Рост числа газет и тиражей.
Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета "Культура и жизнь". Будучи органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов. Первый номер газеты "Культура и жизнь" вышел в конце июня 1946 г. Ее директивный тон определила передовая статья "Выше уровень идеологической работы!". Исполнению высказанного требования она посвятила всю свою деятельность. "Культура и жизнь" занимала непримиримые позиции по отношению к изданиям, которые отступали от сложившихся стереотипов славословия в адрес партии, советской власти. "Безликий журнал" - так озаглавила газета критическую статью, посвященную журналу "Ленинград". Вслед за ней резкой критике был подвергнут журнал "Звезда". Это было лишь началом необоснованных обвинений в адрес ленинградских журналов. Затем последовало постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"». В следующих номерах газета напечатала доклад А. Жданова об этих изданиях и десятки различного рода материалов, обвинявших эти издания, их редакции и авторов в беспринципности, идеологическом отступничестве, приверженности буржуазному мировоззрению.
Беспощадную травлю работников искусства, культуры, литературы начала газета после принятых ЦК ВКП(б) постановлений «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере "Великая дружба"» и др.
В газете "Культура и жизнь" регулярно публиковались обзоры печати. Они были одной из форм партийного руководства прессой. Поэтому объектом анализа в обзорах печати стали различного типа периодические издания: республиканские газеты "Заря Востока", "Правда Востока", "Советская Киргизия", краевые - "Алтайская правда", "Тихоокеанская звезда" и многие др. Критические статьи и обзоры печати в обязательном порядке перепечатывались изданиями, в адрес которых высказывалась критика, с примечанием "От редакции". В них признавалась правильность высказанных замечаний и сообщалось о принимаемых мерах для их устранения. "Культура и жизнь" издавалась до конца февраля 1951 г. Газета просуществовала более четырех с половиной лет. За это время на ее страницах были опубликованы многочисленные документы, касавшиеся характера, содержания, различных сторон деятельности системы средств массовой информации страны.
За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации.Классификация их позволяет обозначить три основные группы вопросов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического и идейного содержания печати и повышения ее роли в политическом воспитании трудящихся. К этой наиболее многочисленной группе документов относятся постановления: "Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет "Молот" (Ростов-на-Дону), "Волжская коммуна" (Куйбышев) и "Курская правда" (июль 1946 г.) и др. Анализ различного типа газет, проведенный ЦК ВКП(б), показал, что профессиональный и культурный уровень большинства из них был низким. Редакции некоторых газет не располагали необходимой информацией о положении дел на местах, уходили от проблем местной жизни.
Причины серьезных недостатков в деятельности прессы ЦК ВКП(б) усматривал в оторванности редакций газет от партийных органов, в ослаблении партийного руководства печатью. Целям укрепления партийного руководства служили постановления, принятые во второй половине 40-х — начале 50-х гг., касавшиеся почти всех типов газет: центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных. В их числе постановление о газетах "Труд" (1946), "Социалистическое земледелие" (1948), "Гудок" (1951), "О мерах по улучшению районных газет" (1952) и др. При всем директивном характере принимавшихся документов в целом они способствовали росту идейного и организационного воздействия журналистики на различные стороны жизни общества.
Совершенно иную, пагубную для советской литературы и искусства роль сыграли антидемократические постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (1946)[2], «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере "Великая дружба"» (1948)[3] и ряд др. По мнению А. Жданова, основного инициатора принятия этих документов, они призваны были поднять идейный уровень советской литературы, публицистики, журналистики, искусства, поэзии, драматургии. Лишенные объективной оценки, эти постановления подвергли грубой, жесткой, ничем не обоснованной и не оправданной критике многих известных деятелей советской культуры - Анну Ахматову, М. Зощенко, Дм. Шостаковича, В. Мурадели, Дм. Кабалевского и др.
На страницах печати и в творческих коллективах развернулась травлядеятелей культуры, литературы и искусства, обвинявшихся в космополитизме. Вскоре эта кампания переплелась с. еще одной политической акцией, получившей название "кампания борьбы за чистоту материалистической науки, против вейсманизма и морганизма". В космополитизме, преклонении перед буржуазным Западом обвинялись сотни талантливейших советских ученых, работавших в области естественных наук, в том числе биологии, генетики.
Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю.В своем стремлении любой ценой реализовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Некоторые центральные и местные издания, и в их числе "Правда", "Культура и жизнь", "Ульяновская правда", "Уральский рабочий", "Правда Украины", "Красное знамя" (Харьков) и другие творческое обсуждение художественных проблем подменяли их субъективными оценками и администрированием. Они встали на путь наговоров и клеветы на видных деятелей литературы и искусства, ученых — биологов, генетиков, физиков, многие из которых были репрессированы. Допущенный акт беззакония не мог быть оставлен без внимания в новой политической ситуации, сложившейся в стране в конце 50-х и во второй половине 80-х гг. Под давлением общественности в 1958 г. и в 1988 г. ЦК КПСС вынужден был признать ошибочными постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград", о репертуаре драматических театров, об опере "Великая дружба" и др.
В послевоенные годы с особой остротой встал вопрос о повышении интенсивности издательской деятельности.К концу 40-х гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В планах работы издательств "Советский писатель", "Московский рабочий", "Молодая гвардия" и других важнейшее место также занимает выпуск политической литературы. К началу 50-х гг. в стране насчитывалось около 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств, выпускавших сотни миллионов книг и брошюр на 78 языках народов СССР.
В первые послевоенные годы острой необходимостью стало укрепление связей редакционных коллективов с массами. В принятых директивных документах рассматривались пути преодоления серьезных упущений в организационно-массовой работе советской прессы. В частности, речь шла о недостатках в работе редакций газет "Советская Сибирь" (1949 г.), "Известия" (1951 г.) и некоторых других с письмами трудящихся. Узость тематических выступлений печати, уход от критики во многом были связаны с тем, что редакции недооценивали значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, не был налажен учет писем, контроль за их прохождением. К середине 50-х гг. отношение в редакциях к читательской почте заметно изменилось.
В конце 40-х гг. благодаря реализации мер, разработанных в директивных документах, усилилась организационная структура аппаратов редакций. В краевых и областных газетах были организованы секретариаты, в республиканских, краевых и областных газетах созданы редакционные коллегии.
В послевоенные годы интенсивно осуществлялась реорганизация структуры ТАСС.Развивается внутрисоюзная сеть агентства. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, в Прибалтийских республиках восстанавливаются и расширяются республиканские отделения ТАСС, при помощи местных партийных и советских органов создаются республиканские телеграфные агентства - РАТАУ, Бел ТА, ЛатТАГ и т. д. В аппарате ТАСС организуются региональные главные редакции. Осуществляется жесткая централизация деятельности республиканских и местных отделений ТАСС.
Радикальные перемены, происшедшие после второй мировой войны во всем мире, потребовали расширения службы зарубежной информации ТАСС. К середине 50-х гг. корреспондентские пункты агентства открываются во многих странах Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. Возраставший поток зарубежной информации требовал ее отбора, систематизации, дифференцированного распространения. Решение этих задач взяли на себя созданные в структуре зарубежной информационной службы ТАСС региональные редакции по группам стран или континентам.
Меры по организационному и техническому укреплению периодической печати, ТАСС положительно сказывались на деятельности и других звеньев системы средств информации и в том числе радиовещания. Уже в последние месяцы Отечественной войны принимались меры по дальнейшему развитию радиовещания в стране, по подготовке его к работе в мирных условиях. В октябре 1944 г. постановлением правительства была определена программа неотложных мер по укреплению материально-технической базы радиовещания и восстановлению на новой технической основе телевидения.
7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио.В этот день после длительного перерыва, вызванного войной, в Москве состоялась первая телевизионная передача. В октябре 1945 г. разрабатываются меры, предусматривавшие организацию телевизионного вещания в Москве сначала на довоенном стандарте четкости изображения, т.е. 343 строки, а затем, после реконструкции Московского телевизионного центра, - на 625 строк. Предусматривалось также строительство телевизионных центров в Ленинграде и Киеве.
15 декабря 1945 г. Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. На развитии телевидения сказывалось благотворное влияние радиовещания. Позитивную роль играл и факт их совместного существования в общих организационных рамках Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х гг. еще трудно было полностью предвидеть возможности телевидения. В ту пору предполагалось, что задачи радио и телевидения совпадают. На основе подобных суждений строилась их деятельность.
