ПУБЛИЦИСТИКА 30-х гг.

Публицистика конца 20-х-30-х гг. приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, но и в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченные цифры информационных сообщений, по­даваемые во многих газетах под общим заголовком "С фронта индустриализации", а на радио в передачах "Последних извес­тий", становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное слово публицистов позволяло чи­тателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский трак­торные заводы, воспринимать их как символы новой жизни.

Публицистика первых пятилеток представлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанр статьи. Характерной особенностью "Правды", "За индустриализа­цию", "Социалистичной харькивщины", белорусской "Звязды" и других газет стала публикация экономических обозрений, откры­тых писем, коллективных обращений и отчетов.Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советские жур­налисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин и другие вводят в корреспонденции элементы публицистики.

Все заметнее на страницах периодических изданий становит­ся очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутреннему разделению очерка по различным типам и видам. Одно из ведущих мест занял индустриальный очерк. Им мастер­ски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицом человека труда, обуреваемого жаждой творческого сози­дания. Знакомство с героями очерков Б. Горбатова "Чугун", "Риск", "Коминтерн", "Гребенка" и других поможет понять духовный мир автора, его пристрастие к натурам мужественным. Неуемность, самоотверженность героев Горбатова как нельзя луч­ше характеризуют и его самого: он участник экспедиций в Аркти­ку в 1935 и 1936 гг., героических перелетов экипажей Молокова на Северный полюс. И отовсюду неизменно посылал в "Правду" очерки и корреспонденции о трудовых буднях советских людей.

В публицистике 30-х гг. особо выделялся и сельскохозяй­ственный очерк. Многое для его развития и становления сдела­ли Вл. Ставский и А.Колосов.

Различия в специфике общественных отношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на раз­личные темы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массового социалистического соревно­вания, движения передовиков и новаторов производства вызы­вают к жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жу­ков, А. Авдеенкои др.

Новым чертам в облике страны посвящался путевой очерк. Это в первую очередь очерки М. Горького "По Союзу Сове­тов", опубликованные в созданном им первом очерковом жур­нале "Наши достижения". С именем Горького связано создание журналов "СССР на стройке", "Колхозник", "За рубежом", "Литературная учеба". В периодической печати часто публико­вались его очерки, статьи, заметки и не только на литературные, но и на общекультурные, общеполитические, производствен­ные, бытовые темы.

Великолепные путевые очерки принадлежали перу М. Шагинян, в их числе "Советское Закавказье", впечатляющими были очерки П. Павленко "Путешествие в Туркестан" и др.

В решении проблем идеологического обеспечения концепции социалистического строительства плодотворным оказалось ис­пользование и других жанров публицистики, интересных, ори­гинальных форм подачи материалов. В 30-е гг. расцветает талант М. Кольцова - репортера, очеркиста, фельетониста. Его пре­красные репортажи "Три дня в такси", "Семь дней в классе", фельетоны "Иван Вадимович - человек на уровне", "К вопросу о тупоумии" и другие отличаются верностью жизненной правде, умением публициста осмыслить их политически, показать в ма­лом большое, животрепещущее.

Одним из самых популярных фельетонистов в 30-е гг. был М.Зощенко. Он создал галерею сатирических персонажей, по­родивших понятие "зощенковский герой": "лицо официаль­ное", "дама в фельдекосовых чулках и шляпке", "коммуналь­щик" и др. Зощенко явился создателем оригинальной комичес­кой новеллы, совершенно неповторимого художественного сти­ля. В таких фельетонах-новеллах, как "На живца", "Аристократ­ка", "Баня", "Нервные люди", "Научное явление" и других ав­тор как бы снимает различные социально-культурные пласты, добираясь до тех, где гнездятся истоки равнодушия, бескуль­турья, пошлости.

