Соматические изменения в процессе стресса
Во взаимоотношениях индивида с его окружением решающую роль играет головной мозг. Центральное место при этом занимают как его структуры — кора головного мозга, лимбическая система, ретикулярная формация, гипоталамус, так и периферические органы. Стресс, будучи взаимодействием между человеком и окружающей средой, — сложный процесс, основанный на интеграции практически всех частей мозга.
Стрессовая реакция в ответ на психосоциальный стимул начинается с восприятия действия стрессора сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Сигналы об этом событии достигают центральной нервной системы. При этом информацию получает не только кора головного мозга, но и ретикулярная формация, а через нее гипоталамус и лимбическая система. Каждый стимул на этом пути может достичь той или иной структуры лишь при помощи неспецифической активации, зависящей от значения полученного раздражения для личности, вида самого раздражителя и ситуации, предшествовавшей его воздействию, а также от прежнего опыта перенесения аналогичных раздражителей. Благодаря этому непосредственные события получают возможность приобрести эмоциональную окраску (Snyder S., 1974). Полученные сигналы и их эмоциональный аккомпанемент анализируются в неокортексе. Особую роль в возникновении стресса играют ассоциативные области лобной и теменной долей. Так, полагают, что вредное влияние воздействующего стрессора осознается в лобной области. Одновременно может формироваться ответ внутренних органов, за который ответственны стимулы, поступающие через ретикулярную формацию. Получив эмоциональную оценку, обработанная информация из коры головного мозга поступает в лимбическую систему. Учитывая роль лимбической системы, приходится принимать во внимание, что она участвует в таких комплексных функциях, как эмоции, мотивация, регуляция бодрствования, кратковременная память и ее переход в долговременную. Если психосоциальный стрессор интерпретируется как опасный или неприятный, то может возникнуть сильное эмоциональное возбуждение. Эмоциональный стресс возникает в том случае, когда блокируется удовлетворение биологических, психологических или социальных потребностей, он выражается, в частности, соматовегетативными реакциями, носящими мобилизационный характер. В процессе развития эмоционального стресса возникает генерализованное возбуждение как симпатического, так и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. На действия экстремальных и повреждающих факторов первым реагирует эмоциональный аппарат, тем самым начиная стрессовую реакцию (Судаков К. В., 1976, 1981).
По мнению П. К. Анохина (1973), эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта, в аппарат акцептора результатов действия. При отсутствии полезной приспособительной реакции в ответ на средовые изменения, что фиксируется как несоответствие результатов этой реакции свойствам акцептора действия, возникает конфликтная ситуация, усиливается эмоциональная напряженность. Нарастание возбуждения в лимбической системе и, в частности, в ее центре — гипоталамусе, регулирующем и координирующем деятельность вегетативно-эндокринной системы, приводит в результате к активации вегетативной нервной системы и эндокринных процессов. В формировании нейродинамических и эндокринно-вегетативных изменений при стрессе ведущую роль играют лимбико-кортикальные отношения (Беляев Ф. П. и др., 1978).
Эмоциональные механизмы становятся стимулами для так называемых основных психосоматических осей стресса: нейронных, симпатических и парасимпатических иннервации концевых органов, нейроэндокринных механизмов.
Таким образом, стрессовые реакции на психосоциальные трудности не столько следствие последних, сколько интегративный ответ на когнитивную их оценку и эмоциональное возбуждение (Everly G. S., RosenfeldR., 1985).
Самые первые соматические проявления стресса возникают благодаря быстрой реакции симпатической и парасимпатической автономных систем. После того как психосоциальный стимул был оценен как угрожающий, нервное возбуждение при симпатической активации направляется к задним отделам гипоталамуса, при парасимпатической — к переднему отделу. Путь импульсов симпатической нервной системы проходит через цепочку ганглиев, проводящие пути к соматическим органам. Импульсы, следующие парасимпатическими путями, идут через черепной и крестцовый отделы спинного мозга к иннервируемым органам.
