Воспитание: сущность, назначение, современные идеи

Воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д.Ушинский писал: »Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет...»

Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.

Таким образом, воспитанию во все времена придается большое значение.

Несмотря на то, что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности.

В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В условиях доминирования марксистской идеологии воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления является для исследователя наиболее значимым. Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего, такая связь объективно сосуществует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появления физических и личностных новообразований в человеке.

Общие признаки, характеризующие воспитание.

Во-первых, воспитание — это процесс, т.е. динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Этот означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется, прежде всего, теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, гуманистическая направленность. Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует в человеке негативные, антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя с воспитанником. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.

Необходимо отметить дуализм в понятии воспитание. В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили: тесном). В первом случае воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов и практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, творческую активность).

В дальнейшем мы рассмотрим различные аспекты термина воспитание, которые придают ему специфический смысл. Сущность этого понятия может быть раскрыта после рассмотрения этих аспектов.

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от норм, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Различают стихийную и контролируемую социализацию. Естественно, стихийная социализация существенным образом влияет на воспитанность ребенка. На него оказывает влияние окружающая среда, и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства он включается.

Таким образом, можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач — социальной адаптации и социальной автономизации личности.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации — самопознание личности — предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс воспитания предполагает целенаправленные воздействия на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание.

Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

Воспитание как управление развитием личности. Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, способствовать тому, чтобы человек достиг собственной вершины.

Развитие личности представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Процесс предполагает разрешения различного рода противоречий, которые являются источниками развития: между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;

• между потенциалом ребенка и возможностями его реализации;

• между целями, которые ставит перед собой ребенок и условиями их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах человека.

Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

• уровень актуального развития — отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;

• «зона ближайшего развития» — отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества с взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка; то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), психики (психическое развитие) и личности (социальное развитие). Развитие это начинается с самого начала жизни. Ему способствуют уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Конфуций сказал: Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору.

Воспитатели реализуют комплекс средств, направленный на достижение оптимального результата в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают разнообразные воздействия на него. Этот процесс можно назвать управлением. В нем реализуется весь спектр оперативных функций управления: целеполагание, планирование, организация, анализ и т. п.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

На первом этапе инкультурации дети осваивают самые общераспространенные, жизненно важные элементы своей культуры. При этом инкультурация характеризуется целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. В любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики.

Инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность.

Главная отличительная особенность инкультурации — выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.

Первый этап инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль за проникновением в культуру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности — совокупности установок и предрасположенностей. В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал первый или второй подход.

В педагогике всегда существовало смешение идеальных и реальных целей. Нередко в качестве единственно приемлемых выдвигались идеальные цели, и это не давало возможности зафиксировать реальный результат, достигнутый педагогами.

Цели рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Что такое гармоническое развитие в современном понимании? Это идеал, к которому должен стремиться прежде всего сам человек. Кроме того, это ориентир для педагога, придерживаясь которого, он определяет содержание своей деятельности.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. При этом надо четко представлять себе, что гармонично развитый человек — лишь идеал и одновременно ориентир для определения реальных целей, которые не противоречат этому идеалу.

Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. По сути, реальная цель — это цель-результат, и она не может быть поставлена перед всеми учащимися. Реальная цель всегда персонифицирована. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.

Реальные цели соотносятся с процессуальными целями (целями-направлениями), т. е. теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся. Разработка таких целей возможна и необходима с учетом существования индивидуальных психических и личностных качеств, и направлена на их развитие. Разработка целей-направлений должна осуществляться в двух аспектах: с точки зрения объективно заданного социального заказа, отражающего общественные потребности в определенной личности и индивидуальности (телеологический аспект), и с точки зрения субъективно заданного, диктуемого особенностями и потребностями развития собственно человека (аспект существования).

Особенность воспитания в современной школе – это смена парадигмы воспитания. Суть смены парадигмы – это переход от авторитарной педагогики к гуманистической или личностно-ориентированной.

Идеи гуманистической парадигмы:

1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он ест, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.

- Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).

- «Педагогика свободы» (О.С.Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми.

З. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение — категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей — политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться проигрывать» сложные жизненные коллизии...

Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а человек культуры, сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности...

5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным соучастником детской жизни.

6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная. — Л.М.) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением»

7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят понятия: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель ↔ воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д. Сюда же можно отнести идею много- (или мульти-) культурного воспитания

И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

Таким образом, воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально культурных ценностей общества и, как следствие, развития индивидуальности, самоактуализации личности.

Основные признаки воспитания:

- Целенаправленность всего воспитательного процесса. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников, планирование На их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель двуедина:

- освоение социально-культурных ценностей общества,

- развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

И в более узком смысле предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия.

2. Триединая сущность воспитания. Воспитание есть «три кита» в одном.

- Средство. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств.

- Процесс. Воспитание мы рассматриваем как процесс, так как оно связывается с постоянными изменениями личности участников в воспитании.

- Результат. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств; в этом диалектичность воспитательного процесса.

3. Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе — самовоспитания, саморазвития. С этой точки зрения продуктивна идея педагогической поддержки.

4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя объединения, родителей). Поэтому одним из основополагающих направлений (забот) педагога, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды.

5. Важнейшим (можно сказать центральным) признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-первых - это организация освоения ценностей общества (понятие «культура). Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, т.е. воспитание «человека культуры».

Вторая сторона двуединого содержания воспитания - развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание — процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника, специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом состояния счастья», что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога.

7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и т.д. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал - мастер высокого класса — человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т.е. сам занимающийся самопознанием и саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 4575;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.