Принципы воспитания

Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. Сегодня существуёт множество подходов к определению принципов воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В Российской педагогической энциклопедии, в статье А.В.Мудрика, дается свое видение принципов воспитания. При этом необходимо отметить некоторый классицизм их формулировок. А.В.Мудрик определил следующие принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, центрация, дополнительности образования. Принцип природосообразности воспитания обосновывался в различные исторические эпохи разными учеными. Идея природосообразности воспитания высказывалась еще в античном обществе. Этот принцип занимал значительное место в педагогических системах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.А.Дистервега, Я. А.Коменского. По-своему его трактовали сторонники свободного воспитания и педологи. Особую роль в развитии идеи природосообразности воспитания сыграло учение о ноосфере В.И.Вернадского.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания, как считает А.В.Мудрик, означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

Он считает, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

• осознавал себя гражданином Вселенной;

• отчетливо понимал происходящие планетарные процесСЫ И существующие глобальные проблемы;

• осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

• имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

• формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

• осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно потребляющего, сберегающего и воспроизводящего ее.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в ХIХ в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, людям, социуму, природе).

А.В.Мудрик считает, что в соответствии с этим принципом необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему вписаться в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Он также подчеркивает, что реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно и условий эффективности воспитания.

В педагогической энциклопедии А.В.Мудрик в качестве принципов воспитания, помимо перечисленных, обосновывает принципы центрации и дополнительности образования. Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.

Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.

Перечисленные принципы, несомненно, отражают суть процесса воспитания и адекватны современному пониманию воспитательного процесса. Являясь общеметодологическими принципами, они отражают гуманистическую сущность воспитания.

В то же время наряду с перечисленными принципами имеют право на существования принципы, которые определяют основные требования к организации воспитательного процесса.

Такими являются принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания и создания воспитывающей среды. Они не противоречат принципам, о которых говорилось выше, а дополняют и инструментируют их.

Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье.

Условиями реализации данного принципа являются: добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели; оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач; предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к защите своих интересов; учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

- опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;

- в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;

- педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;

- педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

- поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты таких решений, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;

- защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

- в классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

- взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;

- я координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.

- обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;

- ориентация педагогического процёсса на реальные возможности социума;

- учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности типа поселения, учебного заведения и т. д);

- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе информации от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в - следующих правилах:

- воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;

- школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами;

- необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

- педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;

- все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Чтобы реализовать принцип индивидуализации, требуются следующие условия:

- мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;

- определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;

- выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

- учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

- предоставление возможности учащимся для самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

• успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

• осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией об индивидуальных качествах ребенка;

• педагог на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;

• постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.

Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Существуют различные мнения об отношении к ученикам в процессе воспитания. Несомненно, что педагоги должны заботиться о благополучии ученика, стремиться к тому, чтобы он был удовлетворен своим статусом, своей деятельностью, мог в большей степени реализовать себя в системе социальных отношений. При этом решение данных задач осуществляется по-разному, в широком диапазоне: от педагогической опеки, базирующейся на авторитарном стиле воздействия, до полного отстранения от регулирования отношений воспитанника с окружающей средой.

Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным; при этом некоторые референтные отношения воспринимаются им как должное, типичное, обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как нормы. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют или в равном количестве, или даже в преобладании неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)

Условиями реализации принципа социального закаливания являются:

• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

• диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

• стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

• проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

• ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

• не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

• волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

• нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальные навыки ребенка. Прежде всего, речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся.

Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности. При этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

- выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- развитии детского самоуправления, инициативе и самостоятельности детей - взрослых, создании разнообразных детских объединений;

- формировании позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

- неповторимости учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

- наличие отношений ответственной зависимости (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности: школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность к общим успехам и работе педагогов; педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу; общая цель школы — цель каждого педагога и ученика; необходимо реально доверять детям, а не играть в доверие им; каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел; равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся. Перечисленные принципы, условия и правила отражают суть нашего подхода к организации воспитательного процесса.

Содержание воспитания

В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества». Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития.

На протяжении истории педагогики многократно существовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Как известно, в Древней Греции возникла идея всестороннего гармоничного развития личности. Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино да Фельтре, Ф.Рабле, Э. Роттердамский), развивая идею всесторонности, вносят еще необходимость эстетического развития. Позже социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое воспитание. Содержание воспитания зависит от и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества.

В современных условиях появилась возможность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбора основных идей отбора содержания, формулировок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной модели содержания питания. Приведем примеры некоторых концепций.

Так, по мнению Е.В.Бондаревской, основными компонентами воспитания являются:

1) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);

2) воспитание гуманной личности (милосердие, добро способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать ПОМОЩЬ близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);

3) воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);

4) воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуипия, жизнетворчество);

5) воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

В.А.Караковский считает, что содержание воспитания определяют 8 общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек.

Интересной представляется программа воспитания, созданная А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком. В основание положены «отношения личности со средой». Порядок программы:

1. Отношение к вещам.

2. Отношение к природе и животным.

3. Отношение к отдельным людям.

4. Половая любовь.

5. Отношение к социальной группе.

6. Отношение к семье.

7. Отношение к государству.

8. Отношение к труду.

9. Отношение к материальному обеспечению и собственности.

10. Отношение к внешним нормам жизни (праву, к правилам вежливости и приличий).

11. Отношение к нравственности.

12. Отношение к миросозерцанию и религии.

13. Отношение к науке и знанию.

14. Отношение к искусству.

15. Отношение к себе самому (к своей физической психической жизни, к своей личности).

Лейтмотивом «Программы воспитания школьника» Н.Е.Щурковой выступает «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. Реальный, конкретный, жестокий, понятный и непостижимый мир, полный проблем, которые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром». Программа построена по возрастному принципу, ибо для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека... формирование принципов ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ как принципов собственной жизни.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.

2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.

3. Как соотносятся понятия «развитие», «воспитание», «социализация» и «инкультурация»?

4. В каком соотношении понимают в педагогике понятия «обучение» и «воспитание»?

5. Какую роль играет воспитание во внеучебной деятельности?

 

Литература:

Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. - СПб., 2001.

Вульфов Б. З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М., 2000.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. - М., 2002.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.

Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. - М., 1994.

Педагогика: Учеб, пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.

Педагогика / Сластенин В.А., Исаев В.А., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1836;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.