Композиционные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси.
Важнейшими особенностями, обусловливающими специфику произведений белорусского ДПИ, являются:
-орнамент
-колористическое решение
-графическое решение мотивов и их семантика
Орнамент– украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов.
Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то части, не только украшали, но и подчеркивали его форму и размер. Они состоят из широких и узких, продольных и поперечных, косых и диагональных полос, отдельно разбросанных фигур – раскидок, волнистых и зубчатых краев.
На территории Беларуси наиболее древние узоры и орнаменты известны по остаткам кожаной обуви 10-13 века из раскопок городищ Полоцка, Турова, Минска, Слуцка. Рисунки спиралеобразных завитков, кружков, волнистых и гладких полосок наносились для придания обуви красивого внешнего вида. Только после 18 века начинают стали характерны сочные орнаменты «красным по белому». В наше время в создании орнамента соединяются традиционное и творческое начала.
Наиболее древним является геометрический орнамент. В белорусском народном ДПИ преобладающим является ленточный геометрический орнамент, в композиции которого использовались ромбы, кресты, точки и др. Традиционный геометрический орнамент белорусского народного ДПИ не отличался особенным разнообразием составных элементов. Его основными фигурами были ромбы, квадраты, кресты, розетки, звезды, прямые и ломаные линии. Но среди перечисленных элементов центральное место отводилось ромбу. Он являлся главным звеном в композиции, а вокруг него группировались все остальные фигуры. Самым простым вариантом ромба являлся квадрат, поставленный на угол.
Но кроме ромбических фигур, в геометрических узорах не меньшая роль отводилась кресту. Чаще всего это был равноконцовый крест, выделенный широкими полосами. Крест также вписывался в разные фигуры или самостоятельно составлял разнообразные композиции.
Большое внимание уделялось и восьмилепестковой розетке. Строгие формы в ее поздних узорах подчинялись выразительному процессу общего процветания геометрических мотивов.
Одна из причин возникновения новых узоров – отход от строгих линейных форм. Начали сменяться розетки и звезды, которые легко превращались в стилизованные цветы, что достигалось несколькими путями: сначала фигура расчленялась на составные части. Затем выделялся центр цветка, с дополнительным членением прямых и скошенных крестиков. Восьмилепестковая розетка и звезды, также были похожи на цветы, когда чередовались разные по цвету лепестки.
Растительные узоры в белорусском ДПИ также имели большую популярность. Самым популярным мотивом в растительном орнаменте была зигзагообразная или волнообразная веточка с равномерно отходящими в разные стороны, или в одну сторону геометрическими розетками или листиками виноградной лозы с гроздьями, иногда с цветами – розами, лилиями, тюльпанами.
Среди цветочных мотивов большое место отводилось розам. Розу с листьями, стеблями, бутонами находили в самых разных композиционных решениях – с веточкой, букетом в вазе, в вазоне, в венках.
Среди растительных узоров орнамента, мотив дерева – один из древнейших. Постоянным мотивом и элементом он присутствовал в орнаменте женской одежды, фартуках, рушниках. В вышитой композиции дерево составляет горизонтальный ряд, сложенный из нескольких похожих мотивов.
Орнамент белорусского ДПИ включает и зооморфные, и антропоморфные мотивы, которые можно встретить на одежде, рукавах женских блуз. В белорусских мотивах также присутствовали и птицы – петухи, голуби, индюки, лебеди, орлы. Птицы составляли композиции с цветами, деревьями.
В восприятии орнамента важную роль играет его цветовое решение. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета материалов в орнаменте, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны и двухцветные, трехцветные, а также многоцветные.
Колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов.
Особое значение в оформлении предметов декоративно-прикладного искусства, в насыщении их не только эстетическими достоинствами, но и глубинным духовным содержанием народные мастера придавали цвету. Умелый подбор цвета и отделки мог самое простое изделие превратить в художественное явление.
Психология цвета конкретна и действует независимо от моды на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом.
Так, например, в песчаной пустыне желтые пески покрыты синим куполом неба. Именно поэтому, древние египтяне превыше всех красок любили сочетание синего с желтым или золота с лазуритом.
Наиболее характерными цветовыми сочетаниями вышивки и ткачества для древнеславянской культуры являлись красно-белые композиции с небольшими добавлениями черного, синего, серого и темно-серого цветов. Использовали также цветовое сочетание «белым по белому».
В славянской культуре красный цвет занимает особое место. Само слово "красный" выходит далеко за пределы простого обозначения цвета.
В записях о пребывании в России европеец XVIII века граф Сегюр, говоря о местных нравах, заметил: "У них даже слово красный обозначает красоту". Этот цвет связан с праздником - свадебное платье невесты было именно красным, а нарядная одежда имела хоть какую-нибудь деталь красного цвета. Домашняя утварь: прялки, туеса, сундуки, даже люлька младенца расписывались красными или красно-оранжевыми узорами.
