Объект, предмет, законы и закономерности социологии

Наука - это исторически развивающаяся система объективных знаний о мире; особый вид познавательной деятельности социальный институт, обеспечивающий выработку таких знаний. Социология (от лат. socius - общество и греч. logos - слово, учение) - это наука об обществе или один из способов изучения людей.

Объект науки - это фрагмент объективного мира, обладающий интересными для данной науки свойствами.

Объект социологии - это общество и его элементы, а также вся совокупность социальных связей и отношений.

Предмет науки — это модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением. Определение предмета науки требует воспроизведения соответствующей области реальности на уровне абстрактного мышления путем выявления в ней наиболее значимых закономерных связей и отношений. Предмет социологии неоднозначен и изменчив, поскольку представления о сущности социального менялись на протяжении всей истории социологии и конкретизируются по сей день.

О. Конт рассматривал социологию как науку об общих законах существования и развития общества, понимаемого им как человечество в целом.

Г. Зиммель считал предметом социологии формализованные стороны отношений между людьми. В центре исследовательского внимания М. Вебера находились осмысленные действия людей, направленные на других.

Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные факты, имеющие объективный, не зависящий от отдельных людей характер.

М. Вебер рассматривал в этом качестве социальные действия, субъективно ориентирующие людей друг на друга.

П. Сорокину предмет социологии представлялся всей совокупностью в неприродных «надорганических» сторон жизни людей.

Таким образом, предметом социологии выступает совокупность связей и отношений, в рамках которых осуществляется взаимодействие личностей, социальных групп, общностей и институтов, образующих социальную реальность вообще и в данных конкретных исторических условиях в частности. Разночтения в понимании сути социального предопределили многообразие подходов к определению предмета социологии.

Социологические законы и категории

Как любая наука, социология изучает научные факты и находит закономерности.

Научное знание вырабатывается при помощи ряда средств, в роли которых выступают:

1) категориальный аппарат (понятия и категории);

2) научные факты;

3) идеи, гипотезы, концепции и теории;

4) методы научных исследований.

Понятие - это форма мышления, фиксирующая существенные характеристики явлений и процессов и позволяющая ими оперировать. Категория - это понятие, выражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения в сфере исследований данной науки.

Категории социологии можно разделить на четыре группы:

Общесоциологические категории описывают все разнообразие явлений общественной жизни, отражают все возможные состояния социальных процессов на макроуровне.

2. Категории среднего уровня применяются для явлений и процессов отдельных сфер жизни общества.

3. Категории микроуровня, применяемые для описания соответствующего уровня жизни общества.

4. Категории конкретных социологических исследований (прикладной социологии) используются для описания процесса проведения конкретных социологических исследований.

Законы - универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости, тенденции. Благодаря законам возможны т. н. номологические высказывания, т. е. более или менее общие, универсальные высказывания. Законы общества бывают:

онтологические, т. е. относящиеся к сфере реального, сущего, «того что есть», точнее, того, что регулярно «бывает»;

деонтологические - правила, принципы и свойства, выступающие в качестве обязательных для исполнения норм (религиозные, юридические, моральные и даже эстетические) и исторически восходящие к обычаю. Деонтология - раздел этики, изучающий проблемы долга и должного. Термин «деонтология» введен британским этиком-утилитаристом И. Бентамом (1748-1832).

До научной революции XVI-XVII вв. преобладало деонто логическое понимание социальных законов, происхождение которых связывалось с чьей-либо волей. Научное знание, напротив, направлено на поиск онтологических законов. Новаторство первых социологов состояло в том, что они рассматривали социальную реальность как часть природы и занимались поиском неизменных, всеобщих естественных законов, по которым оно существует.

Социальный закон - это воплощение существенных, глубинных, всеобщих и необходимых связей и взаимодействий социальных явлений и процессов, неразрывно связанных с социальными действиями людей. В отличие от законов природы, которые выражают абсолютно объективные, не зависящие от людей существенные и необходимые, наиболее часто повторяющиеся и типичные связи, социальные законы реализуются только через деятельность людей, воплощаются в их действиях.

Они действуют как законы-тенденции, т. е. закономерности, и проявляются по-разному в зависимости от конкретных условий. В своей сущности они выступают в качестве результатов взаимодействия объективных связей между различными ком понентами социальной системы и активных целенаправленных действий многих людей и их ассоциаций.

