Методы инженерной психологии и эргономики
Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования (ИПП) привела к необходимости более широкого, чем ранее, привлечения к исследованию методов моделирования, алгоритмизации, формализации и связанных с ними понятий. Рассмотрим те методы исследования, которые, найдут самую широкую область приложений при проектировании деятельности. Формирование методов решения проблемы проектирования деятельности (ППД) зависело не только от особенностей деятельности человека как объекта исследования и проектирования, но и от методологической и технической вооруженности исследователя [3].
Рассматриваемые методы можно разделить по признаку характера результата, поступающего в распоряжение исследователя, на качественные и количественные.
Можно выделить четыре качественных метода [3].
Метод традиций – основан на том предположении, что всегда можно найти прототип если не всей системы, то отдельных ее подсистем. Следовательно, на человека нужно возложить те функции, которые он традиционно выполнял в других подобных эргатических системах[11]. Обоснованность этого предположения вытекает из известного тезиса, что разработка любой системы на 90% представляет эволюцию и лишь на 10% революцию. Этот метод нашел довольно широкое приложение в современных инженерно-психологических исследованиях.
По сути дела метод традиций является отправным для процессуальной концепции ИПП. В определенной мере он повлиял на развитие структурно-обобщенного метода расчета надежности системы «человек – машина».
Второй метод основывается на том предположении, что оператору следует поручать только те функции, которые нельзя формализовать для их технической реализации. При этом не учитывается, что человек мог бы (или не мог бы) выполнить их более эффективно. Считается, что в качестве исходных данных для проектирования в этом случае необходимо иметь полную информацию об объекте, его составе, а также алгоритмы функционирования и управления как всем объектом, так и отдельными его звеньями. Распределение функций осуществляется, исходя из концепции максимальной автоматизации, на основе которой автомат должен выполнить все принципиально возможные для него функции.
Третий метод основан на использовании принципа ответственности. Согласно этому принципу, человеку должны поручаться те функции, которые имеют наибольшую значимость и выполнение которых связано с наибольшей ответственностью. В пользу такого подхода свидетельствуют эмпирические данные о том, что: 1) если предоставленный человеку уровень ответственности или значимости будет меньше, чем тот, который он может оправдать, то надежность всей системы может значительно снизиться; 2) если необходимо использовать способность человека осуществить перестройку своей деятельности с связи с непредвиденными обстоятельствами, то разрешение новых проблем бывает более эффективным в случае предоставления человеку относительной свободы в выборе действий три соответствующей ответственности за их исход.
На этих отправных положениях в инженерной психологии основан описательный метод решения проблемы проектирования деятельности на фазе распределения функций и получены удовлетворительные результаты его приложения при предварительной разработке структуры одной из систем, предназначенной для космических исследований.
Четвертый метод в инженерной психологии получил широкое распространение. Этот метод основан на логическом сопоставлении преимущественных возможностей по тем или иным показателям человека и технического устройства при выполнении конкретных функций. На основе этого метода был получен ряд важных результатов. В частности, метод сравнения явился отправной точкой для чрезвычайно интенсивных исследований, результатом которых явилось создание так называемых индикаторов с убыстрением. В результате использования таких индикаторов было достигнуто резкое улучшение характеристик деятельности оператора. Однако данный метод не учитывает тех свойств, которые появляются при взаимодействии человека и технического устройства.
Все рассмотренные качественные методы в значительной мере субъективны, так как полученные результаты дают основание для решения лишь частных задач согласования характеристик машин и человека в системах управления.
Что касается количественных методов, то известное самостоятельное значение в инженерной психологии последнее время приобрел так называемый экспертный метод. Сторонники этого метода опираются на интуицию, опыт и значения человека в той области, в которой этого человека можно считать специалистом. Опыт и знание экспертов не могут быть в полной мере формализованы, но, безусловно, они представляют несомненную ценность при решении задач ИПП. К сожалению, при решении сложных задач ИПП, где приходится иметь дело с обширной областью данных, подбор экспертов сам по себе представляет задачу значительной трудности [3].