Цвет выступал как природно-изначальное, нечто глубинное, свойственное душе народа.
Конечно, может быть такая любовь к красному была определена и климатическими условиями: современная наука советует в странах с холодной и продолжительной зимой окрашивать дома в теплые тона, в красный и оранжевый - тона не просто теплые, а горящие - согревающие.
В белорусской народной вышивке и ткачестве чаще всего узор выполняется красной нитью на белой ткани. Существовало поверье, что красный цвет связан с плодородием и обладает чудесными свойствами. В некоторых вышивках наряду с красными применяли синий или чёрный цвета. Выбор цвета и сочетание цветов определялись местными традициями отдельного села или района.
Распространен был и белый цвет, который ассоциировался с чистотой, началом жизни, святостью. Например, кружево, традиционно используемое в белорусском костюме и оформлении интерьера, чаще всего вязалось белыми нитями, поскольку белый цвет символизировал чистоту, начало жизни.
Анализируя колористику керамики, следует отметить ее полихромность, отсутствие яркой росписи, сдержанность колорита. Часто встречается оформление поверхности керамических изделий жидко разведенной глиной другого цвета – ангобом.
Наиболее ярким видом белорусского ДПИ является роспись (куфры, дываны, писанки). Однако и здесь соблюдалось правило малого наличия черного цвета, использование в основном чистых, несмешанных цветов.
Графическое решение мотивов и их семантика
Орнаментальные узоры в белорусском народном ДПИ впечатляют своей разновидностью и разнообразностью мотивов и символов. И чем больше их попадается на глаза, тем приметней становится перевес некоторых, наиболее характерных, устойчивых мотивов, которым мастера по разным причинам отдавали предпочтение.
Обобщенный образ человека в народном художественном творчестве часто получал более конкретное воплощение – девушки, женщины, юноши, мужчины, ребенка. Крепкая семья всегда считалась основой благосостояния и счастья. Это получило свое отражение в художественном творчестве. Узор семьи всегда состоял из 4 частей: мужа, жены, детей. Хорошая семья, как считали наши предки, держалась на трудолюбии. Это наглядно отражалось на рушниках, на которых рядочки узоров образуют фигурки жениха и невесты с кустом роз между ними. Выше – птиц и пчелок (символ трудолюбия).
Символ детей имеет вид вомсьмиконечной розетки в центре - крестик, оберег от несчастья, пожелание добра, здоровья, счастья. Мотив очень подобен на звездочку – символ человека, т.к. ребенок и есть будущий человек.
Символ любви. Это высокое духовное чувство ставило конечной целью возникновение семьи, воспитание детей, ведение совместного хозяйства. Как известно, голубь и голубка в народе считаются символом любви. И поэтому каждый узор несет в себе то или другое значение. (голубь идет за голубкой – зарождение любви, птицы головками друг к другу – любовь в расцвете, головками в разные стороны - любовь закончилась)
Женская доля изображалась в ДПИ в виде пышного разноцветного букета или вазоноа. Также букет может дополняться звездами - символом человека, ромбами – знаком нивы.
С уважение относились белорусы к памяти предков. Изображались три разные мотива – из четырех квадратов, перекрещенных линией и ромба с отростками (непосредственно предки, те, кто умер или поминки по предкам – Деды)
Среди многочисленных узоров народного художественного творчества не попадается ни один узор с изображением злых сил, нечистого, дьявола, чертей. Это потому, что народная традиция требовала выполнять орнаменты, которые принося счастье, добро, любовь. Все, что плохо, от зла, от ненависти – не изображалось.
Рекомендуемая литература
1. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская.—Минск: Народная асвета, 1990.—186 с. |
2. Кацар, М.С. Беларускi арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С.Кацар.– Минск: Энцыкл.iмя П.Броукi, 2008.– 240 с. |
3. Народныя мастацкія рамествы Беларусі/Уклад.Я.М .Сахута.—Минск: Беларусь, 2001.—168 с. |
4. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва/ Я.М.Сахута.—Минск: Беларусь, 2001 .—110 с. |
5. Уткин, Н.М. Народные художественные промыслы / Н.М.Уткин, Н.С.Королева.—М.: Высшая школа, 1992.—160 с. |
6. Попова, О.С. Народные художественные промыслы / О.С.Попова, Н.С.Королева.—М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.—192 с. |
7. Шкуратова, М.А. Художественный труд (для девочек) / М.А.Шкуратова, А.М.Новиков.–Минск: НИО, 2007.–176 с. |
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1135;