Социологический закон - это высший теоретический уровень социологического знания, представляющий собой логический вывод, опирающийся на социальные факты и аксиоматические предпосылки. Аксиома - утверждение, не требующее доказательств. К социологическим аксиомам можно отнести социабельную природу человека, наличие у него витальных потребностей, системность общества, единство и экологическое равновесие общества и природы.

Научные факты - это события, зафиксированные наукой. Они всегда являются результатом специальной обработки сведений о социальной реальности и представлены в виде особых идеализированных объектов (таких, как треугольник, квант, хромосома, рождаемость, лидерство или социальный статус).

Социологические факты - это описание фрагментов реальности (явлений, процессов, событий, объектов) средствами социологии.

Путем выявления социологических фактов в сфере общественной жизни социология находит социальные закономерности - объективно существующие, систематически проявляющиеся существенные связи социальных явлений и процессов.

Через выявление и систематизацию социальных закономерносей социологи выстраивают социологические теории - системы социологических обобщений, основанные на поддающихся проверке эмпирических данных.

 

2. Методы социологии

 

Кроме законов и закономерностей наука формулирует идеи, гипотезы, концепции и теории. Средством их создания являются понятия, категории и методы.

Научный метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) - это средство или инструмент научного познания. Методы социологических исследований бывают количественными и качественными. Количественные методы обеспечивают приращение социологического знания на основе приемов, техник и процедур математики и статистики: шкалирование, тестирование, факторный анализ и др. Качественные методы обеспечивают идентификацию, выявление свойств и характеристик социальных явлений и процессов: биографический метод, стилистический анализ личных документов, исследование эталонных групп.

Методология - это учение о системе наиболее общих принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, а также организации социологического исследования.

В методологии можно выделить четыре уровня:

1) общефилософские методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация и др.);

2) общенаучные методы (системный, моделирование, типологизация);

3) методы теоретической социологии (структурно-функциональный, сравнительный, метод кросскулыурного анализа, корреляционно-казуальный метод, метод вычленения инвариантности);

4) методы прикладной социологии (наблюдение, опрос, анализ документов, социологический эксперимент, анализ и обобщение социологической информации).

 

3. Социология в системе наук об обществе

 

Социология связана также со многими социально-гуманитарными науками, из которых ей наиболее близки социальная философия, антропология и социальная психология.

1. Социальная философия представляет собой раздел философии, изучающий общество в его качественном своеобразии, выделяющем его из мира явлений природы.

2. Антропология концентрирует внимание на локальных, доиндустриальных сообществах и занимается поиском общих и особенных черт в развитии человеческого рода и человеческой культуры.

3. Социальная психология изучает мышление, чувства, поведение и другие проявления человеческой психики в их связи с такими социальными явлениями, как поведение других людей, социальные связи, групповая идентичность и др.

4. Экономика исследует производство, распределение и потребление материальных ресурсов и позволяет изучить такие социальные явления, как безработица, инфляция, поведение потребителей.

5. Политическая наука изучает социальные отношения по поводу власти и государственного управления. Политологов интересуют такие проблемы, как механизмы формирования и работы правительств в различных системах правления, деятельность политических партий, заинтересованных групп, поведение избирателей.

6. Психология исследует, прежде всего, индивидуальные особенности людей. Психологи изучают процесс овладения навыками речи, чтения, формирование черт личности.

7. С правоведением социологию связывает интерес к социальным нормам. При этом социологию интересует не столько содержание и механизм реализации правовых норм, сколько их социальные аспекты, такие как происхождение, эффективность, взаимосвязь с обычаями, традициями, а также тенденции их преобразования в различных исторических условиях.

8.История изучает прошлое различных обществ и дает материал для выдвижения гипотез социологических исследований, а также иногда сведения для сравнительного анализа социальных явлений и однотипных процессов в различные исторические периоды.

9. Демография исследует количественные характеристики населения.

Математика, статистика, кибернетика и информатика имеют дело с формализованными данными. Использование выработанных ими методик обработки данных позволяет социологам оперировать сведениями о массовых социальных процессах и явлениях.

Связь социологии с другими науками отражена в ее категориальном аппарате. Из философии в социологию пришли такие понятия, как «общество», «человек», «прогресс» и др.