При получении экспертных оценок принято рассматривать следующие этапы (рис.2):
Рис. 2. Основные этапы получения экспертных оценок
К числу основных принципов построения системы экспертных оценок относят:
ü ограничение разнообразия суждений экспертов за счет выравнивания информационной неоднородности, присущей экспертной группе, на этапе формирования каждым экспертом собственной модели причинно-следственных связей анализируемого явления;
ü ограничение разнообразия суждений экспертов за счет итеративного подхода к формированию коллективного мнения группы, периодически уточняемого на основе поступления новой информации из внешней среды;
ü обеспечение циркуляции информации без искажений внутри экспертной группы за счет создания благоприятного психологического климата;
ü количественную измеримость оцениваемых явлений, характеризуемую устойчивым набором признаков, состояния которых могут быть обозначены некоторыми числами.
Приведенный перечень этапов и принципов экспертного метода свидетельствует о необходимости проведения значительной подготовительной работы перед его непосредственным использованием. Анализ литературы показывает, что основное внимание сейчас обращается на математическую обработку экспертных оценок. Центральный вопрос здесь – формализация степени согласованности мнений экспертов, которая определяется коэффициентом согласованности. Этот коэффициент служит мерой величины существующей неопределенности и степени достоверности получаемых количественных оценок.
Важное значение имеет также оценка степени компетентности экспертов в исследуемой проблеме. Для этой оценки может быть использован коэффициент ранговой корреляции рядов мнений экспертов. Оценка компетентности может быть также уточнена с помощью процедуры типа «экзамен» и тренировочных игр.
Экспертный метод становится сейчас весьма популярным в инженерной психологии. Очевидная его доступность и кажущаяся простота при поверхностном знакомстве создают иллюзию самых широких возможностей для решения с его помощью задач ИПП. Причем, к сожалению, обращают внимание не на принципиальные трудности использования метода в инженерной психологии, а на процедурные трудности.
Принципиально новые возможности для решения проблемы проектирования деятельности возникли в связи с использованием системного и кибернетического подходов. Конкретным выражением использования системных и кибернетических концепций является, в частности, применение моделей как средства теоретического и экспериментального исследования [2, 3].
Метод моделирования деятельности человека хотя и связан самым непосредственным образом с ранее рассмотренными методами решения проблемы проектирования деятельности, однако обладает такими отличительными чертами, которые позволяют рассматривать его как особый самостоятельный метод исследования. Роль моделирования в современных научных исследованиях настолько велика, что математическое моделирование рассматривается наряду с дедуктивным методом и экспериментом в качестве третьего «интеллектуального орудия». Благодаря синтетической природе метод моделирования содействует интеграции различных сфер формализованного и содержательного знания, позволяя наиболее оптимально сочетать строгие формализованные и нестрогие интуитивно-содержательные приемы познания в исследованиях.
Моделирование целесообразно использовать для:
1) получения основных представлений о характере деятельности человека в эргатической системе и создания языка для адекватного описания этой деятельности. Здесь исследуются принципы управления и обработки информации человеком в отдельных подсистемах и ищутся оптимальные частные характеристики этих подсистем;
2) подтверждения принципиальной возможности создания эрратической системы по определенной схеме и сопоставления определенных типов схем с целью выбора наиболее перспективных. Здесь определяется структура деятельности человека, отрабатывается и коррелируется взаимодействие элементов и подсистем эргатической системы и проверяется ее работоспособность в комплексе;
3) имитирования деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным.
Таким образом, посредством моделирования можно решать как задачи, связанные с обоснованием требований к элементам системы со стороны оператора, так и задачи получения комплексной оценки эффективности тех или других вариантов структуры системы. Именно моделирование помогает добиться наиболее адекватного решения проблемы проектирования деятельности.
При построении моделей деятельности необходимо учитывать основные требования к создаваемым моделям для повышения ценности последних и избегания ошибок и погрешностей:
а) модель должна быть непротиворечивой в рамках моделирования процессов, способной вписываться в более общую модель и быть основной для детализации частных моделей;
б) модель должна выполнять определенные информационные функции, нести новые знания о структуре моделируемых процессов, обеспечивать прогноз их функционирования, выявление новых свойств этих процессов;
в) при реализации модели должны быть использованы самые современные технические средства. Важное требование к моделям деятельности
заключается в том, что они должны адекватно отображать существенные свойства реальной познавательной и исполнительной деятельности. Лишь при этом условии создаваемые модели окажутся пригодными для прогноза эффективности того или иного вида деятельности и затрат времени на нее.