1947 г. стал началом заметного повышения роли отечественного радиовещания в информированности масс, в их политическом воспитании и повышении культурного уровня. Растет объем информационных программ "Последние известия", регулярными становятся новые радиоциклы "Наша Родина", "На темы дня", "Радиокалендарь", "Новости науки и техники", "У карты мира" и др. Постепенно восстанавливаются и получают дальнейшее развитие все виды художественного вещания. В программах Всесоюзного радио растет удельный вес литературных передач, радиотеатра и других литературно-драматических форм.
К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача - репортаж с футбольного матча на стадионе "Динамо".
22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы. Для успешного решения задач, вставших перед телевидением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет — промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать — впервые в истории телевидения — журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было время повседневной учебы, неустанных творческих поисков, связанных с формированием документального телевидения.
Первые достижения не заставили себя ждать. В ноябре 1954 г. был передан в эфир первый телевизионный очерк известного публициста Евг. Рябчикова.Очерк рассказывал о строительстве электростанции на Ангаре. Передача состояла из монтажа кинокадров, макетов, схем, фотографий и других документальных материалов, показ которых был объединен в единое целое выступлением автора перед камерой и его же закадрового комментария. Евг. Рябчиков с той поры стал автором и комментатором многих телевизионных передач.
Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 г. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики "Красный Октябрь". С тех пор событийный репортаж все чаще появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой частью программ Центрального телевидения.
С января 1955 г. ежедневным стало московское, а с октября 1956 г. - ленинградское телевидение. Вступила в строй действующих Свердловская студия телевидения[10]. К середине 50-х гг. наметилась тенденция к росту числа телевизионных журналов, несших в себе оперативную информацию. В 1956 г. на Московской студии телевидения была создана редакция "Последних известий".
К 1955 г. в стране насчитывалось около миллиона телезрителей, мощность радиостанций за прошедшее пятилетие возросла вдвое. В стране действовало 26 млн. радиоприемных устройств. Неуклонно расширялась аудитория радиослушателей.
Первые послевоенные месяцы для журналистики оказались особенно сложными. Приходилось резко перестраивать ее характер и содержание, направлять усилия масс на восстановление разрушенного войной хозяйства. В руинах лежали более 70 тысяч городов, поселков и деревень. Почти полностью были разрушены Сталинград, Севастополь, Киев, Минск, Одесса, Смоленск, Орел, Харьков, Ростов-на-Дону и многие другие города.
В передовой новогоднего, 1946 г., номера "Правды" нашли отражение основные задачи, вставшие перед народами страны в первый послевоенный год. Труженики города и деревни, отмечала газета, должны продолжить беспримерный патриотический подвиг военной поры в условиях мирного строительства и дать стране новых героев мирного созидательного труда. "Пусть их самоотверженный труд и патриотическая инициатива, - заключала "Правда", - движут вперед нашу Родину, укрепляют ее могущество, множат ее славу!".
Центральная, республиканская и местная печать каждый день содержала все больше сообщений о том, как шаг за шагом трудящиеся страны преодолевали послевоенные трудности.
В марте 1946 г. был утвержден четвертый пятилетний план, целиком направленный на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Обнародовав Закон о пятилетнем плане на 1946-1950 гг., печать развернула большую работу по его разъяснению. Речь идет не только о публикации серии материалов, посвященных рассмотрению разделов пятилетнего плана в целом и по отдельным регионам страны. Редакции газет, журналов, радио систематически помещали статьи и другие материалы, показывавшие, чего достигнет страна в результате выполнения послевоенной пятилетки. Причем на первых порах главное внимание уделялось восстановительным задачам пятилетки.
В заголовках передовых статей, в аншлагах специальных полос и подборок постоянно присутствовал призыв: "Быстрее залечим раны, нанесенные стране войной!" Газеты вдохновляли массы на решение задач первоочередного восстановления и развития тяжелой индустрии и железнодорожного транспорта, на подъем из руин Донбасса и Днепрогэса, на восстановление промышленного и сельскохозяйственного потенциала и достижение их довоенного уровня. Из номера в номер на первых полосах газет помещались подборки материалов, сопровождаемых рубрикой "На стройках пятилетки". Газеты публиковали репортажи, хронику восстановительных работ, фотоокна, отдельные фотоснимки.
Как и в годы предвоенных пятилеток, печать оказала заметное агитационное и организационное воздействие на возрождение лозунга "Пятилетку - в четыре года!". Так, "Правда" опубликовала обращение коллектива Макеевского металлургического завода с призывом начать Всесоюзное соревнование по отраслям промышленности за выполнение и перевыполнение пятилетки. Последующие публикации не только "Правды", но и других газет страны показывают, что призыв макеевских металлургов нашел широкую поддержку.