Из психологии - «ценностные ориентации», «мотив», «интерес», из юриспруденции - «статус». От других наук социологию отличает то, что она изучает структурные единицы общества (личности, группы, слои, ассоциации), социальные связи между ними (действия, взаимодействия, социальные институты), а также динамику социальных структур (социальные изменения). В то же время, как показывает история науки, именно в областях пересечения и соприкосновения социологии с другими науками об обществе возникают наиболее ценные с практической точки зрения теории.

Социология является интегративной наукой об обществе, использующей знания, методы и категориальный аппарат различных областей социально-гуманитарного знания.

 

4. Функции социологии

 

Функция (лат. functio - исполнение, осуществление) - назначение, которое данное явление имеет в отношении целого, частью которого оно является. Наука об обществе, будучи одним из социальных явлений, также имеет свои функции.

1. Познавательная функция социологии обеспечивает при ращение знания, благодаря которому результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для просвещения, а также разработки и принятия

общественно значимых решений.

2. Прогностическая функция - выработка научно обоснованных знаний о тенденциях развития социальных процессов и их возможном будущем состоянии. Благодаря этой функции в переходные и кризисные периоды развития общества социология имеет возможность:

представить альтернативные сценарии социальных процессов;

определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе;

рассчитать вероятные последствия различных управленческих решений.

3. Управленческая функция позволяет использовать социологические знания для целенаправленного систематического воздействия на различные социальные объекты для достижения поставленных целей. Результаты социологических исследований (выводы, прогнозы) служат исходным материалом для принятия решений на различных уровнях социального управления.

4. Организационно-технологическая функция – разработка социальных технологий (социальных проектов) для их последующего практического использования при достижении поставленных целей.

5. Социология может способствовать улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений. В этом состоит ее гуманистическая функция.

6. Идеологическая функция социологии состоит в формировании идеалов, ценностей, выражающих интересы социальных субъектов и обосновывающих определенные модели организации общества, а также выявления и решения конкретных социальных проблем.

 

5. Структура социологическогознания

 

Современная социология представляет собой разветвленную систему знаний разных уровней и включает в себя:

1) общесоциологические теории;

2) специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);

3) отраслевые социологические теории (такие как экономическая, политическая, юридическая и т. д. социологии) направлены на социологическое осмысление соответствующих проявлений существования общества. Они применяют концептуальный, категориальный и методологический аппарат социологической науки, направляя его в междисциплинарное русло. Тем самым не только осуществляется взаимодействие со смежными социогуманитарными дисциплинами, но и создается многомерное видение общества как целостного явления. Выступая как специализированное использование «оптики» социологической науки, отраслевые социологии опосредуют взаимосвязь общих и социальных теорий с эмпирической социологией;

4) эмпирическую социологию.

Первый уровень включает теории наиболее высокого уровня обобщения, объясняющие явления и процессы, важные для всех областей общественных отношений. Второй уровень специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня) обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей жизни общества (семья, образование, политика, экономика, армия и т. д.).

Специальные социологические теории можно разделить на различные группы:

1) теории социальных институтов (социология религии, образования, семьи);

2) теории социальных общностей (этносоцилогия, социология электората, социология молодежи);

3) теории специализированных сфер деятельности (труда, спорта, досуга, управления);

4) теории социальных процессов (теория социального обмена, интеракций, социология социальных изменений);

5) теории социальных явлений (социология общественного мнения, тендерная социология).

Дж. Ритцервыделяет в социологическом анализе четыре уровня: макрообъективный, макросубъективный, микрообъективный и микросубъективный.

 

Предмет различных уровней социального анализа

 

  Объективный Субъективный
Макросоциология Закон, бюрократия, архитектура, технология, язык Культура, нормы, ценности
Миркросоциология Модели поведения, действия и взаимодействия Восприятия, убеждения, различные грани социального конструирования реальности

 

Отраслевая структура социологии определяется тематическими областями и сферами исследований, выделившимися в процессе дифференциации социологического знания. Отрасли социологии формируются при наличии: а) близкой тематики, б) общих теоретических установок, в) единства методологии и сходства методического инструментария.

