Глава IV. ТЕХНИКА ИГРЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностыо, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.
Наиболее существенными при анализе техники являются понятия о структурности, стабильности и вариативности движений.
Структурный подход к изучению техники предполагает рассмотрение ее кинематической, динамической, ритмической, анатомической, фазовой и других структур.
Кинематическая структура характеризует взаимодействие движений в пространстве и времени и выражается в траекториях, темпе, скоростях и ускорениях. Для ее изучения применяются все виды киносъемки с последующей обработкой пленки и выполнением расчетов. Благодаря этому можно рассчитывать длительность различных фаз движения, скорости и ускорения частей тела в пространстве, скорость полета мяча и т. д.
Динамическая структура раскрывает взаимодействие частей тела друг с другом и с внешними силами (проявление активных и реактивных сил, взаимодействие с опорой и мячом) и выражается в определении массы, силы и направления их действия. Анализ динамической структуры осуществляется посредством различных динамографических, механографических и тензометрических устройств, позволяющих получить объективные данные регистрации усилий при отталкивании волейболистов от опоры, силы ударов по мячу и т. д.
Ритмическая структура отражает своеобразное сочетание временных и пространственных характеристик движения и показывает порядок выполнения отдельных фаз. Особый интерес представляет ритмическая структура разбега волейболиста при блокировании и нападающем ударе.
Анатомическая структура определяет взаимодействие костно-связочного и мышечного аппарата, режим работы мышц и координацию мышечных сокращений.
Фазовая структура рассматривает своеобразие и последовательность отдельных фаз движения. Понятие о ней было введено в теорию волейбола сравнительно недавно 8.
Анализ техники по отдельным фазам движения позволяет углубленнее понять кинематические и динамические характеристики движений, определить вариативность и стабильность отдельных фаз технического приема.
В технике волейбола различают: исходное положение и три фазы — подготовительную, основную и заключительную. Такое деление является логически оправданным.
Расчленение технического приема на фазы осуществляется на основании своеобразия структуры отдельных движений в целостном двигательном акте. Кроме того, некоторые фазы могут быть разделены на микрофазы.
При описании фаз даются их временные характеристики (хронограмма), а также приводятся кинематические и динамические параметры движения, которые соотносятся с циклограммой или кон-турограммой внешней формы движения волейболиста (рис. 5).
Вариативность и стабильность различных элементов системы движений имеет чрезвычайно важное значение для успешного выполнения техники волейбола.
Как показывают исследования 9, вариативность спортивной техники связана преимущественно с подготовительными действиями и обусловлена постоянно и неожиданно меняющимися условиями игровой обстановки.
Стабильность выполнения техники является необходимым условием для качественного выполнения приема и определяется надежностью и помехоустойчивостью движений в основной рабочей фазе. В связи с этим в настоящее время 10 считается нецелесообразным формировать динамические стереотипы целостных двигательных актов в единоборствах и спортивных играх, так как они могут не найти своего применения в быстро меняющихся условиях состязания.
Использование многоструктурного анализа при описании спортивной техники, знание вариативности и стабильности отдельных ее параметров позволяют получить более точную и подробную информацию о двигательном действии, что в свою очередь положительно отражается на процессе овладения основами техники.
Техника волейбола состоит из стоек игрока, передвижений по
8 См. А. В. И в о и л о в. Биодинамический анализ техники игры в защите и экспериментальное обоснование путей ее совершенствования. Дисс. М., 1967.
9 См. В. М. Д ь я ч к о в и др. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М., 1967; А. В. Ивойлов. Биодинамический анализ двигательных действий волейболистов в защите и экспериментальное обоснование путей их совершенствования. Дисс. М., 1967; О. П. Т о п ы ш е в. Исследование соотношений стабильности и вариативности некоторых технических приемов волейбола. Дисс. М., 1968.
10 См. В. С. Келлер. Исследования двигательной активности спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Юбилейн. всесоюзн. научн.-метод. конференция, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. М., 1970.
2 А. В. Ивойлов
площадке, передач мяча, нападающих ударов, блокирования и подач.
