30. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижнего прие­ма мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек.

от опоры, выпрямлением туловища и перемещением ОЦТ игрока назад-вверх.

Отталкивание от опоры и перемещение ОЦ1 игрока назад-вверх имеет место и в технике рассмотренного выше способа, однако там это движение начинается несколько раньше. Некоторое за­паздывание в описываемом техническом приеме объясняется более значительным сгибанием ног, которое больше, чем в технике приема

мяча на уровне пояса на 30° в голеностопном, на 60°—в колен­ном и на 50° — в тазобедренном суставах.

Увеличение сгибания ног в суставах является необходимым условием при снижении траектории полета мяча, а более позднее разгибание ног, отталкивание от опоры и смещение ОЦТ волейбо­листа назад-вверх компенсируется в данном способе уступающим движением рук в рабочей фазе, направленным назад-вниз.

Заканчивается весь цикл движений смещением рук вверх-на­зад и затем вниз-назад, что происходит в результате отталкивания от опоры, выпрямления туловища, перемещения ОЦТ игрока назад-вверх и последующего приземления волейболиста.

Техника приема мяча снизу двумя руками с падением-перекатом на спину значительно расши­ряет диапазон действия волейболистов. Этот технический прием при­меняется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока. Предохранение от ушибов и травм в результате динамичности движений в момент группировки игрока и переката делает его одинаково доступным как для мужчин, так и для женщин, юношей и девушек. Быстрота выполнения переката с последующим переворотом и выходом в упор лежа способствует быстрому включению волейболиста в игру. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположе­нием сведенных вместе кистей рук.

Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча (рис. 31). Перемещение выполняется на согнутых в коленных суставах ногах. Сделав несколько мелких приставных шагов, игрок производит по­следний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча, одновре­менно опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 31, а, б, в). Сзади стоящая нога — прямая и касается внутренним сводом стопы

поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединены вместе) и вытянуты вперед-вниз в сторону приближаю­щегося мяча.

В основной фазе волейболист, продолжая сгибание ноги, нахо­дящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от по­верхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающий­ся мяч (рис. 31, г). После этого в заключительной фазе следует приземление на бедро—таз (рис. 31, д), перекат на спине и пере­ворот через правое (левое) плечо с выходом в положение упора лежа (рис. 31, е, ж, з). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инерции, полу­

чаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выве­дения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на но­ги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением-перекатом на спину выполняется анало­гично описанному выше способу, за исключением фазы приема мя­ча, который производится одной рукой (рис. 32).

С помощью приема одной рукой можно еще больше увеличить обороняемый сектор площадки.

Техника приема мяча снизу двумя и одной Руками с опорой на руки и падением-перека­том на грудь—живот (рис.33).

Большое значение для успешной игры в защите имеют приемы мяча снизу одной и двумя руками с последующими падениями. Их применение является совершенно необходимым в том случае, когда

мяч неожиданно изменяет свою траекторию или летит далеко от игрока.

При этом умение использовать прием мяча с падением значи­тельно повышает игровую активность и расширяет диапазон дей­ствий волейболистов.

Наиболее распространенным и широко применяемым среди мужчин-волейболистов является прием мяча снизу в броске с опо­рой на руки и падением-перекатом на грудь — живот. Учитывая анатомо-физиологическне особенности женского организма, выполне­ние этого приема для женщин противопоказано.

Весь цикл движения можно расчленить на несколько последо­вательных фаз: передвижение по площадке с заключительным ша­гом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот.

Выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно вы­прямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе левую ногу. При этом наклон туловища вперед значительно увеличивается. Руки игрока опущены вниз и отведены несколько назад для предстоящего махового дви­жения. В фазе отталкивания левая нога почти выпрямлена в ко­ленном суставе и соприкасается с площадкой лишь носком стопы, завершающим толчковое движение.

В результате этих движений ОЦТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и отклоняется вперед от вер­тикали, руки выносятся вперед и готовятся к приему мяча. Бедро правой ноги, согнутой в коленном суставе, расположено горизон­тально к поверхности площадки.

В безопорной фазе левая нога, оттолкнувшись от опоры, начи­нает смещение вверх-назад и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его накло­на к горизонтали увеличивается.