Если М. Зощенко опирался на опыт беллетристических жан­ров, то другой видный сатирик и юморист, Александр Зорич, использовал документально-публицистические традиции, шел от газетного фельетона. Он, как и М. Кольцов, долгое время ра­ботал в "Правде". В 30-е гг. советское общество под влиянием коммунистической пропаганды было охвачено стремлением к социальным переменам. Вместе с тем своеобразные формы про­явления получает зло, изощряется плутовство. Отсюда смена те­матических ориентиров Зорича. Если в конце 20-х гг. его волно­вали уродливые явления быта, то теперь внимание сатирика привлекают факты ловкого и энергичного приспособленчества к новым условиям жизни. Разоблачению подобного рода проявле­ний в обществе посвящает Зорич цикл фельетонов: "Елки-пал­ки", "Герой", "Общий знакомый" и др.

От фельетонов М. Кольцова, М. Зощенко, А. Зорича заметно отличаются фельетоны Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они не схожи ни по внешней композиционной структуре, ни по харак­теру отбора фактов. Совместная деятельность Ильфа и Петрова началась в "Гудке" и затем продолжалась в юмористических журналах и в "Правде". Они очень много сделали для создания отечественной школы фельетона.
Фельетоны Ильфа и Петрова "Как создавался Робинзон" и "Веселящаяся единица" появились в "Правде" в начале 30-х гг. и сразу обратили на себя внимание читателей. Они были напи­саны в виде острого, почти фантастического гротеска, пронизыва­ющего не только детали и ситуации, но и целые картины. Гротес­ку подчинялся весь образный строй фельетонов. Эти же качества присущи и последующим фельетонам Ильфа и Петрова - "Рав­нодушие", "Директивный бантик", "Безмятежная тумба" и др. Шаржированные до невероятности, они в то же время были ре­алистичны и очень похожи в главном. Реальны и реалистичны мысли авторов, выдуманы лишь ситуации, но и они характери­зуют жизнь в многомерности ее проявлений.

С очерками и рассказами, зарисовками, фельетонами и пам­флетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. По­годин, В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам, В. Маяков­ский, А. Платанов, К. Радек и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годы в "Прав­де", "Известиях", "Комсомольской правде", были и такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, А. Корнейчук, Н. Вирта, М. Ауэзов, Вс. Иванов и др.

Советская журналистика принимала активное участие в со­здании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его "прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток", она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.

Система средств информации нашей страны, будучи провод­ником сталинской модели строительства социализма в СССР, заняла с выходом "Краткого курса истории ВКП(б)" и учрежде­нием отделов пропаганды в газетах ведущее место в идейно-тео­ретическом обосновании сталинизма как единственно верной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономической формации.

Настойчивое проведение СМИ авторитарной идеологии спо­собствовало тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной админис­тративно-командной системе и лишенной самой незначитель­ной самостоятельности.

Печать стала орудием административно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идео­логии классовой борьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жест­ким орудием осуществления административно-командного дав­ления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнял ука­заний и директив самой печати.

Режим тоталитарного государства, культ личности Сталина наложили глубокий отпечаток на работу прессы. Во время поли­тических процессов 30-х гг. тон всей советской журналистике задавала "Правда". Она занимала непримиримую и жесткую по­зицию по отношению к тем, кого обвиняли во вражеской дея­тельности. В обличение вовлекались люди талантливые, в иных ситуациях проявившие себя честно и храбро. Среди подобных публикаций "Правды" была полная ярости и издевки статья "Убийца с претензиями". Она принадлежала перу блестящего публициста М.Кольцова. Посвятив свою статью Н. Бухарину, автор вел речь о нем, как об обреченном. Однако массовые реп­рессии коснулись и кадров нашей печати. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты, в их числе член редколлегии "Правды" М. Кольцов, редакторы "Комсо­мольской правды" А. Костров, В. Бубекин, писатель-публицист Третьяков и многие другие.

В деятельности прессы конца 20-х-30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идео­логии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремлением к дальнейше­му усилению идеологического и организационного воздействия прессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом их тиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз., в том числе коли­чество изданий, выходивших в национальных советских респуб­ликах, достигло 2500.

 

 

ВОв и ЖУРНАЛИСТИКА








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 780;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.