На сегодняшний день социология представлена десятками отраслей, таких как экономическая, политическая социология, социология труда, города, культуры, религии, образования и др. При этом отдельные отрасли социологии также разделены на субдисциплины. Так, в рамках социологии культуры выделяется социология кино, театра, чтения, массовой культуры. Экономическая социология включает социологию труда, социологию трудовой занятости, социологию банков, менеджмента и др.

Наряду с четырьмя указанными уровнями выделяют макро и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на взаимоотношениях между основными элементами общественной системы. Они работают с понятиями культуры, социальных институтов, социальных систем, структур, общества. Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах. Микросоциологи используют понятия социального поведения, интеракций, мотивов и т. п.

6. Уровни знания и отрасли социологии

 

Социология изучает общество на всех уровнях.

По логическому статусу получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую. Теоретическая социология носит академический характер. В ней вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, отрабатывается методологическая основа социологического познания. Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, сбором и интерпретацией данных, получением и накоплением знаний, служащих основой для практических рекомендаций и обобщений академического характера.

В зависимости от целей исследования выделяют фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальный уровень знаний решает задачи познания и лучшего понимания социальной жизни (классовая теория, теория социальной стратификации, символический интеракционизм). Это уровень теорий, вскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе.

Прикладной уровень социологии решает задачи, связанные с решением текущих социальных проблем (алкоголизм, наркомания, поведение потребителей, качество программ телепередач и др.). Знания этого уровня развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его сегментов или организаций.

На микроуровне общества социологию интересует непосредственное межличностное общение людей в масштабах малых групп. Главные темы таких исследований - поступки людей, их мотивы, смысл, который они вкладывают в свои действия. На макроуровне социология уделяет внимание образцам поведения, типичным для данного общества, общественным институтам (семья, образование, религия и др.), различным сегментам общества (правящий класс, элиты и массы), а также их взаимосвязи.

В соответствии с социальным заказом, а также собственной логикой развития исследований в социологии складываются различные исследовательские программы, научные школы, дисциплины, направления и парадигмы, что в конечном счете делает ее структуру инвариантной и подвижной. При этом в различных отраслях социологии, равно как и других наук, присутствуют общие (сквозные) уровни знания, включающие научную картину мира, общую теорию, методологию, методики, техники, принципы организации частных, эмпирических и прикладных исследований. Термин «социология» в целом является собирательным и применим ко всем уровням и отраслям социологического знания, а термин «общая социология» указывает на совокупность самых общих научных знаний, относящихся ко всем уровням и областям социологии. Именно общая социология изучается в вузах студентами, не специализирующимися на социологии.

 

7. Социологические парадигмы

Парадигмапредставляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч.paradeigma - пример, образец) - это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе. Как отмечает Г. Е. Зборовский, сегодня к парадигмам в теоретической социологии начали относить самые разные научные системы знания: теории, концепции, направления, течения в научной мысли и т. п. Понятие парадигмы все больше применяется и к таким знаниям, которые не носят революционного для науки характера, а просто дают приращение знания, существенное для дальнейшего развития науки. В связи с этим к социологическому знанию применимо понятие метапарадигмы - обобщающей теоретической характеристики ряда родственных парадигм.

Принадлежность некоторой совокупности научных знаний по социологии к общей метапарадигме предполагает:

1) наличие общей для соответствующих теорий философской идеи осущности социального;

2) признание общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знаний о нем;

3) принятие общего круга проблем, подлежащих и не подлежащих исследованию.

Парадигмальный характер могут приобретать новые модели мира, новые способы их осмысления. Полипарадигмальность современной социологии обусловлена:

- плюралистичностью общества, неоднозначностью его идентификации в континууме «открытость - закрытость»;

- характером саморазвития общества, обусловленным ростом его динамичности, сложности и уменьшением временных масштабов его существования.

Почти сразу после появления социология начала развиваться как полипарадигмальная наука. Позитивизм был единственной парадигмой социологии лишь четверть века. Затем его потеснили марксизм и эволюционизм, а еще через полвека - веберианство. Для социологических теорий, сформировавшихся в русле классических традиций и их продолжения, характерно рассмотрение в целом качестве центрального предмета исследования общества в его макроуровневом измерении, преобладание системного подхода, позитивистская установка на связь с естественно-научным знанием.