В материалах прессы содержалось немало сообщений о новых начинаниях передовиков производства, о массовых движениях трудовых коллективов.
В одном из февральских номеров за 1946 г. "Известия" писали: "При всей сложности восстановительных работ в промышленности поднять сельское хозяйство будет еще труднее". Это было действительно так. Четыре года понадобилось для того, чтобы преодолеть последствия войны в сельском хозяйстве. Однако в дальнейшем административно-командное давление партийных органов на ведение сельского хозяйства стало сказываться более пагубно. Сельская проблематика в печати ограничивалась сообщениями о ходе ремонта техники в МТС, о ходе сельскохозяйственных кампаний, о темпах сдачи зерна государству. Подавляющая часть периодических изданий уходила от волновавших крестьян вопросов, отдавая предпочтение проблемам промышленного производства.
В выступлениях печати и радио конца 40-х - первой половины 50-х гг. сообщалось о новых успехах в развитии тяжелых отраслей индустрии, в электрификации страны. В самых восторженных тонах рассказывалось о грандиозных победах человека над природой, звучали гимны в честь героев "сталинских строек коммунизма" - строителей Куйбышевской, Каховской, Волжской, Горьковской гидроэлектростанций, Волго-Донского судоходного канала. И никто из журналистов даже не задумывался о пагубных народнохозяйственных и экологических последствиях вторжения человека в природу, о том, что затопление миллионов гектаров плодородных земель, лесных угодий, причинит народному хозяйству страны неисчислимые потери.
В октябре 1952 г. на XIX съезде Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) - ВКП(б) - получила новое название — Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).
В марте 1953 г. умер И. Сталин. Вскоре, хотя и очень сдержанно, впервые заговорили о беззакониях, допущенных им и его ближайшим окружением.
4. «ОТТЕПЕЛЬ»
Появление в "Правде" и журнале "Новый мир" острых публицистических выступлений В. Овечкина явилось началом нового этапа глубокого и правдивого отображения колхозной жизни. Овечкин первым из публицистов заговорил о наболевших вопросах колхозной деревни, в частности о вреде партийного руководства сельским хозяйством, подменявшего руководителей хозяйств и специалистов. Очерки Овечкина "Районные будни", "В том же районе", "Борзов и Мартынов", "На переднем крае", "Своими руками", "Два костра" обратили на себя внимание не только высоким мастерством, но главное - показом жизни без всякого затушевывания недостатков.
С большим интересом встретила читательская аудитория и очерк А.Калинина "На среднем уровне", опубликованный в "Правде" и раскрывавший инертность и склонность к перестраховке руководителей районного масштаба. Сельской проблематике посвящали свои очерки и статьи А. Колосов, И. Рябов, Г. Троепольский, В. Тендряков, В. Величко и др.
В период освоения целины возродились многие формы массовой работы редакций газет 30-х гг., и в первую очередь выездные редакции. Они выпускали не только представляемую ими газету на целине: "Комсомольская правда" на целине", "Правда" на целине" и т.д. Выездные редакции газет республик Средней Азии и Казахстана готовили обменные полосы и объединенные номера. В 1958-1959 гг. регулярно стали выходить целевые номера с единой целинной проблематикой. Они создавались творческими усилиями редакций пяти республиканских газет: "Казахстанской правды", "Правды Востока", "Советской Киргизии", "Туркменской искры", "Коммуниста Таджикистана".
В декабре 1947 г. редакция газеты "Труд" положила начало новой форме массовой работы - "стахановским вторникам". Проводились они редакцией совместно с отраслевыми профсоюзами и министерствами и преследовали цель распространения передового опыта в различных отраслях промышленности. "Стахановские вторники" регулярно проводились в дальнейшем и другими редакциями: николаевской областной газеты "Бугская заря", ростовской областной газеты "Молот" и др.
Стремясь использовать различные формы работы с массами, редакции часто приглашали рабочих и сельских корреспондентов принять участие в общественных рейдах. Материалы рейдовых бригад "Ленинградской правды", "Уральского рабочего", "Горьковской коммуны", "Советской Киргизии" и многих других газет касались важнейших вопросов организации производственных процессов на заводах машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, экономии сырья, материалов, бережного расходования электроэнергии, вскрывали серьезные упущения в работе трудовых коллективов.