Возбуждение вегетативных центров приводит к многократному увеличению концентрации катехоламинов. Высвобождением, в частности, медиатора норадреналина на окончаниях симпатических нервов меняет активность органов. В парасимпатической нервной системе ту же роль осуществляет ацетилхолин. В целом симпатическая нервная система реализует эрготропную функцию, активируя деятельность органов. Парасимпатическая нервная система тормозит, замедляет и нормализует активность органов, т. е. выполняет трофотропную функцию. Как уже было отмечено, при стрессе наблюдается не только эрготропная реакция, но и трофотропная. Воздействие на телесные органы в связи с активацией вегетативной нервной системы при стрессе проявляется сразу и долго продолжаться не может из-за ограниченной возможности длительного выбрасывания медиаторов в межсимпатическую щель. Для поддержания стрессовой активности в продолжение более длительного времени включается нейроэндокринный механизм. С этой целью используются главным образом основные эндокринные оси, реализующие стрессовую реакцию: адренокортикальная, соматотропная и тиреоидная. Эти стрессовые механизмы для своего включения требуют более активной стимуляции.
Высшим центром управления адренокортикальным механизмом является септально-гипоталамический комплекс. Отсюда импульсы направляются к срединному бугру гипоталамуса. Здесь выделяется кор-тикотропин-рилизинг фактор (КРФ), поступающий в гипоталамо-ги-пофизарную воротную систему. КРФ попадает к клеткам переднего гипофиза. Хемофобные клетки переднего гипофиза реагируют на КРФ
выделением адренокортикотропного гормона (АКТГ) в сосудистую систему, через которую он попадает в кору надпочечников. АКТГ стимулирует выделение кортизола и кортикостерона в кровь. АКТГ способствует выработке минераликортикоидов: альдостерона и дезокси-кортикостерона. Они посредством первичной реабсорбции натрия регулируют уровень электролитов и артериального давления.
Комплекс перегородка — гиппокамп через гипоталамо-гипофизар-ную систему обеспечивает деятельность соматотропной оси. В этом случае передний гипофиз стимулируется соматотропин-рилизинг фактором (СРФ), продуцируемым срединным бугром, и выделяет гормон роста. Последний определяет экскрецию минералокортикоидов. Гормон роста повышает резистентность к инсулину и ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров.
Роль тиреоидной оси в психосоциальном стрессе известна недостаточно, а имеющиеся данные противоречивы. Эта ось связана с септаль-но-гиппокампальным комплексом и срединным бугром, в котором вырабатывается тиреотропин-рилизинг фактор (ТРФ), направляющийся к переднему гипофизу. В переднем гипофизе выделяется тиреоид — стимулирующий гормон (ТСГ), который побуждает щитовидную железу к экскреции тироксина. Этот гормон повышает общий уровень обмена веществ, частоту сердечных сокращений, сократимость сердца, периферическое сопротивление сосудов, чувствительность тканей к катехоламину.
В стрессовой реакции принимает участие гипофиз. Задние отделы гипофиза (нейрогипофиз), получив нервные сигналы от супраоптических ядер гипоталамуса, высвобождают вазопрессин (антидиуретический гормон — АДГ) и окситоцин. АДГ действует на функцию почек таким образом, что в организме происходит задержка воды. Он, как полагают, наряду с окситоцином и меланоцитостимулирующим гормоном оказывает также влияние на процессы обучения и запоминания.
В течение стрессовой реакции гипофиз также продуцирует три го-надотропных гормона, которые воздействуют на половые и молочные железы. Под влиянием соответствующей концентрации тестостерона уже на 4—7-м месяце внутриутробного развития происходит полово-специфическая дифференцировка гипоталамуса, что, по мнению A. W. Biff (1976), обусловливает при стрессе поведение, соответствующее полу.
Таким образом, в период стресса происходит процесс оценки, формирования цели и стратегии, что осуществляется благодаря взаимодействию коры, лимбической системы, ретикулярной формации и гипоталамуса. Они интегрируют внешние требования среды и внутреннее состояние индивида, а также регулируют соматические изменения через другие структуры. Это осуществляется, например, через продолговатый мозг, сосудодвигательные центры и др. Поведенческие или соматические изменения — результат взаимодействия этих мозговых структур. Если же указанные структуры повреждаются, это приводит к невозможности или расстройству адаптации и нарушению взаимоотношений с окружением.
В стрессовой реакции мозговые структуры, взаимодействуя между собой, проявляют себя различно. При опасности, возникающей для основных биологических потребностей, главную роль играют гипоталамус и лимбическая система. Трудности исполнения социальных потребностей требуют наибольшей активности коры головного мозга и лимбической системы. Сказанное, однако, не означает, что другие мозговые структуры не играют никакой роли в формировании стрессовой реакции (Scheuch К., Schreinicke G., 1981).
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 142;