Кисть правой руки производит удар по нижней поверхности мяча и затем несколько его сопровождает. Удар производится либо напряженной вогнутой частью ладони, либо тыльной ее стороной, либо кулаком. Смещение правой руки вверх противоположно дви­жению левой руки, которая смещается вниз для опоры о поверхность площадки.

После приема мяча туловище игрока продолжает находиться в безопорном положении, ОЦТ волейболиста начинает смещаться вперед-вниз по касательной к поверхности площадки, правая рука приближается к левой и также готовится к опоре.

С опоры рук о площадку начинается приземление. После этого в результате сгибания рук в локтевых суставах туловище, прогиба­ясь в поясничной части позвоночника, опускается вперед-вниз до соприкосновения груди и живота с площадкой. Фаза приземления сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предот­вращения травмы подбородка игрок в момент приземления откло­няет голову несколько назад.

НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ

Классификация техники нападающих ударов дана на схеме 6. Схема 6

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: раз­бег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся свое­образием внешней формы движений и особенностями нервно-мы­шечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого дейст­вия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.

Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наи­большей высоты прыжка и максимальной его точности по отноше­нию к траектории полета мяча.

Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двига­тельного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.

Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.

В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характер­ной для ходьбы двойной опорой.

Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет тра­екторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории,

то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.

В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет ши­рокий беговой шаг, который органически сливается с последующи­ми движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на по­верхность площадки (рис. 34). Давление на опору при этом сопро­вождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется благодаря стопоряще­му движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатоми­ческая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально (рис. 35). При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырех­главая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необхо­дима для выпрямленного положения конечности и поддержания сто­пы в стопорящем шаге при напрыгивании.

Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подош­венной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах (рис. 34).

Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.

Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедрен­ных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору (рис. 34). Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения че­тырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работаю­щих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голе­ни, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусу­хожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.

В результате сокращения указанных мышц тело волейболиста выпрямляется под действием силы, направленной вверх и несколько

Рис. 34. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в) и анатомическая структура фазы оттал­кивания при нападающем ударе (г): зубец 1 — всплеск динамографической кривой в резуль­тате постановки ноги на опору, зубец 2 — падение дав­ления вследствие сгибания ноги, зубцы 3—4 — увеличе­ние давления на опору при отталкивании; мышцы: а — большая ягодичная, в — четырехглавая бед­ра, с—полусухожильная, в.—трехглавая голени, е— длинный сгибатель большого пальца вперед. Усилению отталкивания способствуют реактивные силы ма­ховых движений рук.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опо­ру (рис. 34). (К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая

мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель боль­шого пальца, длинная и короткая малоберцовые.)

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрыв­ным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедлен­ном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движе­ние рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактив­ной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказы­вает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спорт­сменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2—3 см.

Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгиба­ния ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суста­вах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных во­лейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.

Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут прояв­лять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыж­ка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траек­тории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и зани­женных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), ха­рактерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит не­значительный наклон туловища вперед или один шаг, то при уко­роченных передачах за этот же отрезок времени волейболист вы­полняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отно­шению ко второй передаче мяча.

При выполнении нападающего удара с полупрострельных пе­редач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач

еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой переда­чи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при напада­ющих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с мо­ментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящему­ся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опе­режает начало второй передачи.

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Р и с. 35. Рентгеноснимок стопы а микрофазе напрыгпвания:

а — шапаровский сустав, б—таранная кость, о — фронтальная ось, г— пяточная кость.

Замах правой руки для удара выполняется сразу после окон­чания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначитель­но сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибает­ся в поясничной части позвоночника.

Все эти движения создают необходимые условия для натяже­ния больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу.

3 А. В. Ивойлов 65

Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость дви­жения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мя­чом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличива­ющих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, ле­тящему над сеткой.

При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила уда­ра увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости» соприкосновения руки с мячом. Увеличение ампли­туды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локте­вом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мя­чом — напряжением пястной и запястной частей кисти.

Таким образом, различные фазы выполнения нападающего уда­ра состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.

Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападаю­щего удара выделяются три способа разбега при этом способе тех­ники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый спо­соб разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при вто­ром происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу раз­бега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1875;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.