5. «ЗАСТОЙ»
Вторая половина 60-х гг. была связана со стремлением отечественной журналистики избавиться от недостатков, имевших место в недавнем прошлом: односторонности в оценке фактов, элементов произвола. Прессе предстояло преодолеть пагубные последствия волюнтаризма. И в первые пять лет пребывания Л. Брежнева во главе партии это было возможно. Печать без прикрас заговорила о тех, кто добросовестно относился к порученному им делу.
Административно-командная система с большой торжественностью отмечала знаменательные даты в жизни страны - 40-, 50-, 60-летие Октябрьской революции, 40-, 50-, 60-летие образования СССР. Выпускались целевые номера, специальные полосы, посвященные различным историческим вехам жизни страны, всем республикам Союза ССР, проводились фотоконкурсы "Октябрь - год 50-й", "Великому Октябрю - 60" и др. В центральной и местной печати вводились постоянные рубрики: "Умножим богатство Родины", "Трудовые подарки Октябрю", "Больше продукции, меньше затрат!", "Юбилейному году - высокий урожай", "Юбилейная вахта Москвы", "Юбилейный шаг Урала", "Советская Армения к юбилею", "Земля, преображенная Октябрем" и др.
"Идем к Октябрю" - так называлась рубрика, ежедневно появлявшаяся на первой полосе "Правды". Публиковавшиеся здесь материалы рассказывали о трудовых победах горняков, машиностроителей, металлургов, представителей десятков других профессий промышленности и сельского хозяйства. Тысячи писем пришли в редакцию "Правды" в ответ на ее просьбу рассказать на страницах газеты о своей жизни, прислать документы, материалы и фотографии, отражавшие памятные вехи в жизни авторов писем. Сотни подобных размышлений, документов, фотографий увидели свет в специально открытой газетой рубрике "О времени и о себе".
Среди юбилейных циклов публикаций в многонациональной советской журналистике особое место заняли материалы рубрики "Октябрь в судьбах людей". Появившаяся в "Правде", она получила свое развитие и продолжение во многих республиканских, краевых и областных газетах. В значительной своей части - это очерки о людях, трудовой, духовный и нравственный мир которых целиком отражал идеал общества, строящего "коммунистическое завтра".
Анализируя деятельность печати, радио, телевидения начала 70-х гг., следует отметить увлечение СМИ такими сюжетами, как освещение хода социалистического соревнования, вопросов комплексной механизации и автоматизации производства, их собственного участия в поисках путей повышения производительности труда и культуры производства. Но в этих материалах не было системы, не было попыток оценки реальных результатов собственной деятельности. Вот лишь один факт. В начале 70-х гг. по инициативе "Правды" развернулось движение "Ни одного отстающего в бригаде". Больше года в "Правде", "Комсомольской правде", "Труде", во многих республиканских газетах рассказывалось об этом движении. Нельзя упрекнуть печать в том, что освещение развернувшегося движения было скучным и однообразным в жанровом отношении. Были очерки и репортажи, беседы и зарисовки. Все было, кроме одного: попытки анализа результатов собственной деятельности. Действительно ли стало меньше отстающих в бригадах или все осталось по-прежнему?
Вместо этого печать переключалась на освещение нового почина, провозглашенного газетой "Труд". На первые полосы газет вышел призыв "Отдел технического контроля - на каждом рабочем месте". И опять все повторилось вновь. В очередной раз выявилась противоречивость советской журналистики: с одной стороны - взлет творческих поисков, жанровое многообразие, с другой - формализм в осуществлении главной цели своей деятельности.
Советская журналистика на протяжении всей своей истории выполняла охранительные функции. Будучи однопартийной, она стала составной частью партийной структуры, взяв на себя миссию идеологического обеспечения деятельности административно-командной системы. Пресса не видела противоречий, деформаций, она изобиловала материалами об успешном выполнении планов пятилеток, строительстве материально-технической базы коммунизма, формировании новых общественных отношений на селе, воспитании нового человека, о величайших достижениях в решении национального вопроса.