В предложенной Дж.Ритцеромсхеме социология представлена тремя парадигмами: «социальных фактов», «социальных дефиниций» и «социального поведения».

В парадигме социальных фактов акцент в осмыслении социальных феноменов делается на системно-структурных формах организации общества, а ее общий смысл соответствует идее Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи. С точки зрения относящихся к этой парадигме направлений (в основном различных версий функционализма) общество - объективно существующая реальность, довлеющая над индивидом.

Парадигма социальных дефиниций — своего рода антитеза парадигмы социальных фактов. Дефиниционистские концепции (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) могут быть проиллюстрированы т. н. «теоремой Томаса»: действия определяются как реальные, если они реальны по своим последствиям, т. е. социальное бытие человека обусловлено, прежде всего, его интерпретационной деятельностью, теми смыслами и значениями, которыми он наделяет окружающий мир.

В парадигме социального поведения (к ней относятся теории социального обмена) используется бихевиористская модель стимула и реакции. Представители этой парадигмы считают единственным методологически адекватным способом познания изучение реально фиксируемых поведенческих актов в контексте их подкрепления/санкционирования.

Неклассическая метапарадигма наиболее активно развивалась в 30—60-е годы XX в. В ней общество и все его составляющие рассматриваются как вторичные по отношению к человеку как мыслящему и действующему субъекту. Акцент делается на субъективной стороне социальной реальности, прежде всего на смыслах, значениях, символах.

Постнеклассическая метапарадигма представлена двумя парадигмами: интегративной и постмодернистской. В первой ведущие позиции занимают ключевые понятия практики, агента, структуры, действия, поля, капитала, социального пространства и времени, габитуса, жизненного мира, коммуникации и др.

В ней имеет место стремление современных социологов преодолеть противостояние парадигм и концепций первой половины и середины XX в., относящихся, в основном, к структурной и гуманистической (интерпретативной) парадигмам. Постмодернистская парадигма признает текучесть и неопределенность всего, что делают общество и человек.

Несмотря на длительный период развития в форме социально-философской мысли, социология утвердилась в качестве академической науки лишь в XIX в.

Черты социологии как способа познания общества:

1. Способ получения знания. Использование научного метода, т. е. систематического и стандартизированного способа получения и обоснования выводов.

2. Новые понятия и дефиниции, т. е. четкие и оптимально измеримые понятия, формирующие научный язык.

3. Специфика задаваемых вопросов. Социологов интересовало не только то, какова социальная ситуация, то также ее причины, перспективы и средства воздействия на не

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое место среди наук об обществе занимает социология?

2. Что дает право называть социологию наукой?

3. В чем отличие объекта социологии от ее предмета?

4. Каковы особенности и задачи современной социологии? В чем сущность ее основных функций?

5. Какова структура социологии? Чем отличается теоретиче­ская социология от эмпирической социологии?

6. Перечислите известные вам специальные социологические теории. Какая из них ближе к вашей профессии?

7. Какие категории социологии вы знаете? Можете ли вы на­ звать главную категорию?

8. Что вам известно о социологических законах? Тождественны ли они социальным законам?

9. Какой метод или методы использует социология?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)

1. Предмет социологического знания.

2. Социология как научное знание.

3. Фундаментальные вопросы социологии.

4. Социальные и социологические законы.

5. Особенности микро - и макросоциологии.

6. Проблема социального в научных дискуссиях.

7. Специфика социологического знания.

8. Основные функции социологии, главные сферы ее при­менения.

9. Социология и реальность.

10.Общественное мнение о социологии.

11.Социология и здравый смысл.

12.Социология как полипарадигмальная наука.

13.Роль социологии в преобразовании России.

14.Социология на пороге XXI в.: новые направления иссле­дований.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология.-Мн.: «Тетра Системс»,2002.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии.-Мн.: «Тетра Системс»,2003.

3. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. М., 1996.

4. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. М., 1996.

5. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология : Учебник для ву­зов. М., 1998. Гл.2.

6. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов (Реферирован­ное издание). Челябинск, 1991.

7. Казаринова Н. В., Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социоло­гия: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл. 1.

8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

9. Миллс Ч. Социологическое воображение / Пер.с англ. М.1998.

10.Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию.М., 1997.

11.Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.

12.Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М.,1997.Гл. 1,2.


 








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 2102;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.052 сек.