Общая характеристика белорусского ДПИ. Народные мастера
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в жизни белорусских людей. Особенно велика его роль в наше время, когда решается задача формирования всесторонне развитого человека, интенсивного умножения по-настоящему значимых духовных ценностей. Сегодня оно наряду с другими видами художественного творчества призвано решать многие задачи гармонизаций и эстетизации окружающей среды, ее духовного наполнения и эмоциональной окрашенности.
В 20 веке была создана промышленная база, решена проблема подготовки кадров и на основе накопленного ранее опыта, художественных достижений и активного взаимодействия с культурами других народов сформировалось декоративно-прикладное искусство Беларуси.
Процессы, начало которым было положено в конце 60-х — начале 70-х годов, последовательно развиваются и сегодня. Несмотря на то что поиски художников республики во многом близки творческим устремлениям мастеров других художественных школ, в их работах неизбежно находит отражение национальная специфика. Народные представления о прекрасном, народная символика и ассоциативно-условная образность составляют основу для постижения особенностей художественного мышления народа, его национального характера. Новаторство должно опираться на весь накопленный опыт художественного выражения действительности, оно, как и традиции, принадлежит национальной культуре и вырастает на ее почве. И, обращаясь к народному творчеству, мастера декоративно-прикладного искусства находят в нем многое для понимания национального своеобразия на современном этапе.
Белорусское декоративно-прикладное искусство имеет две характерные, исторически обусловленные особенности:
§ с одной стороны, в белорусском искусстве нашла отражение тенденция к обособлению и единству страны, которая проявилась в утверждении единого идейно-композиционного решения, разработке общих тем, распространении общих приемов, единстве стиля белорусского искусства.;
§ с другой стороны, существует тесная связь белорусского искусства с декоративно-прикладным искусством соседних стран и народов, особенно украинским и русским, что объясняется наличием единых исторических корней — искусства Киевской Руси.. Тот факт, что Беларусь в разные исторические эпохи входила в состав разных государств, объясняет родство белорусского декоративно-прикладного искусства с искусством Литвы и Польши.
Черты, порожденные в искусстве особенностями психического склада людей определенной нации, несомненно сказываются и в образном строе произведений, и в выборе изобразительных средств. Сдержанность, немногословность — черты, характерные для белорусского национального характера. В белорусском декоративном искусстве нет той цветистости, богатства декора, присущего, скажем, украинскому искусству. Произведения ДПИ Белоруссии при всем богатстве форм выглядят сдержанными (но не бедными) в декоре. И эти особенности народного искусства оказывают воздействие на профессиональных художников.
Особенностью современного декоративно-прикладного искусства является стремление к декоративности, преобладанию эстетического начала в прикладных предметах. Поскольку все утилитарные вещи поставляются промышленностью, они вытесняют из обихода изделия, изготовленные ремесленным способом из керамики, дерева, соломы. Чтобы не быть окончательно вытесненными промышленными вещами, эти предметы становятся все более декоративными и выступают уже не как предметы повседневного обихода, а как сувенирная продукция, несущая в себе, прежде всего, эстетическое начало. Вместе с тем, современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности.
Белорусское декоративно-прикладное искусство вступило в полосу профессиональной зрелости. В республике в настоящее время сложилась национальная школа декоративно-прикладного искусства, которая имеет прочную опору в народных традициях. Этому во многом способствует и организация в республике сети музеев народного творчества, выставок народного искусства, а также активная научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение и пропаганду национальной культуры.
Современному декоративно-прикладному искусству свойственно стирание видовых граней, стремление к синтезу бытовой предметной среды с современной архитектурой, с другими видами творчества, удовлетворение не только материальных потребностёй и духовных запросов людей.
Выделяя мастеров современного ДПИ, следует отметить наиболее яркие персоналии.
Родоначальницей современного соломоплетения является Вера Ильинична Гаврилюк (1904-1986). Она возродила древнейшие приемы изготовления соломенных фигурок. Вера Ильинична стала основательницей художественного промысла на Брестской фабрике художественных изделий. За ней последовала мастер из Могилева Екатерина Артеменко. Пример мастеров оказался захватывающим для более молодого поколения мастеров и художников.
Имена Таисии Агафоненко, Лидии Гловацкой, Евгения и Галины Соломянко, Тамары Павловской, Ларисы Лось, Веры Солдатовой, Анны Ивановой и многих, многих других мастеров составляют сокровищницу белорусского искусства соломоплетения.
Искусство инкрустации имеет давнюю историю, возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В.Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Непревзойденными мастерами на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного искусства Беларуси остаются Л.Валеева, Л.Малахова, Р.Раманеня, В.Павлова.
Среди керамистов особое место занимал Н.Н. Пушкарь. Его работы уводят зрителя в Белорусское Полесье, в неповторимый мир легенд, песен, сказок, обычаев и воплощают прошлое в человеческих характерах. Образы жителей этого края со всеми превратностями их существования, порой смешного, а порой грустного, воссоздает художник в своих композициях. Произведения Н. Пушкаря чаще всего камерные по характеру. Точно найденный размер, тяготение к человеку придают лучшим его скульптурам цельность. Единство образа и стиля, характерное для его работ, позволяет легко разместить их в интерьере.
В особом виде ДПИ – гомельской скани родоначальником считают Цекунова Владимира Валентиновича. Его идеи продолжил Шумский Михаил Евгеньевич,
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 2130;