ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ «ОТНОШЕНИЕ» КАК СУТЬ ВОСПИТАНИЯ
А теперь - о самой сути воспитания, которая и позволит ответить на вопрос «Как воспитывать?», т.е. выстроить методику воспитания.
А теперь обратимся к известным мыслителям, философам, педагогам, общественным деятелям. К. Маркс: «...сущность личности... есть совокупность всех общественных отношений». К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». А.С.Макаренко, говоря о трудновоспитуемых детях, несовершеннолетних правонарушителях, неоднократно писал, что в этих случаях мы имеем дело «не с технической дефективностью личности, а с испорченными отношениями личности с обществом». С родителями, педагогами, просто встречными людьми, с нравственными и правовыми нормами...
Современная психология определяет позицию личности (т.е. успешность ее деятельности, самочувствие в общении с другими людьми, поведение...) как «место личности в системе общественных отношений» (политических, экономических, социальных, правовых, половых, материальных...).
Во всех приведенных выше жизненных примерах и теоретических доводах есть общее понятие — ОТНОШЕНИЕ. Нетрудно заметить, что нравственная воспитанность ассоциируется с хорошим, позитивным отношением, а безнравственность, нравственная невоспитанность или незрелость с негативным отношением. Не значит ли это, что категория «отношение» есть сущностная характеристика воспитания?
Попробуем рассуждать несколько иначе, идя от только что родившегося человека — ребенка. Он, этот беспомощный несмышленыш, имеет много человеческого (внешнее и внутреннее строение органов, инстинкты, задатки и собственный опыт внутриутробной жизни и жизни после рождения), но и еще, по меткому выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?», положенный в основу познавательной потребности. Малыш, схватив пальчиками погремушку, начинает ее изучать: грызет, лижет, рассматривает, гремит (слушает). Выхватив из обширного поля зрения лицо человека, склонившегося над колыбелькой, начинает его ощупывать, щипать, захватывать беззубыми десенками.
Чтобы понять суть воспитания, надо хорошо разобраться в том, что такое отношение. Какова его природа? В чем педагогический смысл этой философско-психологической категории? Видимо, прежде всего, надо ПОНЯТЬ, откуда оно, это отношение берется, как возникает?
Центром гуманистической педагогики, принятой нами за идеал, является развивающаяся ЛИЧНОСТЬ ребенка. Она, эта ЛИЧНОСТЬ, существует, проявляется и развивается в деятельности: интеллектуально –познавательной, трудовой, общественно - полезной, художественной, физкультурной, игровой, в свободно выбиваемой деятельности общения на досуге. Развиваются все органы и все сферы ЛИЧНОСТИ. И при этом ребенок вступает в определенные, заданные, материальным и человеческим окружением отношения добра — зла, истинного — ложного, прекрасного — безобразного. В общении с предметами, явлениями, ценностями материального и духовно мира складывается определенный опыт отношений;
Значит, есть «три кита» воспитания: ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЕ, между собой взаимосвязанные, неразрывные. Обогащение деятельности детей ведет к обогащению отношений, а следовательно, к прогрессивному развитию личности. Введение в деятельность детей безнравственных отношений к предмету деятельности, к людям, неизбежно приводит к появлению безнравственных качеств личности. Личность безнравственная, вступающая в руководство даже позитивной деятельностью, насаждает неизменно безнравственные отношения людей в этой деятельности.
ОТНОШЕНИЕ с точки зрения психологии определяется как взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта к другим объектам, явлениям, свойствам.
Итак, в развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процесса: первый — накопление знаний о мире, навыков и умений их применения в жизни, на практике и способов их получения. Это удел обучения в самом широком смысле этого слова — от материнских уроков, как есть горячую манную кашу, рисовать домик, приласкать котенка, поздравить дедушку... до самых высоких достижений современного образования. И второй — процесс формирования отношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения. Возьмем для примера детские открытия в области отношений (именно отношений, а не знаний!), которые поднимают или отбрасывают их назад в нравственном, эстетическом, экономическом, правовом, половом, социальном развитии, т.е. влияют на уровень воспитанности.
Еще один ракурс проблемы отношения как категории педагогической: оно по своей природе — категория ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек САМ на основании своих имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев, оценок, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, людям, живой - неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.
Но как же тогда быть педагогу, задавшемуся целью сформировать определенное отношение учащихся к какой-то определенной ценности? Очевидно, надо так представить отношение, чтобы оно настолько поразило, удивило, поразило воспитанника, чтобы он его принял, захотел присвоить.
Отношение существует, проявляется, выявляется... в трех формах — рациональной, эмоциональной и поведенческо - деятельностной.
- Форма рациональная (сфера сознания личности).
Первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое. Чтобы сформировать систему знаний о мире и постоянную потребность их пополнения.
- Форма эмоциональная предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Учеба с увлечением! Общение -
радость! Поход - восторг! Музыка - чудо! Культура - возвышенно! Предательство друга - негодование! Понятен становится совет умудренного жизнью человека - хочешь добиться жизненного успеха, начни с вызывания в себе ощущения, что тебе радостно, интересно и приятно жить, несмотря ни на что. Люди давно придумали способы развития человека: эмоционально положительное состояние души, способы очищения души (катарсис), воздействие на человека поэзией, музыкой, театром, природой, одухотворенным человеком.
Следовательно, вторым важным звеном содержания воспитания должно быть создание опыта сопереживания позитивного при встрече с ИСТИНОЙ, ДОБРОМ и КРАСОТОЙ и негативного при встрече с ЛОЖЬЮ, ЗЛОМ и БЕЗОБРАЗНЫМ. Цель — развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу личности школьника.
- И, наконец, форма поведенческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Логика такая: знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий).
Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, т.е. систему его отношений к окружающему миру.
Значит, для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создавать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек.
Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видов деятельности.
И еще одна важная идея в таком подходе к воспитанию: любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия (от глобального общешкольного мероприятия до педагогического «как сегодня получилось, что ты»...) будут эффективными, если содержат в себе воздействия сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоционалъную и поведенческо-деятельностную.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1467;