Своеобразным итогом торжества идей социализма, успехов общества "развитого социализма" стал телесериал "Год за годом", посвященный 60-летию Октябрьской революции. Это публицистическая лента, построенная на воспоминаниях современников, в которой хотя и были сделаны попытки правдивого отображения исторического прошлого советского государства, но не названы причины тех нарушений законности, того сохраняющегося еще административно-командного режима, который сделал возможным преследование и суровое наказание инакомыслия и в сталинскую пору, и в последующие годы. Создатели телесериала были удостоены Государственных премий. Особенно высокую оценку заслужили последние 5-6 серий, в которых воспевался Л. Брежнев как главный вдохновитель всех побед советского общества.
Создатели ленты, восторгаясь личностью Генерального секретаря ЦК КПСС, возвеличивали его заслуги в преодолении волюнтаризма и субъективизма Хрущева, забывая о том, что сам он ровным счетом ничего не сделал для дальнейшего развенчания культа личности Сталина и реабилитации миллионов безвинных жертв сталинского правления. Больше того, стало предаваться забвению решение "О культе личности и его последствиях", в некоторых случаях вообще возрождались традиции культа. В частности, возвеличивание личности самого Л. Брежнева преподносилось как необходимость укрепления авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. И награждение "Звездами героя", и восторженные статьи, и рецензии на книги "Малая земля", "Возрождение", "Целина", вышедшие под именем Л. Брежнева, но в действительности написанные другими людьми, — все это делалось с единственной целью: показать величие личности, т. е. создать еще один культ личности.
Вся светская журналистика широко отмечала 20-, 30-, 40-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также юбилейные даты разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. В материалах печати, телевидения, радио чрезмерно преувеличивалась роль Н. Хрущева, а после его смещения - Л.Брежнева в достижении побед на фронтах Великой Отечественной войны. В то же время в прессе рассказывалось о мужестве советских воинов и тружеников тыла, публиковались статьи, воспоминания прославленных военачальников, офицеров, солдат, ветеранов труда. Советская журналистика жила славным военным прошлым страны и избегала правды о трагических страницах ее современной истории.
С 1979 г. во всей советской печати регулярными стали сообщения об интернациональной миссии ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Первоначально объяснение этому было сформулировано в духе идей социалистического интернационализма: оказать помощь братскому афганскому народу. В печати публиковались статьи, корреспонденции, интервью о благородной миссии воинов-интернационалистов, в информационных программах телевидения шли репортажи Александра Каверзнева из Афганистана. Но никто из читателей, телезрителей и радиослушателей не представлял, что советские войска ввязались в вооруженную борьбу с моджахедами, и уже в марте 1979 г. был убит первый советский воин.
Девять лет продолжались бои в Афганистане. Советская страна оказалась втянутой в боевые действия. Средства массовой информации уже не могли скрывать гибель воинов и боевой техники. Но приносимые жертвы оправдывались необходимостью исполнения интернационального долга, а о все растущих потерях умалчивалось. Самым гибельным годом оказался 1984 г. 2343 советских воина сложили свои головы на афганской земле. А всего за годы войны там погибло 13 833 воина - это русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, туркмены, отдавшие свои жизни - за что?
Однако правду об афганской трагедии страна не ведала. Созидательному пафосу советской журналистики, пропаганде достижений общества "развитого социализма", ставшими официальным фасадом советского образа жизни, "не соответствовали" сообщения о трагических событиях, происходивших в Афганистане. Воины-интернационалисты гибли за рубежами нашей страны, а в сознании их отцов и матерей она жила в мирных условиях.
В международной проблематике советской журналистики конца 50-х - середины 80-х гг. доминирующее место занимали вопросы формирования под эгидой СССР мировой социалистической системы, укреплявшегося экономического и военного союза стран СЭВ и Варшавского договора.
Для печати 70-х - начала 80-х гг. характерна неуклонно развивавшаяся тенденция борьбы с инакомыслием. Под огонь критики вновь попадает журнал "Новый мир". После публикации повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и поэмы Твардовского "Теркин на том свете" для него настали тяжелые времена. Жесткое идеологическое давление сверху, поощряемое Л. Брежневым, привело к задержкам с выходом журнала. Цензурные и "цековские" придирки приводили к сокращениям, изъятиям и другим последствиям цензуры. Все громче раздавались в печати и на различных совещаниях обвинения в адрес журнала и его редактора в "мелкотемье", в "очернении" действительности. Брежневское окружение обвиняло "Новый мир" в клевете на советский строй.