Техника волейбола является основным средством тактики. По мере совершенствования волейболистов в технике появляется возможность для постепенного перехода в игре ко все более сложным
Рис. 5. Контурограмма (а), хронограмма (б) и график вертикального (Ну) ускорения ОЦТ волейболиста (в) при нападающем ударе.
индивидуальным тактическим действиям, тактическим комбинациям и системам игры и, напротив, недостаточная техническая подготовленность ограничивает тактические возможности волейболистов.
СТОЙКИ ИГРОКА
Стойкой в волейболе называется положение игрока, удобное для осуществления перемещений по площадке и выхода в исходное положение для выполнения технического приема.
В зависимости от предстоящих игровых действий волейболист занимает специфическую стойку, рациональную именно для определенного вида действия. Например, стойка, предшествующая нападающему удару (рис. 6), значительно отличается от стойки, применяемой при выборе места для приема мяча от нападающего уда-
ра (рис. 7). А стойка игрока, готовящегося к блокированию (рис. 8), отлична от стойки волейболиста, ожидающего мяч от удара или подачи противника.
Стойка характеризуется динамичностью и подвижностью опорно-двигательного аппарата игрока, что достигается в результате переноса веса на переднюю часть стопы, сгибания ног в суставах и незначительного наклона туловища вперед. При этом предплечья согнутых в локтевых суставах рук находятся на уровне пояса. Внимание игрока сосредоточено на мяче, действиях своих партнеров и игроков команды противника. Находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую. Это способствует более быстрому включению мышечного аппарата в работу при передвижении спортсмена по площадке.
Высота стойки определяется степенью сгибания ног в коленных суставах. В зависимости от угла сгибания ног различаются высокая (рис. 9), средняя (рис. 10) и низкая (рис. 11) стойки. Кроме того, существует еще много стоек, которые можно приближенно отнести к той или иной разновидности. Классификация стоек приведена на схеме 1.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Перемещения в игре применяются при выборе места для атакующих и защитных действий. Перемещения волейболиста бывают самые различные. Иногда они должны быть предельно быстрыми и завершаться или мгновенной остановкой для приема мяча от удара, или падением, или перекатом, иногда — оптимально ускоренными для выполнения нападающего удара.
Особенности перемещений обусловлены характером выполнения предстоящих действий. Однако все виды перемещений объединяет
плавность и «мягкость» их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками.
Классификация перемещений и способов их выполнения дана на схеме 2. Перемещение волейболиста для выполнения нападающего удара показано на рис. 12, два способа перемещения (приставным и обычным шагом) для блокирования изображены на рис. 13— 14. Перемещение игрока вперед для передачи мяча изображено на рис. 15, а перемещение назад — на рис. 16.
Перемещение к мячу, летящему в стороне от игрока, осуществляется приставным шагом (рис. 17).
Рис. 16
Рис. 17
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Исходным положением называется поза игрока, удобная для выполнения технического приема. Исходное положение волейболист принимает после передвижения к мячу или сразу же из игровой стойки. Отличительной чертой исходного положения является подготовка опорно-двигательного аппарата спортсмена к выполнению конкретного технического приема.
Исходное положение предшествует подготовительной фазе технического приема и применяется перед верхними (рис. 18) и нижними (рис. 19) передачами, перед блокированием (рис. 20) и нападающим ударом (рис. 21).
Исходные положения характеризуются некоторой статичностью позы игрока. При этом ноги в большей или меньшей степени сгибаются в коленных и голеностопных суставах, руки подготавливаются к приему мяча или другим движениям, необходимым для выполнения технического приема. Мышцы туловища и рук волейболиста расслаблены, взгляд сконцентрирован на мяче. Время, в течение которого игрок находится в исходном положении, исчисляется десятыми долями секунды.
Рис. 19. Стойка (а), исходн. положение (б).
Рис. 18. Стойка (а), исходн. положение (б).
Рис. 20. Стойка (а), исходн. положение (б).
Рис. 21. Стойка (а), исходн. положение (б).
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 939;