Однако при реализации метода моделирования приходится сталкиваться с рядом методологических проблем:
1. Расчленение процесса проектирования приводит к расчленению процесса моделирования. Разделение модели является методологической проблемой: при наличии сложных взаимосвязей между подсистемами разделение может привести к потере информации.
2. Разработчики подсистем и разработчики системы пользуются различными моделями.
3. Исследование характеристик системы в целом выполняется на основе предварительного анализа характеристик подсистем. Вместе с тем требования к подсистемам также можно сформулировать, лишь исходя из свойств системы в целом. Выход из порочного круга усматривается в организации последовательных приближений. Процесс проектирования и моделирования сложной системы оказывается циклическим.
4. Данные, по которым строится модель на начальных циклах проектирования, зачастую получают после небольшого числа экспериментов или на основе экспертных оценок, и поэтому они неточны. На последующих этапах неопределенность уменьшается, но не исчезает. Таким образом, моделирование в целях решения ППД реализуется, как правило, в условиях неопределенности исходных данных.
Метод моделирования может быть реализован тремя способами: как физическое моделирование, как математическое моделирование или как разумное сочетание того и другого способов.
Эргономика использует методы наук, входящих в эргономический комплекс: физиологии, гигиены, охраны труда и др. Специфические эргономические методы принято делить на три группы [2]:
1) методы сбора данных о характеристиках процесса взаимодействия человека и технических устройств;
2) методы преобразования данных для целей проектирования систем «человек – техника – среда»;
3) методы оценки проектов (насколько полно учтены эргономиче
ские требования и рекомендации).
Таким образом, для решения задач ИПП деятельности оператора используется система методов. При этом методы, составляющие систему, не просто механически дополняют друг друга, но и диалектически взаимодействуют. Однако взаимодополняемость и взаимодействие методов не снимают доминирующего влияния одного из них.
Известно, что методы формируются под воздействием концепций, господствующих в той или иной период развития знания. Поэтому в разное время доминирующее значение может приобретать тот или иной метод (группа методов).
Для современного этапа развития инженерно-психологического исследования характерно использование методов, в основе которых лежит формализованное описание деятельности человека-оператора, особенно метода математического моделирования. Инженерная психология уже вступила на путь математического моделирования деятельности, но испытывает на этом пути много серьезных трудностей, причем зачастую не технического, а методологического порядка. К этим трудностям относятся сложные аспекты и противоречия в понимании природы метода математического моделирования. Поэтому целесообразно уточнить те пункты, которые являются отправными при использовании метода математического моделирования деятельности в процессе инженерно-психологического проектирования [3].
Литература:
1. Душков Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Высшая школа, 2002. – 390 с.
2. Горюнова Л.Н. Операторская деятельность в человекотехнических системах: Учеб. Пособие. – СПб., 2006. – 68 с.
3. Никитина Е.В. Психология труда и инженерная психология. – М.: СГУ, 2001. – 60 с.
4. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с.
5. http://www.ergo-spb.org/news/allnews/265.
6. http://mapn.su/membership/lvov-vladimir-markovich
7. http://ru.wikipedia.org/wiki
8. http://lib.rus.ec/b/204316/read
[1] Петр Яковлевич Шлаен – почетный президент Межрегиональной эргономической ассоциации, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических и психологических наук, профессору, Главный научный сотрудник Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок [5].
[2] Львов Владимир Маркович - специалист по эргономике, доктор технических наук, профессор, полковник, Лауреат Госкомоборонпрома РФ[6].
[3] Михаил Алексанрович Рыкачев (1841-1919) – русский метеоролог, директор Главной физической обсерватории, ординарный академик Императорской академии наук [7].
[4] Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – выдающийся русский физиолог, ученый-энциклопедист, психолог, патолог, анатом, гистолог, токсиколог, естествоиспытатель [7].
[5] Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) – американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента [7].
[6] Фрэнк Гилберт (1868-1924) – один из основателей «науки о движении» и «научных методов управления» [8].
[7] Генри Форд (1863-1947) – американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США [7].
[8] Алексей Капитонович Гастаев (1882-1939) – русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда [7].
[9] Борис Федорович Ломов (1927-1989) – советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов [7].
[10] Владимир Петрович Зинченко (1931-2014) – российский психолог, один из создателей инженерной психологии в России [7].
[11] Эргатическая система – схема производства, одним из элементов которой является человек или группа людей. Основными особенностями таких систем являются социально-психологические аспекты [7].
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 794;