Предлогом для окончательной расправы с журналом стала новая, не увидевшая тогда света поэма А. Твардовского "По праву памяти" (опубликована лишь 17 лет спустя). Поэма послужила поводом для тяжелых политических обвинений ее автора, для травли его в коллективе редакции. Так, в феврале 1970 г. Александр Твардовский - знаменитый автор "Василия Теркина" и "Дома у дороги" - был вынужден вновь, и на этот раз окончательно, покинуть возглавляемый им журнал.
Ужесточение политического режима в стране, растущее идеологическое давление и нетерпимость к инакомыслию вызвали откровенный протест у некоторой прогрессивно настроенной части научной и творческой интеллигенции, стремление защитить гражданские свободы. Так возникло диссидентство, основными проявлениями которого стали протесты и обращения в адрес руководителей страны, в судебные и карательные органы, бесцензурная печать ("самиздат" и "тамиздат"). Начало диссидентскому движению положила демонстрация 5 декабря 1965 г. в Москве на Пушкинской площади. Дальнейшее его развитие приходится на 1968-1976 гг., когда в Чехословакию были введены советские войска для подавления там народных выступлений, и состоялись политические процессы над теми, кто обвинялся в антипатриотизме, в преступной связи с западными средствами массовой информации и разведывательными органами.
О диссидентстве советская печать долгое время умалчивала. Но о политическом процессе над А. Гинзбургом и Ю. Галансковым она вынуждена была заговорить, чтобы использовать его для обвинения подсудимых в контактах с западными разведками, с радиостанциями Би-би-си, "Европа", "Свободная Европа", с русскими эмигрантскими изданиями "Грани", "Посев" и ведении антисоветской пропаганды.
Идейное осуждение диссидентства, преследования представителей правозащитного движения повлекли за собой новую волну эмиграции. В числе высланных из страны оказался и А. Солженицын.
70-е гг. характеризуют сегодня как период застоя. Такая характеристика социально-политического состояния советского общества той поры не соответствовало реальности. Это период деформации, период, когда во многих сферах нашей жизни насаждались подхалимство, угодничество, взяточничество, коррупция, подтасовка фактов, грубое извращение реального положения дел в экономике, в национальных отношениях.
В конце 70-х - середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью.
Стремлению полностью "приручить" прессу, сделать ее послушным инструментом в руках партийных, советских, хозяйственных органов были подчинены многообразные формы партийного руководства, среди них - принятие партийных решений по различным вопросам, связанным с деятельностью СМИ, обсуждение в ЦК КПСС и на пленумах партийных комитетов вопросов о работе печати, телевидения и радио, утверждение планов работы печатных органов на бюро партийных комитетов, отчеты редакторов газет на бюро или пленуме партийного комитета, обзоры печати, редакционные и передовые статьи "Правды" и органов республиканских, краевых и областных партийных комитетов и др. Так, в рассматриваемые годы среди документов, принятых ЦК КПСС, были постановления: "О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров", "О руководстве ЦК КП Туркменистана печатью, радио и телевидением", "О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды", о работе газет "Известия", "Экономическая газета", "Советская культура", "Труд", об улучшении деятельности районных и городских газет; о журналах "Огонек", "Наука и религия", "Вопросы истории КПСС", "Советская печать" и др.
Во второй половине 70-х - середине 80-х гг. в практику партийного руководства СМИ вошли новые формы: всесоюзные и республиканское летучки, пресс-конференции секретарей партийных комитетов, руководящих советских и хозяйственных работников, встречи с ними журналистов, дни редакторов и др. Главная их цель - ограничить кругозор прессы суждениями, исходившими из директивных органов или "компетентных" лиц.
Идя за лозунгами партии, средства массовой информации восторженно говорили о реальных и мнимых достижениях, не желая замечать тех деформаций и противоречий, которые все больше проявлялись между достигнутой ступенью "развитого социализма", провозглашаемой теорией, и реальной практикой и вели страну к кризису. Прикрывая словесной завесой все больше проявляющиеся в обществе противоречия и деформации, пресса оказалась в чрезвычайно трудном положении. "Закрытые темы", командно-нажимный метод, запреты, давление сверху окончательно лишили ее возможности оценивать действительность.
Исключительно важную роль в жизни нашего общества сыграл апрель 1985 г., положивший начало широким демократическим преобразованиям.
Одним из ярких публицистов периода «застоя» является А.Аграновский.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 316;